Типология конфликтов и причины их возникновения

Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений — экономических, социальных, политических, нравственных, духовных. В основе которых - реализация потребностей, прав и интересов каждого человека, и если назревают противоречия, то впоследствии они обостряются и обретают форму конфликта.

В соответствии с многообразием общественных отношений, конфликты рождаются, существуют и разрешаются в разных сферах жизнедеятельности. Особое место среди кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.

Социальная работа – активно развивающаяся профессиональная деятельность, необходимая для оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. И эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром.

Социальный работник в рамках профессии имеет задачу – направление конфликта в позитивное русло и его разрешение с минимальными потерями для всех участников. Не менее важным является умение обучить клиентов элементарным навыкам по выходу из конфликта или его разрешению. Центральное значение имеет умение специалиста вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в любой жизненной ситуации, без «страховки» со стороны [16, c. 6-7].

В одиночку социальному работнику справиться все же сложно. Как правило, работа оказывается эффективной, если она проводится в команде. Команда специалистов – это представители той или иной организации, учреждения. Организация — это не только производственно-технологическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, предоставления услуг, принимают активное участие в решении социально-экономических проблем. Организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов [10, c. 112].

Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.

Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного (формального) и личного (неформального) порядка.

Просто так ничего не происходит. Первоосновой тех или иных событий являются причины. Для любой организации присущ следующий ряд основных причин конфликта:

      ·    Социальная напряженность в коллективе: характеризуется наличием видимой социальной несправедливости, нарушением норм сотрудничества. Выделяют 2 группы условий, способствующих развитию напряженности - внутренние и внешние.

Внутренние:

- невыполнение руководством организации своих обещаний;

- несправедливое распределение материальных благ, отсутствие улучшений труда, отдыха и быта работников;

- подстрекательство со стороны сотрудников;

Внешние:

- дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп;

- ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива.

      ·    Соотношение интересов в организации: характеризуется столкновением частных и общих интересов. Люди, занимающие различные статусы в организации, могут сознавать свои объективные интересы и их противоречивость, а могут и не сознавать. Конфликт может вытекать как из реально противоположных объективных интересов, так и из иллюзорного представления об их противоположности. Конфликт на искусственной почве может возникнуть в случае, когда его участники принимают различие интересов за их противоположность.

      ·    Внутренние конфликты, конфликты с внешней средой.

Внутренние конфликты возникают в рамках организации и делятся на такие, как: межиндивидуальный (расхождение личных целей сотрудников), внутригрупповой (между соперничающими сотрудниками или руководителями), межгрупповой (недовольство из-за разницы в профессиональной подготовке).

Конфликты с внешней средой – конфликты между сотрудниками организации и клиентами, конкурентами, профсоюзом [5, c. 234-240].

В соответствии с причинами назревания конфликтных ситуаций, выделяют следующие типы конфликта в организации.

Организационные: столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.

Производственные: специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов: внутригрупповые, конфликты между рядовыми работниками, конфликты между руководителями и подчиненными, конфликты между работниками разной квалификации и возраста.

Трудовые: столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).

Инновационные: руководители организаций, главные специалисты и работники стремятся к обновлению производства; к разработке и внедрению нововведений в различных подсистемах своих организаций — производственной (технической), экономической, социальной. В этих сферах инновации приобретают экономическую значимость. Они направлены на создание условий для эффективной работы, идет замена старого — новым, что объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового [11, c. 87-95].

Организационные конфликты являются особым типом социальных конфликтов, которые вызываются специфическими свойствами организации, ее структурными особенностями и взаимодействием с другими организациями. Границы между организационными конфликтами и социальными не существует, так как почти всегда в организацию привносятся личностные конфликты, а организационный конфликт может перейти в межличностный. Люди часто переносят личные симпатии и антипатии на деловые качества кого-либо и стремятся найти причину конфликта и погасить его средствами организации, хотя на самом деле причина находится далеко за пределами данной организации.