Технология организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Если речь идёт о социальном процессе, то становится ясно, что в основе его реализации используются социальные технологии. Чтобы глубже познать сущность этого явления, обратимся к источникам. Словарь русского языка С. И. Ожегова говорит об этом так: «Процесс- ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь (процесс педагогической работы, производственный процесс, воспитательный процесс)».

Примерно такое же объяснение данному явлению даёт Советский энциклопедический словарь «Процесс (от латинского «Процессус» - продвижение):

1) Последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь;

2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-нибудь результата.

Говоря об основе любого процесса, мы имеем в виду ту или иную технологию, используемую при этом. А что есть сама технология? Этот термин также имеет несколько значений. «Технология (в переводе с греческого - искусство, мастерство, умение)- совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии, как науки, выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Современные подходы в организации процессов, как подчеркивает М. В. Фирсов, Т. П. Студенова [36. С.95], связанных с воспитанием и образованием ориентируют его организаторов и исполнителей на поиск и использование оптимальных технологий. В этой главе мы ставим задачу проанализировать понятие социальной технологий.

Технология- это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Любая технология по мнению И. А. Маслова [25. С.109], исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека.

Принимая во внимание, что предметом исследования нашей дипломной работы является социальный процесс в исправительном учреждении, то вполне уместным будет говорить о наличии социальных технологий.

Как подчеркивает А. Н. Сухов [31. С.68], социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах.

Во-первых, их можно трактовать как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело, прежде всего, с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приёмов методов воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий.

Представляется плодотворной позиция тех авторов, которые в социальных технологиях выделяют две формы:

1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

При поступления в исправительное учреждение, на осужденного составляется специальная карта социально-психологической работы с осужденным.

Рассматривая, социальные технологии, Н. С. Данакин [19. С.73] конкретизирует их понимание как способы осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Это общее определение, его можно отнести ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей людей и, прежде всего, социально уязвимых групп населения.

Для доказательства тезиса о практической реализации социальных технологий без употребления этого термина целесообразно сослаться на тесную взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с такими его компонентами, как техника и технология управления.

Особую значимость для понимания и реализации социальных технологий имеют социологические знания, разработка программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически трактует способы применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть - это, во-первых, совокупность приёмов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые бы способствовали решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, её отношениями с природными явлениями. Классификация социальных технологий, как и педагогических, может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т. д. Она базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т. д.), поскольку к каждому из них можно применить определённые способы воздействия в целях их оптимального функционирования развития и совершенствования.

По мнению Н. С. Данакина, можно выделить социальные технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

В работах ряда учетных, рассмотрены и выделяются технологии поиска, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить информационно-внедренческие, обучающие инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач различаются технологии универсальные и частные. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран регионов, территорий, трудовых ассоциаций, а также обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т. д. С полным на то основанием можно выделить также социальные технологии в социальной сфере, в духовной и экономической областях.

Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.

Вот лишь некоторые из них: глобальные, инновационные, рутинные, региональные, универсальные, информационные, интеллектуальные, исторические, демографические, социальные технологии согласия, социальные технологии разрешения конфликтов, политические, административно - управленческие, психологические и психофизиологические.

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как системы.

Итак, социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приёмов, методов и форм воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретике методологических закономерностей, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой и др. Таким образом, классификация технологий в социальной работе может быть очень богатой. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа - это, прежде всего, разновидность социальной системы, имеющей дело с молодыми людьми (в частности с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Применительно к социальной работе как науке социальных технологий выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Когда речь идёт о социальной работе как об учебной дисциплине - сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, её основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т. е. эти технологии, носят в основном обучающий, информационный характер.

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, можно согласиться с мнением Н. С. Данакина [19. С.92], который считает, что сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приёмов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения. Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Классификация технологий в социальной работе как виде практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Главное здесь - учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь.

Как подчеркивает В. И. Курбатов [22. С.69], теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с отдельными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают её основными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они существенно разнятся, если учесть специфику объектов социальной работы.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально - педагогические, социально - психологические, социально - медицинские и другие технологии. Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные не специалистам; сложные, требующие квалификацию одного специалиста; сложные, требующие квалификаций специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Технологии в социальной работе во многом предопределяют её эффективность.

Проанализировав социальные технологии, мы можем сегодня сказать, что применительно к системе работы наших исправительных учреждений речь должна идти о социальных технологиях. Для нас социальная технология является сложным, системным образованием, в котором имеет место и содержательный и процессуальный аспект. Мы не претендуем на научное определение термина социальной технологии, но мы посчитали возможным представить её в форме структурно-функциональной модели, на основе которой реализуется социальный процесс в наших исправительных учреждениях. Описание, анализ и реальный опыт работы убеждает нас в том, что данная технология имеет свои положительные стороны), каждый знает своё место и позицию и результативность).

Всё это мы попытаемся показать в следующей части нашей дипломной работы на опыте практической деятельности Федерального Государственного Учреждения (общего режима) ГУФСИН по Новосибирской области, осуществляющего социально-педагогический процесс по исправлению осужденных.