Технологии социального партнерства с несовершеннолетними преступниками

Модель непрерывного социального сопровождения (кейс-менеджмента) несовершеннолетних, совершивших асоциальные проступки, правонарушения и преступления.

Данная модель разработана с участием государственных структур и ведомств, а также ряда учреждений муниципального подчинения, образовательного сектора и общественных некоммерческих организаций. Между этими структурами заключено соглашение о сотрудничестве и создана рабочая группа по реализации модели.

Модель имеет важное значение в повышении эффективности системы работы с несовершеннолетними, оказавшимися в сфере деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (школ, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), реабилитационных центров и т.д.), органов следствия, суда, уголовно-исполнительных инспекций УФСИН, воспитательных колоний ФСИН. Внедрение технологии социального сопровождения позволяет добиться единой взаимосвязанной и комплексной деятельности структур по реабилитации конкретного подростка на общих принципах: непрерывности, адресности услуг, комплексности работы с несовершеннолетними, а также на принципе приоритета реабилитационных программ по месту жительства для конкретных групп несовершеннолетних. Важнейшей составляющей модели является организация деятельности кураторов несовершеннолетних при трех районных КДНиЗП.

Функции кураторов выполняют работники социальной службы. При возбуждении уголовного дела по факту совершения несовершеннолетним преступления следователь делает в КДНиЗП запрос на предоставление материала, характеризующего подследственного несовершеннолетнего по поручению председателя КДНиЗП и с письменного согласия родителей или законных представителей, которые расписываются в карте социального сопровождения (КСС), разработанной в рамках проекта, куратор выясняет обстоятельства жизни и воспитания несовершеннолетнего. Он запрашивает соответствующую информацию, посещает место жительства подростка, проводит личные встречи с представителями учреждений и заведений, исследует особенности его личности и для этого в обязательном порядке проводит личную встречу с несовершеннолетним. Куратор определяет причины условия, приведшие к совершению преступления, вносит собранные данные и результаты обследований в КСС несовершеннолетнего.

Весь собранный куратором материал (КСС и прилагающиеся к ней справки, характеристики и другие документы) направляется следователю. Куратор также дает следователю разъяснения о собранной информации и личности подследственного несовершеннолетнего. Копия КСС хранится в КДНиЗП в специальной папке — деле курируемого несовершеннолетнего. КСС прикладывается (ни в коем случае не пришивается) следователем к материалам уголовного дела. Она имеет накопительный вид: каждый ее последующий раздел заполняется информацией о состоянии подростка, мероприятиях и программах, в которых он принимал участие, реакции на них и рекомендациях по дальнейшей работе с подростком. После изучения прокурором дела направляются в районный суд. В каждом районном суде для рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних определены специальные судьи. Судья, получив дело несовершеннолетнего, изучает КСС.

Судья приглашает куратора КСС вместе с приговором направляется в учреждение (организацию), которая несет ответственность за исполнение приговора (УИИ, воспитательная колония, КДНиЗП, специальная школа в тесном сотрудничестве с общественным сектором, в рамках действующего законодательства.

Данная модель основывается на межведомственном и межсекторном взаимодействии и строится на следующих основополагающих принципах:

- приоритет реабилитации, а не наказания;

- индивидуально комплексный подход в работе с несовершеннолетними;

- включение несовершеннолетнего в реабилитационные программы;

- максимальное использование ресурсов местного сообщества[14].

Модель «Ювенальный суд».

В условиях отсутствия в Российской Федерации ювенальных судов, то есть специализированных судов по делам несовершеннолетних был отработан механизм взаимодействия судьи, специализирующегося на рассмотрении дел и материалов в отношении несовершеннолетних, с органами и службами государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такое взаимодействие направлено на усиление социальной защиты подростков, представших перед судом, принятие воспитательных и реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей вместо карательного и репрессивного подхода в целях предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних.

В отдельных модельных судах были введены помощники судей с функциями социального работника. Социальный работник при суде оказывал содействие судье, специализирующемуся на рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, в изучении психологических особенностей личности несовершеннолетнего, социальной и воспитательной среды подростка, в установлении причин и условий преступления, в принятии мер совместно с органами системы профилактики по их устранению, предупреждению правонарушающего поведения осужденного подростка в будущем.

Впервые в современной России был создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних в судебной коллегии по уголовным делам, который не только рассматривает дела несовершеннолетних, но и обеспечивает методической помощью судей районных и городских судов области и проводит с ними обучающие семинары.

С целью сохранения и развития достигнутого уровня межведомственного взаимодействия на базе Российской академии правосудия была открыта Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции (Ювенальный центр). Она призвана оказывать информационную и методическую помощь судам, органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органам местного самоуправления[14].