Технология социальной работы

Технология социальной работы представляет собой сбалансированную систему реабилитации лиц злоупотребляющих психоактивными веществами включающею собой: целенаправленную, социальную деятельность, которая учитывает особенности психики человека, опираясь на его социальную сущность.

Технология социальной работы осуществляется по следующим системным направлениям: психодиагностика и психокоррекция, психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психопрофилактика.

Психодиагностика.

Раздел психологического знания, находящегося на стыке фундаментальных отраслей психологии и практических запросов жизни. Термин был введен Г. Роршахом в 1921 г. Научная психодиагностика опирается на знание принципов строения и природы изучаемых качеств, знание закономерностей самого процесса и характеристик инструментария, что позволяет поставить психологический диагноз [1].

В конце XIX в. начали появляться оценочные шкалы и тесты, которые помогали определять психологические особенности индивида и сравнивать их с "нормой".

В настоящее время психодиагностика получила широкое распространение в таких видах деятельности, как:

-   подбор и расстановка кадров;

-   профориентационная работа;

-   прогнозирование социального поведения при определенной ситуации;

-   процесс обучения и воспитания;

-   судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

-   психологическое консультирование и психотерапевтическая помощь.

С помощью психодиагностических методик проводятся исследования в психологии личности и межличностных отношений. И их данные используются в работе с людьми, находящимися в трудном положении. Зная личностные характеристики, сильные и слабые стороны человека, можно добиться хороших результатов в реабилитационных мероприятиях.

Психодиагностика проводится при поступлении в учреждение социальной защиты, в ходе социального вмешательства, предоставления социальных услуг, на заключительном этапе работы с клиентом. В этом случае результаты психодиагностики могут служить оценкой эффективности социальной работы с клиентом. Рассмотрим некоторые психодиагностические методы[2].

Один из довольно распространенных методов в работе психологов, применяемый также и специалистами по социальной работе, - наблюдение. Оно ведется за обследуемым в процессе взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни (семье, группе). В психодиагностике распространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры.

Люди по-разному реагируют на неудачи. Одни могут собраться и вновь сделать попытку что-то изменить в своей жизни к лучшему, другие считают, что это бесполезно. В 1966 г. Д. Роттер предположил, что это происходит из-за различного ощущения людьми локуса контроля. Локус контроля связан с нашими представлениями о том, откуда управляются события - изнутри или снаружи. Люди по-разному контролируют значимые для них события, т.е. локализуют контроль. Существуют два типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события в первую очередь зависят от его личностных качеств (целеустремленности, компетентности, уровня способностей) и являются результатом его деятельности. Во втором случае человек убежден, что все его успехи или неудачи зависят от внешних сил (везение, случайность, обстоятельства, другие люди и т.д.). Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым событиям и ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться в своей социальной жизни.

Психологически полезнее иметь внутренний локус контроля, а не внешний. Люди с внутренним локусом контроля обычно испытывают меньше стрессов. "Если вы склонны считать, что в определенной степени управляете своей жизнью, то вы обычно ищете способы справиться с неприятностями, а не пассивно миритесь с ними, и в результате очень часто понимаете, что можете кое-что сделать. Даже если вы не в состоянии помешать самому событию, можно предпринять определенные шаги, чтобы его последствия оказались менее серьезными, чем при пассивном ожидании". Люди с внешним локусом контроля мирятся с происходящим и не пытаются измениться и, следовательно, труднее справляются со стрессовыми ситуациями.

Интерналам свойственны большая ответственность и социальная активность. Они последовательны в своем поведении, проявляют большую когнитивную (познавательную) активность, активно ищут информацию и более осведомлены о ситуации, чаще интересуются характером, причиной, течением и лечением болезни и активнее борются за выздоровление.

Интерналы более социально ответственны, осознают смысл и цель жизни. В ситуациях, связанных с принятием решений и риска, они более последовательны и продуктивны, считают, что усердный труд может дать хорошие результаты и получить заслуженное вознаграждение.

Характерные черты интерналов (на основании 16-факторного опросника Кеттела) - эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, сердечность, утонченность, общительность и большая сила воли.

Экстерналам чаще присущи подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману[3].

Для чего необходимо знать локус контроля? Если клиент - интернал, его легче подключить к реабилитационным мероприятиям, опираясь на его качества, заинтересованность в положительном исходе своей проблемы.

Для определения локуса контроля используется шкала Д. Роттера, каждый из ее 29 пунктов состоит из двух противоположных суждений, характерных для интерналов и для экстерналов. В НИИ им. В. М. Бехтерева разработана методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) за разнообразными жизненными ситуациями. В отличие от шкалы Д. Роттера, в нее включены пункты для определения экстернальности - интернальности в межличностных и семейных отношениях, а так же УСК в отношении болезни и здоровья.

Для специалиста важно знать, как поведет себя клиент в той или иной ситуации. Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека, психологи изучают так называемые универсальные, или базовые, черты.

Психокоррекция.

Воздействие психолога на индивида или группу с целью изменения психологического состояния, проявления свойств психики, особенностей психических процессов, процессов внутригруппового общения и т.п. в условиях обыденной жизни, специально организованных занятий, учебной, производственной или иной ситуации, которое не связано с постановкой диагноза (медицинского, психиатрического, патопсихологического) и использованием средств и процедур медицинского характера. С психокоррекцией тесно связана психотерапия.

В силу врожденной или приобретенной патологии, неблагополучного социального и семейного окружения у человека может неправильно сформироваться система представлений и взаимодействия с окружающим миром. Психокоррекция помогает исправлять эти недостатки, поскольку она представляет собой относительно продолжительное, особым образом организованное воздействие на воспитуемого или обучаемого.

С помощью психокоррекции можно компенсировать недостающие от рождения, не сформированные в определенном возрасте или утраченные функциональные возможности человеческой психики, а также активно формировать их. Для клиента составляется индивидуальная коррекционная программа, включающая в себя приемы, виды деятельности, необходимые для его коррекции.

Психотерапия. Лечение больного средствами психического воздействия. В широком смысле психотерапия включает также оказание психологической помощи здоровым людям при психологических затруднениях или в случае потребности улучшить качество жизни. Помощь оказывается в двух основных формах - индивидуальной (индивидуальное консультирование) и групповой (игры, дискуссии) [4].

Наиболее распространенный вид психотерапии - психоанализ, основанный на теории 3. Фрейда. Упрощенная версия психоанализа - трансактный анализ, разработанный Э. Берном. Есть также поведенческая терапия. Она исходит из того, что все душевные невзгоды порождены неадекватными реакциями человека на условия его жизни. Отсюда цель терапии - формирование правильных реакций посредством подкрепления (поощрения или порицания). Этот метод хорошо зарекомендовал себя в исправительных учреждениях.

Психотерапия разделяется на медицинскую (система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного) и психологическую (решение внутриличностных проблем человека психологическими средствами). Несмотря на то, что эти два вида психотерапии взаимодействуют и обогащают друг друга, между ними есть существенная разница.

Медицинская психотерапия применяется врачами в психиатрии с помощью лекарственных препаратов, электрошока, гипноза, трудотерапии, лечебной физкультуры и т.д. Психологическая психотерапия использует в основном игровые, развивающие, моделирующие проблему методы: беседу, психодраму, арттерапию и т.д. [5]

Врач рассматривает человека как больного и ищет причину заболевания. Психолог и его подопечный совместно выявляют психологическую причину личностных проблем. Специалист помогает клиенту преодолевать фрустрирующие ситуации, разрешать конфликты, снимать последствия стрессов, переживать жизненные кризисы и т.д.

Для социальной работы первостепенное значение имеет психологическая психотерапия. Внутриличностные проблемы человека переплетаются с социальными, поэтому необходимы совместные действия специалиста по социальной работе и психолога.

Центральной задачей социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению.

Развитие социально-психологического направления психотерапии (личность - общество) способствовало возникновению психосоциального подхода, связываемого с именами М. Ричмонд и Ф. Холлиз. В 1950 - 1960 гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, работы Дж. Боулби.

Психосоциальный подход -это способ понять личность клиента в его взаимоотношениях с окружающим миром, целостность "человека в ситуации", т.е. психосоциальность, поэтому внутренний мир человека и внешнюю реальность следует рассматривать во взаимосвязи с целью поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Психосоциальный подход к клиенту позволяет оптимистически рассматривать возможности человека, высоко оценивать его потенциал, способность к росту и развитию, но при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи.

Суть помощи заключается в оказании гражданам квалифицированной социально-психологической поддержки, в частности, консультирование; помощь в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения проблем и преодоления трудностей; помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения и уверенности в себе.

Одна из наиболее современных областей психотерапии и социальной психологии - социальная психотерапия, ориентированная на оказание психологической помощи людям, оказавшимся в трудных условиях в обществе или его социальных группах.

Среди методов социальной психотерапии можно назвать психодраму, предложенную Я. Морено. Суть ее в том, что люди, страдающие от каких-то проблем, разыгрывают, как в театре, драматические сценки на тему этих проблем. Человек с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни. Сцены разыгрываются таким образом, будто они происходят в данный момент. Это помогает человеку прояснить проблему, испробовать различные стили поведения, найти для себя наиболее конструктивные модели поведения. Иногда это помогает избавиться от комплексов и предрассудков, мешающих жизни.

Психотерапия началась с трудов 3. Фрейда. Совместно с И. Брейером он показал, что лечить душевные болезни можно психологическим воздействием. В 1896 г. он впервые ввел в употребление термин "психоанализ".

Для специалистов по социальной работе важно знать типы психологической защиты, к которым могут прибегать клиенты при обсуждении своих проблем; понятие трансфера, так как клиент может переносить на специалиста те отношения, которые были у него с эмоционально значимыми людьми; проблемы психосексуального развития ребенка[6].

К. Юнг (ученик З. Фрейда) ввел понятие "коллективное бессознательное" и "архетип". Архетип - древние формы мысленных представлений, свойственные многим людям и составляющие содержание их коллективного бессознательного. Это понятие имеет большое значение, поскольку в социальной работе необходимо учитывать особенности архетипических представлений различных народов и слоев населения о желательном образе жизни и стиле человеческих взаимоотношений.

Специалисту по социальной работе важно знать теорию А. Адлера о комплексе неполноценности. Он считал, что все дети страдают комплексом неполноценности из-за малого роста, недостатка сил и возможностей, частых болезней, физических недостатков, отсутствия семьи, насилия, совершаемого над ними, и т.д. Чтобы компенсировать этот комплекс, человек ставит перед собой цель достигнуть превосходства. Если намеченное неосуществимо, у него может развиться невроз, позволяющий оправдать неудачу и проявлять власть в форме отказа от социальных чувств и обязанностей. Практически все клиенты специалиста по социальной работе в той или иной степени страдают комплексом неполноценности и искажениями личности.

В. Франкл доказал зависимость психологического здоровья личности от стремления обрести смысл жизни. Он считал смысл жизни основным двигателем поведения и развития личности. Человек, утративший смысл жизни или не имеющий возможности его реализовать, страдает от ощущения пустоты, фрустрации, отсюда неврозы, агрессия.

Однако каждый человек в любых обстоятельствах может обрести смысл своего существования, активно включаясь в многообразный поток жизни. Цель психотерапевта - помочь пациенту (клиенту) обрести смысл жизни, в частности в одной из трех сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Смысл можно найти в любых обстоятельствах и ситуациях, следовательно, человеческая жизнь никогда его не утрачивает. Следуя этому правилу, можно ощутить счастье и полноту жизни, что позволит перенести жизненные невзгоды. Помощь человеку в обретении своего уникального смысла жизни Франкл назвал логотерапией, что означает "лечение словом".

Так как в социальной работе приходится иметь дело с людьми, находящимися в кризисных ситуациях, учение Франкла о смысле жизни и его роли в преодолении этих кризисов очень важно. Идеи Франкла созвучны идеям деятельностного подхода в психологии.

Особое значение в последнее время приобретает групповая психотерапия. Методы социальной работы все больше объединяют с психодиагностикой в единую систему деятельности.

Наша работа посвящена технологии социальной работы с наркозависимыми и их семьями, поэтому большое значение приобретает системная, комплексная работа с семьей. В настоящее время семейная терапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами (супружеской, детско-родительской диадой), делая при этом акцент на совместные встречи и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе[7].

Православие рассматривает наркоманию как страсть, как духовную болезнь человека.

Открывая в ноябре 2000 г. Всемирный конгресс антинаркотических сил “В XXI в. без наркотиков”, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в таких словах выразил позицию Русской Православной Церкви: “Наркомания - болезнь всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. И только неустанные усилия духовенства, врачей, политиков, работников правоохранительных органов и представителей других сфер общества дают нам надежду на преодоление того духовного кризиса, который охватил человечество на пороге третьего тысячелетия”[8].