Токио - туристический центр

Построенный в 1457 году небольшой самурайский замок Эдо обязан своим превращением в процветающий город, а позже и в столицу основателя династии сёгунов Токугава.

Получив удаленные от Киото, столицы того времени, но плодородные и богатые земли, Изясу Токугава с начала XVII века развернул в Эдо колоссальные строительные работы. Десятки тысяч мастеров засыпали мелководные участки залива, возвели величественный замок правителя, построили поместья для самых знатных семей империи. В городе возникли многонаселенные кварталы самураев, ремесленников, торговцев, актеров и куртизанок. К 1868 году, когда Эдо стал столицей и был переименован в Токио - "восточную столицу", в нем насчитывалось около двух миллионов жителей.

Сейчас в границах Большого Токио на площади в 2162 квадратных километра живет 12 миллионов человек (см. фото 1: Токийский залив).

Здесь находится резиденция императора, парламент, штаб-квартиры всех политических партий, министерства. В кипящем и бурлящем городе сконцентрировано 60% японских компаний и фирм, в нем обучается треть всех студентов, издается 80% печатной продукции. Помимо национальных и муниципальных музеев работают 50 частных и 350 коммерческих галерей, несколько симфонических оркестров, хоров, знаменитые драматические театры и студии, театры традиционных жанров "кабуки", "но", "бунраку" (см. фото 2: обычный вид центра города).

Радиально-кольцевой системой основных магистралей Токио похож на Москву, но отличатся тем, что в нем, не зная как тут ездить, можно остаться навсегда.

В центре города находится императорский дворец с парком, траву которого обновляют простой заменой дерна полной площади парка, чему мы были свидетелями. К парку прилегают, точно дольки мандарина, центральные районы, каждый со своей специализацией. С министерствами соседствуют кварталы банков, страховых компаний, торговых концернов ( см. фото 3: все перемешано - новые дома и старые).

Торгово-развлекательный квартал Гиндза, со множество весьма сомнительных заведений, ровными рядами у которых стоят зазывалы - милые красивые девушки и негры! И суют вам в руки некие фотобуклетики. Сама Гинза оказалась довольно короткой улицей, самая ее бурлящая часть, квартала в 3.

Парк расположен рядом с Кайлой - сосредоточением университетов, училищ, студенческих общежитий и тут почти весь день идет движение: бегают, едут на велосипедах, забеги массовые, индивидуальные, просто гуляют и т.д., нормально живут! (Фото 4: просто заповедный уголок, даже с рисунками преступников на доске объявлений)

Еще парк Ееги, рядом с которым мы жили. Чистенький, стриженый. Какие красочные свадьбы там наблюдали, соревнования по стрельбе из лука, и естественно, с 4 часов утра физкультурники, как и у нас, выбегают за здоровьем.

Постепенно Токио наращивает новые центры: город небоскребов Синдзюку - впечатляет. У Аракавы-сенсея на Синдзюку место работы и на 33-м этаже одного из зданий место тренировки. Маленький зальчик, который они делят с дзюдоистами. Таких зальчиков уместилось бы в нашем штук 5-6.

Рядом молодежный район Сибуя - что там делается к вечеру в метро! Такой тусовки я и в Москве не видел. Знаменитый торговый квартал Икэбукуро - это просто надо отдельно рассказывать.

Город разрастается на запад, в сторону горы Фудзиямы.

Дороговизна столичной земли приводит к тому, что жить в центральных районах могут только очень состоятельные люди или те, кто получил дом в наследство. Домики прилеплены друг к другу как ласточкины гнезда. И все же Токио, притягивая к себе все новых и новых жителей, остается самым интересным и многообещающим городом Японии.

ТОКИО — столичная префектура. Расположена на равнине Канто Тихоокеанского побережья острова Хонсю.

В административном отношении столичная префектура Токио состоит из 23 специальных районов, 26 отдельных городов, 7 поселков и 8 деревень. Административно к ней относятся острова Идзу и Огасавара. Площадь префектуры — 2156,8 кв. км, население — 11 772 тыс. чел. (1995). В том числе площадь самого города — 615,8 кв. км, население — 7966 тыс. чел.

Токио — научный и культурный центр со старейшими частными и государственными университетами страны — Токийским, Васэда, Кэйо, Хосэй, Хитоцубаси и др. В городе более 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев. Один из крупнейших — Токийский национальный музей (1871), являющийся и важным научным центром. В нем хранится 85 тыс. произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства. Выделяются также Токийский национальный научный музей (естественнонаучные коллекции — около 500 тыс. экспонатов), Национальный музей современного искусства (1952), Музей японского народного искусства (1936), некоторые частные галереи.

Токио — город, где удивительным образом сочетаются старина и современность, фешенебельные районы и тихие узенькие улочки. На протяжении ХХ в. Токио дважды разрушался почти до основания — в 1923 г. в результате землетрясения и в 1945 г. вследствие американских бомбардировок. Мощный импульс градостроительные работы в Токио получили в период подготовки к летним Олимпийским играм 1964 г., а в последние десятилетия облик Токио коренным образом изменили поднявшиеся в разных его районах (например, Синдзюку, Сибуя, Икэбукуро) «кусты» высотных административных зданий.

В деловом квартале Маруноути расположены главные конторы крупнейших корпораций и банков. Рядом с Маруноути находится Гиндза — «витрина» Токио и всей Японии, традиционный торговый и культурный центр с множеством кафе, ресторанов, кинотеатров и других мест проведения досуга.

Большой интерес для гостей Токио представляет район императорского дворца с обрамляющими его рвами, дворец Акасака (1909) — любопытный образец подражания архитектуре Запада, столь популярной в Японии в период Мэйдзи, квартал Асакуса, старинные храмы — Гококудзи и богини Каннон,

Телевизионная башня Токио.

Самой высокой точкой в Токио считается антенна ее телевизионной башни, вознесенная на высоту 333 метра. Токийская башня была построена в 1958 г. и с тех пор стала как бы визитной карточкой японской столицы. Весит она 4 тыс. тонн, что гораздо меньше веса Эйфелевой башни (7 тыс. тонн) при гораздо большей высоте. Японцы считают Токийскую башню самой высокой в мире среди конструкций, сделанных из железа. Выкрашена башня в оранжевый и белый цвета, хорошо видные с пролетающих самолетов. По ночам ее освещают 164 прожектора. Причем зимой — теплым оранжевым светом, а в остальное время года — слепящим белым.

Антеннами Токийской башни пользуются восемь телевизионных и четыре радиостанции Японии. Кроме того, в верхней ее части размещены различные метеорологические приборы.

Главная смотровая площадка расположена на высоте 150 м. Ее площадь — 1470 кв. м. Еще на 100 м выше есть специальная смотровая панорамная площадка, с которой в ясные дни можно рассмотреть горы Фудзи и Цукуба.

На первом этаже башни — самый известный в Японии аквариум, где обитает более 50 тысяч рыб 800 наименований. Выше — торговая аркада, рестораны, кафе на 1000 мест. На третьем этаже башни расположен Музей восковых фигур, постоянная голографическая выставка. Повсюду детские и взрослые игровые автоматы.

А у самого основания Токийской башни воздвигнут памятник собакам, которых первые японские исследователи Антарктиды вынуждены были оставить там при эвакуации.

В марте 1991 года сдано в эксплуатацию самое высокое здание Токио — 354-метровый комплекс столичной администрации (архитектор Тангэ Кэндзо) и т.д.

Любимым местом отдыха токийцев являются парки и скверы (более 3,6 тыс.), однако их площадь составляет всего около 5 тыс. га (6 кв. м на одного жителя). Наиболее известны парк в районе императорского дворца, а также парки Хибия, Мэйдзи, Уэно.

В городе насчитывается 1750 синтоистских и 2953 буддийских храма.

Николай-до

Николай-до (буквально - храм Николая) - православный кафедральный собор Воскресения Христова, относится к наиболее известным достопримечательностям Токио.

Ни один местный экскурсовод не преминет обратить внимание своих спутников на зеленоватый купол, отличающийся от привычных образцов традиционной японской архитектуры, но, тем не менее, отлично вписавшийся в городской пейзаж японской столицы.

Ссылка на св. Николая понятна. Ведь как сама идея строительства этого православного храма в Токио, так и заботы по претворению ее в жизнь связаны со святителем Николаем (в миру Иваном Дмитриевичем Касаткиным), возглавлявшим в конце XIX - начале XX в. Русскую духовную миссию в Японии.

Отец Николай присмотрел, а затем, набрав необходимую сумму, купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в районе Канда. Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча, служившая одновременно и своеобразным маяком для судов, входивших в порт Эдо. На этом холме и было решено построить православный собор.

Первоначальный эскиз будущего храма разработал известный петербургский архитектор, профессор А. Щурупов (1815-1900). Это ему принадлежала задумка построить здание, в плане напоминающее греческий крест, но с куполами в византийском стиле. Однако воплощать замысел в камень и металл пришлось другому.

Строительство было поручено английскому зодчему Джошуа Кондеру (1852-1920), воздвигшему в период с 1878-го по 1907 г. более 50 зданий в Токио. Так, ему принадлежит авторство строительства Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здания Морского министерства (1895). А в 1891 г. Кондер вручил архиепископу Николаю ключи от кафедрального собора Воскресения Христова.

Выложенные из кирпича стены окружали внутреннее пространство храма в 805 квадратных метров. Купол был выложен медными листами, которые со временем, окислившись, потеряли первоначальный блеск и приобрели зеленоватый оттенок.

Увы, в первозданном виде собор Николай-до не сохранился. В 1923 г. здание серьезно пострадало от разрушительного землетрясения. К 1929 г. храм был восстановлен японским строителем Синъитиро Окада, который не удержался и внес некоторые коррективы в первоначальный вид собора. Изменения затронули купол, колокольню и часть интерьера, но в целом храм сохранил многое из первоначальных задумок А. Щурупова.

Ныне Николай-до несколько затерялся среди высоких домов, построенных в последние годы в центре Токио. Но удачно выбранное святителем Николаем место позволяет ему и сегодня величаво красоваться над прилегающим районом, привлекая к себе взгляды прохожих и сердца верующих.

Токио - это, пожалуй, самый необычный город на свете, в нем старинные постройки соседствуют с современными небоскребами в западном стиле. Над несколькими большими реками и множеством мелких речужек, шириной иногда всего несколько метров, проложены мосты со скоростными дорогами. Япония- это мир островов, а значит страна мостов. Каких только типов мостов не содержат японские словари и туристические указатели- цепные и арочные, понтонные и лодочные, вантовые и разводные, деревянные и каменные. Есть даже “сорочий” мост. Но чтобы понять, что это такое, нужно окунуться в одну из красочных легенд Японии, Она рассказывает о взаимной любви двух звезд- Волопаса и Ткачихи, разделенных Небесной рекой - Млечным путем. Но влюбленным все же удалось встретиться. Им, по преданию, помогли в этом сороки, Они сцепились крыльями и образовали мост. С тех пор каждый год в седьмой день седьмого месяца в небе возникает “сорочий” мост. Правда разглядеть его дано лишь натурам романтическим.

В Токио находится “Мост Японии” Нихонбаси. До 1911 года это был изящный, воздушный и очень красивый деревянный мост, потом на его месте соорудили каменный мост в стиле Ренесанса длиной 27 и шириной 49 метров. Его украшали бронзовые лампы и фигуры птиц на колоннах. А в 1996 году Нихонбаси взялись реставрировать. Сейчас мост в первозданной красоте можно увидеть в новом музее истории Эдо-Токио, который открылся весной 1993 года. Здесь в натуральную величену представлен Мост Японии. Стоя на нем можно полюбоваться зданием театра Кабуки, посещение которого обязательный пункт в турпоездке любого. Театр уже давно превратился в достопримечательность, на фоне которой любят фотографироваться туристы. Есть в Токио и своеобразный Кремль с Красной площадью - Императорский дворец Кокё, который раньше назывался Эдо и был резиденцией военных правителей сёгунов. Дворец обрамлен высоким земляным валом и каменной стеной, в наполненном водой рве плавают лебеди. Перед дворцом площадь с зелеными газонами и диковинными деревьями. Императорский дворец имеет почти ровную круглую форму.

Восточный сад Хигаси-гёэн и парк Китаномару служат оазисом для молодых пар и служащих соседних фирм.

Иногда в солнечные дни можно увидеть гору Фудзи. Сам же город лучше обозревать с токийской телебашни, расположенной ближе к центру.

Если вы хотите увидеть представления трупп Кабуки, Но, Бунраку или другой вид традиционного сценического искусства, вы обязательно должны посетить Национальный театр Японии. Но если вы приверженец оперы, балета или драмы, вам больше подойдет Новый Национальный театр в префектуре Айти. Он основан совсем недавно, в 1997 году. Это грандиозный комплекс из трех отдельных залов, крупнейший из которых Дом оперы с четырьмя сценами, рассчитанными на 1810 зрительских мест и на 8 людей в инвалидных колясках. Второй зал отдан драме западного образца, а третий, самый маленький, оборудован полом, отдельные секции которого при необходимости можно поднимать или опускать. Число зрительских мест- меньше 500. Кроме того, в здании театра есть ресторан, буфеты, магазины, медпункт, стоянка для автомобилей и прочие удобства. Так что, отправившись в этот театр на целый день вы не будете ни в чем испытывать нужду. А после культурного отдыха не помешает побывать один на один с природой. Для этого можно отправиться в Токийский парк. Уэно. А посетив японский национальный музей науки, находящийся там же, можно своими глазами увидеть события прошлого. Когда вы войдете в этот музей, вам не предложат специальных тапочек, а дадут особый шлем и перчатки, соединенные проводами. И вы попадете в мир виртуальной реальности. Входя в тот или иной зал можно оказаться в доисторическом прошлом Земли, в глубинах космоса или совершить путешествие на подводной лодке по кровеносным сосудам человека.

Для детей и взрослых, любящих развлечения, несколько слов о Токио Диснейленде. Он был открыт в 1983 году по образцу развлекательного парка, созданного Уолтом Диснеем в США. Расположенный в 10 километрах от центра Токио и раскинутый на территории около 48 гектарах, парк состоит из семи тематических зон. Здесь можно веселиться на различных аттракционах, наслаждаться едой и шопингом, но с собой запрещено приносить пищу и напитки. Вы сможете полюбоваться парадом персонажей, ночным парадом с подсветкой, музыкальными концертами, фейерверками и тому подобными развлечениями.

Первая тематическая зона называется Мировой базар и в ней расположены магазины, рестораны, кафе. Вторая - Страна приключений, где можно покататься на лодках маршрутами “Круиз через джунгли” или “Карибские пираты”. Третья зона, Великий запад, -это “Американские горки” и паровоз “Марк Твэн”. Следующая, Мир малых животных, - макеты и куклы животных- героев мультфильмов Диснея, а также пользующийся наибольшим спросом у детей и молодежи спуск по крутому потоку на челноке. Страна фантазии расположена вокруг символа парка- замка Золушки. В городе Toontown можно зайти в домики мультипликационных героев. А в Завтрашней стране вы испытаете космический полет и другие опыты в “среде” объемных изображений.

Императорский дворец Госё в Киото первоначально был построен в 794 году при императоре Камму и неоднократно восстанавливался после пожаров. В нынешнем виде он был построен в 1855 году. 11 гектаров земли окружены высокой и широкой глинобитной стеной, которая сверху покрыта черепицей. В стене сделаны шесть ворот. Главные Южные ворота открываются дважды в год, но кроме императора никто не имеет права проходить через них. Посетители попадают во дворец как правило через ворота Сэйсёмон. Госё- это “образец сочетания китайской пышности и японской изысканности”. Его центр- церемониальный зал Сисиндэн. К нему примыкает двор, засыпанный белой галькой. Территория двора окружена с двух сторон галереей, “белое пространство стен которой разбито стройными золотисто-красными колоннами”.

Внутри зала находится трон императора, сделанный из лакированного красного сандалового дерева с перламутровой инкрустацией. трон украшен эмблемой императорского дома- цветком шестнадцатилепестковой хризантемы.

Среди других достопримечательностей дворца не последнее место занимает “Палата покоя и прохлады”. В ней во время церемониала император восседал под шелковым балдахином. С каждой стороны лестницы, ведущей к помосту, стоят два деревянных льва. Они как бы охраняли императоров от злых гениев: на полу существовала специальная доска, наступив на которую незваный гость предупреждал о своем появлении, срабатывало специальное устройство и поднималась тревога.

Для регулирования жизни в плотно населенном городе требуется большая и эффективная муниципальная администрация. В прошлом, муниципальные отделы Токио были размещены в различных зданиях в районе Юракучо, где также был расположен старый муниципалитет, разработанный архитекторм Кензо Танге. Танге победил в 1957 конкурс и от тогда его проект служил опытным образцом для других японских зданий муниципалитетов и административных офисов. Его опытный образец походил на хорошо смазанную административную машину изнутри и выражал отвращение бюрократической помпезности.

Новый муниципалитет был построен за рекордный срок, частично из-за настойчивости губернатора Токио, Шуничи Сузуки. Губернатор еще в 1980 году предложил его строительство, потому, что комплекс 1957 года, который так и не был полностью закончен, казалось готов разорваться в швах. 8 ноября 1985 года был объявлен конкурс на проект строительства комплекса нового муниципалитета в районе Шинюку на месте бывшых очистных сооружений. Этот участок граничит с Центральным Парком и окружен небоскребами по трем сторонам. Одним из условием конкурса было то, что комплекс должен иметь, и административные зоны, и объекты культуры. Другие условия предусматривали наличие информационного бюро и центра планирования непредвиденных обстоятельств. Муниципальный штат должен был бы быть обеспечен современной компьютерной системой, подчеркивая ведущее положение Японии на рынке автоматизации. Общественным местам отводилось повышенное внимание. Одним из фокусов проекта была площадь, окруженная множеством многоквартирных домов, располагаемых на четырех уровнях и разделенных вдоль рядом проходов. У участники конкурса было только три месяца, чтобы представить свои проекты. Победителем оказался все тот же Кензо Танге.

Доминирующей структурой проекта Танге являются супер-блоки. Первая Башня, по силуэту похожая на средневековый собор, состоит из двух башен-близнецов, которые связанны между собой 150 метровой серединной секцией. Второй блок представляет собой Вторую Башню, состоящую из трех башен, которые не столь высоки, как башни первого блока, но соориентированы в том же стиле. Третий блок - невысокое здание с конференц-залом на верхнем этаже.

Своим внутренним фасадом он выходит на полукруглую площадь и связывается с Башнями двумя пешеходными мостами. В Первой Башне, состоящая из 48 этажей высотой 243 метра, находится офис губернатора. Вторая Башня меньше - в ней 33 этажа, а высота ее составляет 163 метра. Как было упомянуто выше, Вторая Башня состоит из трех башен, уменьшающихся в размерах, в сторону Первой Башни. Две главные башни комплекса связаны променадом, который в свою очередь соединяется с закрытыми пешеходными мостами, ведущими к невысокому блоку, в котором находится конференц-зал. Хотя весь комплекс закрыт, он легко доступен через пешеходные мосты, перекинутые поперек пронизывающих его автострад.

Современная Осака

Для туристов больший интерес вызывает не старина города, а его приметы нового века. Это Кансайский международный аэропорт, вступивший в строй 4 года назад. Ежегодно он способен пропускать через свои терминалы до 160 тысяч пассажиров. Но главная и уникальная особенность его не в этом, а в том, что это первый в мире аэропорт, построенный на воде, а вернее на 5-километровом искусственном острове, насыпанном в морском заливе. Дальше крупнейший в мире международный центр оптовой торговли. Занимающий 360 тысяч квадратных километров, он состоит из множества офисных зданий, выставочных и торговых павильонов, гостиниц, конференц-залов, над которыми взметнулось вверх 56-этажное здание Ринку-гэйт тауэр - многоцелевого торгового комплекса. Это и Осакский купол, крытый многоцелевой стадион, способный вместить до 55 тысяч зрителей. Это и гигантский парк развлечений, который после своего завершения в 2001 году будет принимать до 8 миллионов посетителей ежегодно и составит серьезную конкуренцию Дисней-ленду.

Нельзя забывать и о музеях, которые играют немаловажную роль в культурной жизни Осака. Среди них Префектуральный музей (Осака сирицу хакубуцукан). Музей был открыт 1 октября 1960 года. В обширном трехэтажном железобетонном здании имеется восемь выставочных залов. Здесь собраны ценные экспонаты различных периодов развития города и префектуры Осака. Экспозицию начинает зал, дающий представление о древней Нанива. Главные экспонаты- предметы раскопок. Второй выставочный зал демонстрирует историю Осака от хэйанского периода до Эдо. Третий зал - это мир Осака-дайдокоро, экономического центра тогугавской Японии, период от начала правления Токугава до Мэйдзи. Четвертый зал музея экспонирует богатейшее собрание предметов народного искусства, используемых в повседневной жизни жителей Осака: кухонная утварь и аксессуары чайной церемонии, драгоценные цукуэ и лаковые изделия, резьба по дереву и позолоченные ширмы из богатых интерьеров. Однако, пожалуй, больше всего впечатляет пятый зал, в котором представлено искусство разных периодов истории Осака. Галерея шедевров начинается с древней Нанива, разнообразных украшений из металла, найденных в раскопках, и заканчивается искусными изделиями ремесленных цехов Осака токугавского периода. Экспозиция шестого зала посвящена театру Японии. Седьмой и восьмой залы- это археологические раскопки как источник сведений о древнем Осака. Думаю, на этом мы можем попрощаться с городом - мегаполисом Осака.