Транспорт Тувы

Географическое положение

Географическое положение Тувы

Общая площадь территории республики Тыва 168,6 тыс. кв.м. Численность населения – 308,0 тыс. человек. Располагаясь в центре Азиатского материка, республика граничит с Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Хакасия, Республикой Алтай, Республикой Бурятия, а на юге и юго-востоке Тыва на довольно большом протяжении имеет общую внешнюю границу с другим государством — с Монголией.

По своему географическому положению Республика Тува является горным государством. Высокие отроги занимают 82 % её территорий. И это накладывает свой отпечаток на развитие региональной транспортной сети. Ее основными путями сообщения, в силу географического положения, являются автомобильные дороги.

Транспорт Тувы

Транспорт в Туве — одна из важнейших отраслей экономики Республики Тыва, обеспечивающая экономические связи как внутри Тувы, так и с другими регионами. Представлен: автомобильным, внутренним (речным) водным и авиационным видами транспорта.

      ·    Автомобильный транспорт

По данным на 2008 год протяжённость автомобильных дорог Тувы составила 4853 км. Из них 3078 км имеют твёрдое покрытие. Важнейшей дорогой является федеральная трасса М-54 «Енисей», проходящая по маршруту Красноярск — Абакан — Кызыл — граница с Монголией.

Автомобильные дороги проходят через тайгу по сложному рельефу с котловинами и горными массивами – Западными и Восточными Саянами, Танну-Олу, Хемчикским хребтом, пролегают по степям Эрзинского, Тес-Хемского и Овюрского районов.

      ·    Водный транспорт

Возможности речного транспорта ограничены. Используется только водный путь от г. Кызыла до п. Тоора-Хем для завоза технических грузов, топлива и продовольствия в населенные пункты, где отсутствуют другие виды транспорта. Водный путь от Кызыла до створа Саяно-Шушенской ГЭС по Саяно-Шушенскому водохранилищу не используется, т.к. плотина ГЭС не оборудована судоподъемными устройствами.

В настоящее время сложилась ситуация, когда русло реки Б. Енисей и, соответственно судовой ход переформировались в результате гидрологических особенностей реки (сильные течения, ледовый режим). Судовой ход на ряде участков реки не соответствует содержанию лоцманской карты от с. Тоора-Хем до г. Кызыл, изданной в 1978 году, что крайне затрудняет обеспечение безопасных условий судоходства грузового и пассажирского флота.

Осуществление увеличения грузо- и пассажироперевозок речным транспортом в Республике Тыва во многом зависит от наличия судов, их технического состояния и судоходной обстановки, на что в последние годы не уделялось внимания.

В республике сегодня действуют два частных предприятия, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов водным путем, имеющих на балансе 2 пассажирских теплохода «Заря» и 4 грузовых теплохода.

Одной из причин сокращения объемов перевозок является отсутствие новой лоции и невыполнение дноуглубительных работ, что ставит перевозки в зависимость от погодных условий. Данные мероприятия по проведению в нормативное состояние речного фарватера включены в республиканскую целевую программу «Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2009-2016 гг.»

В 2003 предполагалось строительства водного пути г. Кызыл – г. Саяногорск (Хакасия) по разработке Усть-Элегестинского месторождения коксующегося угля. По замыслу специалистов Ленгидроречтранса, уголь на паромах будет доставляться до Саяно-Шушенского водохранилища, затем на буксирах – до реки Джой, а далее – автомобилями до железнодорожной станции Аскиз, зимой будут использоваться только автомобили. Таким образом планировалось вывозить до 3-5 миллиона тонн груза в год.

Для решения существующих проблем транспортной отрасли, Министерством дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва разработана Концепция транспортной политики Республики Тыва, утвержденная постановлением Правительства РТ от 30 декабря 2007 года № 1114 и проект республиканской целевой программы «Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2009-2016 гг», который вынесен на рассмотрение экспертного Совета при Правительстве Республики Тыва.

Проектом Программы предусмотрено:

      ·    приведение в соответствие содержания лоцманской карты от с. Тоора-Хем до г. Кызыла;

      ·    увеличение сроков навигации;

      ·    реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, повышение ее технической оснащенности.

Вследствие этого необходимо провести работы руслоизыскательской партии на р. Б. Енисей, а также работы по дноуглублению ремонтно-отстойного пункта Кызылского прорабства, укреплению дамбы для безопасного отстоя судов во время весенних паводков.

Проведение дноуглубительных работ позволит увеличить безопасность перевозки пассажиров и грузов речным транспортом в труднодоступный населенный пункт республики, а также продлить сроки навигации на 20 дней, что увеличит провозную способность до 18 процентов.

      ·    Железная дорога

Железнодорожного сообщения с Тувой нет, до столицы — Кызыла — можно добраться длительным наземным переездом из Абакана или по воздуху из Красноярска и Новосибирска (прямых перелетов в Кызыл больше нет). До кызыльского аэропорта летает только одна авиакомпания — «Новосибирск-Авиа», причем она пока не подсоединена ни к каким системам продажи билетов, что делает заблаговременную организацию путешествия, мягко говоря, сложной.

Однако в 2000-е годы возник проект строительства первой в республике железной дороги по маршруту Курагино — Кызыл. Основной целью строительства дороги является вывоз каменного угля с крупного Улуг-Хемского месторождения, расположенного недалеко от Кызыла. Попутно будет решена задача связи Кызыла с сетью железных дорог России. Также ожидается, что в результате её строительства в Туве появится 10 тысяч новых рабочих мест. Протяжённость линии должна составить 411,7 км, а годовой объём перевозки грузов по ней — 15 млн т. Решение о строительстве железной дороги было принято в 2006 году, но из-за финансовых и организационных трудностей строительство стартовало лишь в декабре 2011 года. На железной дороге планируется соорудить 7 станций, 13 разъездов, 117 мостов и 7 тоннелей. Планируемый срок окончания строительства — 2016 год. Несмотря на начавшиеся работы, будущее дороги до сих пор находится под вопросом

Комплексный проект (железная дорога плюс угледобывающий комплекс) потребует инвестиций в размере 131 миллиард рублей, из которых 98,4 — расчётная стоимость строительства железной дороги (в равных долях за счёт государства и частного инвестора — ОПК).

Хронология

22 марта 2007 года — Правительство РФ одобрило реализацию проекта по строительству железнодорожной линии Курагино—Кызыл в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики.

18 декабря 2007 года — Распоряжением Председателя Правительства РФ Виктора Зубкова утверждён паспорт проекта строительства железной дороги Курагино-Кызыл.

15 февраля 2008 года — Внешэкономбанк и Енисейская промышленная корпорация подписали меморандум о начале финансирования проектно-изыскательских работ и строительстве магистрали.

7 июня 2008 года — Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Енисейская промышленная корпорация подписали инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики Тыва».

11 марта 2010 года — появилось сообщение о том, что томский институт Томгипротранс завершил проект дороги и направил его на согласование в Главгосэкспертизу. По проекту длина трассы должна составить 411,7 км. Она будет однопутной и неэлектрифицированной.

Трасса

Согласно проекту, общая длина магистральной трассы составит 411,7 км, из которых 288 км пройдут по территории Красноярского края, 123,7 км — по территории республики Тува. Железная дорога пройдет в районе населенных пунктов Бугуртак, Качулька, Подгорный, Верхний и Нижний Кужебар в Красноярском крае, а также Аржаан и Ээрбек в Туве. Было дано согласие на прокладку железной дороги по территории природного парка Ергаки, благодаря чему удалось сократить общую длину трассы почти на 50 км. При строительстве будет использован опыт прокладки железных дорог по территории охраняемых природных территорий в Канаде. Также трасса пройдёт по территории широкоизвестной «долины царей». Общий маршрут согласован со всеми заинтересованными сторонами и практически не нанесёт ущерба имеющимся захоронениям.

Дорога спроектирована как однопутная неэлектрифицированная, на ней предполагается построить 7 станций, 12 разъездов, 830 искусственных сооружений, в том числе 180 мостов общей длиной 21 тыс. 248 м, а также 7 тоннелей общей длиной 4 тыс. 751,9 м. «Самым длинным тоннелем станет Уюкский тоннель, пересекающий Уюкский хребет на территории республики Тува. Он будет проложен на максимальной глубине 200 м, длина тоннеля

Место размещения начальной точки

Предполагается, что начальной точкой железной дороги станет правый берег реки Туба близ станции Курагино Красноярской железной дороги. Частично дорога пройдёт параллельно автомобильной трассе М-54 «Енисей».

Место размещения конечной точки

Вероятнее всего, конечной точкой дороги станет левый берег Верхнего Енисея в пригороде Кызыла. Конечная точка станет исходным пунктом строительства в дальнейшем ветки до шахты Красная горка, расположенной в 40 км к западу от города около устья реки Элегест. Кроме того, предполагается строительство ветки до Каа-Хемского угольного разреза. Фактически возможность вывоза каменного угля из республики стала исходным мотивом строительства железной дороги.

      ·    Аэропорт «Кызыл»

Аэропорт «Кызыл» — международный аэропорт, расположен в 6 км к юго-западу от города Кызыл. Обеспечивает регулярное авиасообщение с Красноярском, Новосибирском и Иркутском, а также с труднодоступными населёнными пунктами республики Тыва. Согласно концепции развития аэропортовой сети России до 2020 года аэропорт «Кызыл» входит в число внутрироссийских узловых центров, которые не могут быть закрыты по экономическим или каким-либо другим причинам. Аэропорт открыт для эксплуатации в 1946 году, последний ремонт и модернизация ВПП проведены в 2006 году. В настоящий момент пропускная способность пассажирского терминала — 250 пасс./час.

Технические характеристики

Принимаемые типы воздушных судов

Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-72, Ан-74, Як-40, Як-42, Л-410, Ил-62, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Boeing 737 и другие.

Маршрутная сеть

С 28 сентября 2010 прекратились полёты Ан-24 авиакомпании Новосибирск Авиа в виду их убыточности. Правительством для поддержания авиасообщения достигнута договорённость с компанией ЗАО «Авиа менеджмент групп» об организации рейсов до Красноярска и Новосибирска на самолётах Pilatus-12. 2 самолёта были взяты в лизинг на 3 года.

3. Проблемы и перспективы Республики Тува

Огромным воздействием на экономику, эффективность системы товародвижения, качество жизни населения и, наконец, социальной стабильности в обществе является уровень развития транспортной отрасли.

Одной из основных «долгоиграющих» проблем республики, таких как нехватка энергетических мощностей и строительная индустрия, является транспортная изолированность. Развитие экономики республики Тыва, их производительных сил, напрямую зависит от транспорта. Транспортная система республики включает в себя воздушный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта.

В связи с отдаленностью от железной дороги, высокими тарифами на авиаперевозки и труднодоступностью многих районов региона перевозки осуществляются в основном автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт является основным для Республики Тыва и играет важнейшую роль в жизнедеятельности всего производственно-хозяйственного механизма. Им обслуживается 99,8 % перевозок грузов и 99 % – перевозок пассажиров.

Общий объем работ предприятий транспорта Тувы

Как видно из таблицы автомобильный транспорт является основным, как при грузовых перевозках, так и при пассажирских.

Отсутствие железной дороги, до ближайшей железнодорожной станции от г. Кызыла 430 км. не дает дальнейшего качественного развития транспортной инфраструктуры.

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики республики.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.

Проблемы транспортного комплекса Республики Тыва требуют создания скоординированной и взаимоувязанной системы мер по проведению необходимых преобразований, реформированию и укреплению производственно-технической базы предприятий транспорта и дорожной отрасли, улучшению экономического положения предприятий транспорта, нормализации функционирования транспортных рынков, оказанию государственной поддержки транспортному комплексу. Эта система мер должна сочетать в рациональных пропорциях усилия республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Тыва, опираться на более полное и эффективное использование ресурсного, производственного и интеллектуального потенциала, транспортной инфраструктуры и выгодное транспортно-коммуникационное положение республики.

Таким образом, развитие и усовершенствование сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие республики.