Технологии социальной работы с неполной семьей

Одна из важных задач развития социальной работы с неполной семьей – переместить акцент в ее определении, научиться понимать, что это обычная ячейка общества, социальные проблемы которой конструируются обществом, а вся тяжесть переживаний ложится на плечи женщин и детей. Специалисты по социальной работе должны учитывать этот факт, анализировать социально – политический и социально – психологический контекст жизненного опыта конкретной неполной семьи – клиента и оценивать роль своей организации или службы в этом процессе. Если специалисту социальной работы не удается распознать природу маргинальности неполной семьи, то существует риск оказать медвежью услугу, предоставляя помощь и поддержку на чисто формальном уровне, которая не в состоянии достичь поставленных целей.

Социальная работа, направленная на предотвращение распада семьи и предоставление необходимых ресурсов для их выживания, не препятствует расторжению брака, если вред, наносимый семейными раздорами и родителями, и детям превышает ценность сохранения брака. Решение о разводе рассматривается в этом случае социальным работником как смелый, независимый выбор, способный привести к самообновлению. Позиция социальных работников в случае развода семьи основывается на том, что семья должна адаптироваться к жизни после развода, и учиться с этим жить. Вместе с психологами они должны помогать и матери, и детям осознать разрыв супружеских взаимоотношений и сохранять при возможности желание контактировать с отцом и бывшим супругом, настраивать на новый тип отношений, особенно с теми из отцов, которые, оказавшись за пределами бывшего семейного очага, обладают достаточно высоким потенциалом для того, чтобы участвовать содержании, воспитании и развитии ребенка.

Интерес представляет тот факт, что до 90-х годов ХХ века в центре внимания работников социальных служб и судебных инстанций было привлечение мужчин к участию в жизни их внебрачных детей и вынесения решения об отцовстве для защиты их прав. Сегодня интерес работников социальных служб фокусируется на проблеме психологического манипулирования детьми со стороны разведенных матерей во имя достижения весьма определенной цели – воздействовать на бывшего супруга через ребенка.

Социальная работа в отношении неполных семей предполагает затрату специальных усилий на просвещение, сохранение здоровья, повышение культурного уровня и социальной компетенции их членов. В то же время совершенно очевидно, что их социализация в нынешних изменившихся условиях должна быть сориентирована на расширении сферы их социального участия и формирование активной жизненной позиции.

Основные условия практической социальной работы, помогающей неполной семье в ситуации жизненного кризиса, должны быть направлены на общие состояние всех ее членов. При построении теоретического фундамента этой работы различают соматический подход (связанный с удовлетворением самых насущных, первичных потребностей человека), психологический, социальный и духовный. Соматический заключается в том, чтобы избавить семью от элементарных материальных лишений. Социальная помощь включает обеспечение одинокой матери работой, устройство детей в группы дневного пребывания социального учреждения, на периодическое лечение в санаторий, летние лагеря и т.д. Однако до тех пор, пока безработица, бедность и все их последствия остаются вне сферы компетенции социального работника и отдельной социальной службы, самой реальной остается психологическая и психотерапевтическая помощь.

Методы социальной работы с неполными семьями, адекватные существующим у них проблемам, могут быть психотехническими. Это означает, что ситуация семьи как предмет изучения и воздействия берется как человеческая чувственная деятельность, практика, куда активно прежде всего включены члены семьи, и вместе с ними все, кто пытается им помогать. Как и весь комплекс проблем неполных семей, эти методы, с теоретической и практической стороны, являются делом многоаспектным, междисциплинарным. Одни психологи неспособны, охватить эти проблемы целиком и полностью. Но поскольку в задачи социальной работы с неполными семьями входит внесение позитивных изменений в их жизнь, то содержанием их практического решения в первую очередь должно быть творческое созидание собственной мотивации на изменение к лучшему, жизненно важных ценностей, ориентиров, выявление потенциала и ресурса личности каждого из ее членов, способностей наполнять осмысленностью свою жизнь даже при самых тяжелых кризисах.

Конечно же, определение целей социальной работы с неполными семьями, ее стратегий, тактик, технологий, их воплощение в жизнь – не одномоментный акт. Это процесс, затрагивающий интересы представителей всех заинтересованных ведомств, вовлекающих в себя органы государственной, региональной и местной власти, общественные организации, социальные и территориальные сообщества. Что касается конкретных программ помощи, то это всегда компромисс между устремлениями семьи и социальных работников, а также различными научными концепциями. Поэтому разработка адекватных технологий как механизмов поиска такого компромисса, согласование разнонаправленных и часто противоположных интересов неполных семей и социальных сил, старающихся или обязанных приходить им на помощь, становится важнейшей частью разработки этих технологий и внедрение их в жизнь.

В современных социально-экономических условиях падает престиж с семьи как института, обеспечивающего воспитание и первичную социализацию подрастающего поколения. Уменьшается число официально зарегистрированных браков, растет число разводов, снижается рождаемость и материнский возраст, увеличивается численность матерей и отцов – одиночек, а также социальных сирот, наблюдается рост иждивенчества. Нарушение воспитательной, досуговой, культурно-психологической функции семьи приводит к росту числа проблемных семей.

На фоне отмеченных неблагоприятных тенденций возрастает роль различных программ, направленных на профилактику тех или иных отклонений в развитии. При комплексных центрах социального обслуживания населения создаются отделения, призванные осуществлять профилактическую деятельность, оказывая поддержку, обеспечивая своевременную социальную помощь семьям с детьми.

Систему комплексного, междисциплинарного и непрерывного сопровождения семьи могут обеспечить такие учреждения, как Центр социальной помощи семье и детям, Комплексный центр социального обслуживания населения, Центр психолого-педагогической помощи населению.

Социальный патронаж можно образно представить в виде работы команды специалистов, объединенной общими целями, строго и последовательно реализующих ту или иную стратегию действий в отношении семьи.

Патронаж неполной семьи – это индивидуальная социально-педагогическая деятельность с семьей путем вмешательства в семейную ситуацию с намерениями произвести в ней какие-либо изменения к лучшему.

Следует всегда помнить, что вмешательство в семейную ситуацию возможно при условии, если социальный работник владеет достоверной информацией о семье; есть добровольное желание семьи. Семья суверенна, поэтому она сама вправе решать, прибегать или не прибегать к помощи социального педагога. Исключения составляют лишь случаи, когда возникает угроза жизни и здоровью детей или их родителей.

В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:

– экстренный – осуществляется, когда требуется немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 –4 раза в неделю);

– срочный – осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального педагога с семьей организуется 2 – 3 раза в неделю);

– обычный – осуществляется при активности
самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направляющего содействия, и посещения семьи сводятся до одного раза в неделю.

– контрольный – осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.

Патронаж неполных семей осуществляется по следующим направлениям:

– информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации в семье как трудной или опасной;

– прямое вмешательство в ситуацию;

– заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

– непосредственная поддержка клиента патроната (патронатное воспитание);

– контроль, оценка и завершение работы с семьей.

Общие рекомендации по выстраиванию последовательности и системности социального патронажа семьи можно применить в отношении неполной с учетом ее особенностей. [2, с. 26]

Несколько по-другому предлагают работать с неполными семьями в системе патронажа Л. С. Алексеева и В. Ю. Меновщиков.

Первой стадией при взаимодействии с неполной семьей выступает постановка социального диагноза. До непосредственного знакомства с неполной семьей социальный работник уже готовится к оказанию помощи: определяет круг проблем, которыми ему, возможно, предстоит заниматься, решает вопросы о целесообразности и средствах вовлечения неполной семьи в процесс осуществления необходимых изменений, способах установления контакта с ней или же о передаче ее другому специалисту данного учреждения либо в сферу влияния иных организаций и ведомств.

Оценка неполной семьи – необходимая часть обследования. Ее следует рассматривать не как формальную процедуру, а как заинтересованный поиск информации о сути имеющихся трудностей. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор информации о неполной семье – первый шаг к организации работы в системе патронажа.

Поначалу информация, полученная из разных источников, может быть неполной, несистематизированной и противоречивой. В дальнейшем ее следует пополнять и уточнять. Но и то, что уже получено, используется как основание для выхода на неполную семью и начала работы с ней.

Обоснованная оценка неполной семьи на базе исходной информации нацеливает специалиста на более тщательное изучение ее специфических особенностей и потребностей в целях оказания необходимой адресной помощи.

Как правило, первичный диагноз неполной семьи носит психосоциальный характер, который задает цели именно социального патронажа.

Для него необходимы следующие данные:

  ·    общие сведения о неполной семье и их анализ;

  ·    характеристика межличностных отношений
неполной семьи и ее взаимодействие с социальным окружением;

  ·    факторы, определяющие все отношения неполной семьи.

Необходимо помнить, что избыточность информации свидетельствует о бесполезной трате времени. Поэтому целесообразно сосредоточиться на получении лишь необходимых данных, раскрывающих следующие вопросы:

  ·    Каковы демографические характеристики неполной семьи, на какой стадии развития она находится?

  ·    Какие проблемы больше всего беспокоят неполную семью, ее окружающих, близких родственников?

  ·    Каким образом проблемы неполной семьи выражаются внешне, кто и когда это заметил?

  ·    Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и общие стрессовые факторы, мешающие неполной семье адекватно функционировать и обусловливающие необходимость ее социальной поддержки?

– Каковы первоочередные цели на пути решения проблем неполной семьи? Что нужно и можно сделать не откладывая?

– Насколько готова неполная семья сотрудничать с социальной службой, отдельным ее работником? Есть ли у нее мотивация на принятии помощи со стороны?

  ·    Какими возможностями располагают служба и
семья для налаживания отношений, контактов?

  ·    Какова взаимосвязь характеристик неполной
семьи и социальных условий, в которых она находится? Насколько они согласуются с целями, которые стоят перед службой в плане оказания помощи?

Объем и характер искомой информации варьируется в зависимости от специфики социально-педагогической деятельности, которую служба планирует проводить с данной семьей: ее целей, структуры, организации, а также теоретической ориентации специалистов.

Второй стадией является вмешательство в семейную ситуацию. Разнообразие процедур и приемов включения неполной семьи в патронажную деятельность выражается некой условной шкалой и зависит от класса семейных проблем:

  ·    тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни членов семьи;

  ·    резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться;

  ·    глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной субкультуре.

Вмешательство в системе патронажа – это действия и предписания, посредством которых социальный работник осуществляет интервенцию в семейную ситуацию с намерением произвести в ней какие-то изменения к лучшему.

Задача социального вмешательства состоит в смягчении воздействия стрессового фактора – события, чрезвычайного обстоятельства – путем оказания экстренной социальной помощи, снятия эмоционального напряжения и мобилизации усилий семьи на преодоление собственных проблем и кризисов.

Третья стадия заключается в работе над мотивацией неполной семьи. Среди семей объективно нуждающихся в патронаже, большинство являются немотивированными или слабо мотивированными к взаимодействию с социальными службами. При слабой мотивации контакты с сотрудниками социальных учреждений легко прерываются, небольшие успехи остаются незамеченными. Наиболее сильной мотивацией на помощь обладают женщины; мужчины полагают, что проблемы надо решать в семье, не привлекая посторонних.

Следующая стадия и одновременно форма патронажной работы с неполной семьей – проблемный анализ и диагностика. На данной стадии диагностика семейной ситуации направлена на решение целого ряда важных вопросов: на каком этапе кризисного цикла находятся члены семьи; какое из их затруднений является наиболее важным, определяющим; с чего нужно начинать работу? Проблемный анализ требует сведений о социальной среде неполной семьи, об особенностях внутренней культуры, индивидуальных проблемах ее отдельных членов, ее воспитательном потенциале и пр. [12, с. 111–113]

На данном этапе специалист по социальной работе может пользоваться разными приемами. Если информация о сути проблем добывается в форме интервью, в ходе которого члены семьи излагают свое видение ситуации, реализуется «совместное исследование». Можно использовать и так называемое циркулярное интервью, в процессе которого один из членов неполной семьи отвечает на вопросы об отношениях внутри семьи.

Модель развития взаимоотношений с семьей, которая включает следующие этапы:

первый этап – установление контакта и ориентирование неполной семьи на совместную работу со специалистом;

второй этап – сбор информации о семье, решение вопроса «В чем проблема?»;

третий этап – осознание желаемого результата, ответ на вопрос «Чего бы вы хотели добиться, к чему хотите прийти?»;

четвертый этап – выработка альтернативных решений, которые можно обозначить «Что еще мы можем сделать в этом направлении?»;

пятый этап – обобщение специалистом результатов общения с неполной семьей в форме резюмирования.

Данная модель применима как для выстраивания отношений на всем пространстве патронажной работы, так и для проведения отдельных встреч.

Пятой стадией является установление договорных отношений.

Договариваться можно о целях предстоящей работы, о ключевых проблемах, которые будут решаться, о временных рамках совместной деятельности, о процедурах и методиках, которые предполагается использовать, об особых требованиях социального учреждения.

Шестой стадией является осуществление запланированных преобразований. Переход к исполнительной части патронажа связан с решение ряда задач: систематическое отслеживание ситуации и состояния неполной семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной деятельности; создание социально-психологических условий для преодоления неполной семьей конфликтов и кризисных состояний; создание специальных условий для оказания помощи и поддержки неполной семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы личностного и социального характера.

Итак, патронаж – одна из главных форм социальной работы с неполными семьями.

Патронаж неполных семей – это деятельность, в процессе которой противоречия и конфликты решаются с учетом конкретных особенностей внутренней жизни семьи, условий ее социального бытия, психологии ее членов, а также предъявляемых к ним требований со стороны социальной, нормативной среды. Патронажная деятельность неполных семей позволяет социальному работнику находить варианты приспособления социальной и семейной среды друг к другу. [12, 118]

Одно их направлений работы с неполной семьей – является профилактика. Для проведения комплексной, системной профилактики на базе отделений создаются школы и клубы, объединяющие определенные категории населения. Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

– предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

– сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

– содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. [44, с 210–211]

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Объектами социально-профилактического воздействия являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика. Выделяют следующие направления профилактики:

Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.

Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:

– социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);

– медико-санитарные (вредные с точки зрения экологии условия труда и быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

– социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

– социально-психологические (деструктивные отношения между родителями, между родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);

– криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.) [44, с. 213].

Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л. Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На наш взгляд важнейшие из них следующие:

На начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.

Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.

Важным аспектом работы психолога (социального работника) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс). [43, с 12]

Консультирование – это работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Ее специфика заключается не только во внешнем построении консультативного пространства и распределении консультативного времени, но и выполнении некоторых важных задач как обязательных условий оказания помощи.

В процессе консультирования должны быть достигнуты следующие результаты: переход клиента из состояния внутреннего беспорядка к ощущению целостности (внутреннего порядка), обогащение одномерного видения ситуации новыми точками зрения, принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним, за свою жизнь и свои отношения с окружающими.

Семейное консультирование включает в себя следующие этапы: знакомство с клиентом и начало беседы; формулирование и проверка консультативных гипотез; психокоррекционные воздействие; этап завершения беседы. [38, с. 153]

Основными техниками консультирования являются: активное слушание, то есть поощрение клиента к вербальному самовыражению (использует следующие приемы: повторение, уточнение, перефразирование и др.) и эмпатическое слушание, то есть «отражение чувств» клиента. Также иногда используется техника вопросов, которая заключается в использовании разнообразных вопросительных средств, для получения новой информации о клиенте. [38, с. 154]

Необходимо подчеркнуть, что консультант должен избегать прямых советов. Тем не менее, некоторые рекомендации и советы в мягкой форме допустимы. Следует лишь исключить жесткие и директивные формулировки и высказывать ненавязчивые предложения и пожелания.

Вирджиния Сатир– в своей работе с семьями, ориентируется на прояснение существующих внутри семьи стилей общения и повышение самооценки и самоуважения членов семьи. Согласно Сатир, самооценка – основной движущий механизм развития человека. Такая самооценка вырабатывается еще в детстве и лежит в основе «неконгруэнтного» общения. А все нарушения в семейном гомеостазе происходят как раз тогда, когда общение «неконгруэнтно».

Различные нарушения в семье вызывают не «плохие» люди, (а «плохие» правила. В процессе терапии очень важно смещать акцент с отдельного пациента и сводить к минимуму обвинения в его адрес и необходимо, чтобы члены семьи осознали знали свои ценности и семейные правила. Также терапевт должен помочь семье модифицировать те правила, которые являются неуместными для семьи и приводят к возникновению напряжения.

В терапии Сатир много занимается обучением, она предложила многие упражнения, техники и игры для семейной терапии. Ее терапия – это терапия опытом, обучает клиентов новым ролям и стилям поведения.

В семейной психотерапии акцент перенесен на видение симптома как обслуживающего систему – семью, частью которой является индивид. Семейная психотерапия – это нечто большее, чем просто набор техник для работы с семьей, а не с отдельным индивидом. Это также и другой взгляд на проблемы, предъявляемые клиентами. Системный подход предполагает переход от рассмотрения и решения индивидуальных проблем к пониманию личностных трудностей в плоскости семейного взаимодействия. Клиенты обычно обращаются с индивидуальными жалобами и проблемами. Описание проблемы в личностных терминах приведет к поиску решений, направленных на изменение индивидуумов. Единицей анализа выступают не отдельные члены семьи (элементы системы), а отношения и вязи между ними. [42, с. 76]

Одним из видов консультирования является групповое консультирование. Для неполных семей создаются группы взаимопомощи. Такие группы предполагают комплекс мероприятий, целей и задач по восстановлению функций семьи и развитию ее жизненного потенциала.

Внимание группы сосредотачивается на индивидуально – личностных характеристиках родителей и их детей, на возможностях и способах преодоления трудностей семей и ее членов. Участники группы взаимопомощи могут получить рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения; почувствовать внимание и поддержку со стороны других людей. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, переживающих подобные затруднения (смерть супруги, развод, а также другие причины, связанные с необходимостью матери заниматься воспитанием ребенка). В группах, как правило, действует принцип «врачующей помощи», при котором всегда присутствуют взаимность и взаимообмен. Социальная работа по данному направлению представляется, прежде всего в организации групп само- и взаимопомощи. Взаимная помощь становится реальностью, когда люди, перед которыми стоят общие проблемы или задачи, объединяются для взаимной поддержки и конструктивных действий в решении этих проблем.

Число участников групп взаимопомощи может варьировать от 5 до 20 и более человек.

Важным моментом является возможность индивидуальных консультаций участников группы. Не каждый сможет рассказать о своих душевных трудностях, о том, что, пережив трудную ситуацию, не хватает сил залечить глубокую рану.

Продолжительность каждого занятия 1,5–2 часа. Группа само- и взаимопомощи предлагает длительный курс занятий, поэтому полезна большая гетерогенность (по возрасту, образу, а также типу жизненных проблем).

Основная цель группы – установление положительной эмоциональной связи между участниками. Каждая встреча преследует определенную цель, достижение которой происходит не только в ходе встреч, но и в процессе жизнедеятельности отца, цели группы могут модифицироваться и меняться на протяжении всего курса группового опыта. [23, с. 31–32]

Задача руководителя группы заключается в укреплении веры членов группы в свои силы и развитии способностей самостоятельно решать проблемы. Ему, прежде всего, необходимо создать атмосферу эффективного сотрудничества членов группы, а также контролировать соблюдение принятых внутри группы правил взаимодействия. Деятельность руководителя происходит при тесном сотрудничестве с лидером группы.