Транспортная сеть Центрального экономического района

Общая характеристика транспортной системы. Центральный экономический район обслуживает широко разветвленная система транспортных коммуникаций всех видов (за исключением морского) современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных сил и прежде всего наличием сформировавшейся и продолжающей развиваться одной из крупнейших в мире Московской агломерации, а также обеспечением связей Центрального экономического округа с другими регионами страны и с зарубежными странами, транзитных перевозок пассажиров и грузов.

Важной особенностью типологии транспортной сети Центрального экономического района наряду с относительно высокой еѐ густотой, превышающей аналогичные показатели в других экономических районах, является лучеобразные подходы транспортных коммуникаций универсальных наземных видов транспорта к Москве, являющейся наиболее крупным транспортным узлом страны. В Москве сходятся 11 направлений железных дорог, 15 направлений автомобильных магистралей. Подходы к Москве обеспечивают также два направления внутренних водных путей –канал им. Москвы, соединяющий столицу с Волгой, и р. Москва –позволяющая осуществлять связь с р. Окой, а по ним с другими регионами округа, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами.

В пригородах Москвы действуют три крупных аэропорта – Домодедово, Шереметьево и Внуково, соединяющих столицу со многими регионами нашей страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Аэродромная сеть имеется во многих городах, областных и промышленных центров.

Газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы обеспечивают прокачку соответствующей продукции к крупным еѐ потребителям и транспортировку продукции к другим регионам и на экспорт.

Ведущую роль в обеспечении транспортных потребностей округа играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт вследствие его ведущей роли в транспортном обслуживании округа и тематической направленностью настоящего учебника будет рассмотрен ниже в специальном разделе.

Автомобильный транспорт района в последние годы развивается достаточно высокими темпами и используется по причинам, отмечавшимся выше как средство сообщения не только на короткие расстояния, но и для обеспечения перевозок на дальних междугородных линиях и на перевозках со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Протяжение автомобильных дорог с твердым покрытием в границах округа составляет 116,5 тыс.км. Средняя густота дорог в расчете на 1000 кв.км составляет 179 км, что существенно выше, чем в других экономических районах. Размещение автомобильных дорог по территории района колеблется в существенных пределах. Наибольшая плотность автомобильных коммуникаций сосредоточена в регионах наибольшего развития экономики – в Московской, Белгородской, Липецкой, Курской и Тульской областях, в которых густота дорог в расчете на 1 тыс.кв.км превышает 200 км. Наименьшие показатели наблюдаются в относительно менее экономически развитых Костромской и Владимирской областях, где она не достигает 100 км/1000 кв.км.

Автомобильным транспортом осуществляются перевозки грузов в основном в местных и международных сообщениях. С реформированием экономики и переводом ее на рыночные принципы хозяйствования автомобильный транспорт все чаще применяется для транспортировки ценных и скоропортящихся грузов на расстояние до 1500-2000 км и более, а на международных направлениях и до 4-5 тыс.км. Междугородние дальнепробежные перевозки осуществляются между Москвой и другими крупными экономическими центрами округа и регионами Северного Кавказа, Поволжья, Европейского Севера. Международные направления автомобильных дорог Центрального федерального округа обеспечивают связи с европейскими странами СНГ (Белоруссией, Украиной и Молдовой), а также практически со всеми странами дальнего зарубежья в Европе. Наиболее интенсивные связи со странами СНГ, с Финляндией, государствами Балтии, Германией, Польшей, Нидерландами, Швецией. Объемы международных перевозок по автомобильным дорогам округа достигают 12 млн. т.

Внутренний водный транспорт не играет существенной роли в обслуживании населения и экономики округа. Судоходные пути, обеспечивающие перевозки в округе, составляют р. Волга в пределах Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской и Московской областей. Эта часть реки входит в состав единой глубоководной системы европейской части России. Основной лимитирующий судоходство показатель – гарантированная глубина - составляет на этом участке Волги 4,0 м. Канал им. Москвы (также часть единой глубоководной системы) имеет протяженность 127 км и соединяет Волгу с р. Москвой, одновременно подавая значительный объем воды для обеспечения потребностей населения и промышленности города. Для транспортных целей используются также реки Ока, Москва, Теза (Ивановская обл.), Клязьма, Мокша, верхний Дон, Унжа и др.

По внутренним судоходным путям в округ из Северо-Западного региона доставляется 2,15 млн т строительных грузов (щебень), лесоматериалов, металла. В обратном направлении следует 2,5млн.т. строительных материалов, нефтегрузов и прочих грузов. Из Приволжского экономического района в Центральный поступают строительные грузы, нефтепродукты, удобрения, зерно. Их общий объем в 2008 г. составил 2,13 млн. т., а в обратном направлении - 0,8 млн. т. Во внутренних сообщениях перевозятся в основном строительные материалы, добываемые из русел рек, в незначительных объемах лесные и нефтяные грузы, хлеб, удобрения. Их общий объем в 2008 г. составил 13,7 млн. т.

Перевозки деловых пассажиров внутренним водным транспортом ограничены рядом местных линий. В основном это доставка людей к местам отдыха и внутригородские и пригородные прогулки, а также перевозка туристов и экскурсантов из Центрального федерального округа по городам, расположенным по берегам Волги, Оки, Ладожскому и Онежскому озерам, на р. Неве.

Воздушный транспорт района играет весьма существенную роль в обеспечении, прежде всего перевозок пассажиров на дальние расстояния на внутренних и международных линиях. Основная инфраструктура этого вида транспорта сосредоточена, прежде всего, в Московском транспортном узле. Три аэропорта столичного региона (Шереметьево, Домодедово, Внуково) принимают все типы современных самолетов и являются крупнейшими в стране. Однако, как нам представляется, рассредоточение аэропортовых мощностей по этим трем точкам в условиях сложившейся конфигурации городских поселений и плотности населения в стране является и большим недостатком с точки зрения организации воздушного сообщения и обслуживания пассажиров. Если принять во внимание эти обстоятельства, то в столичном регионе было бы целесообразно иметь один аэропорт-хаб по типу таких аэропортов, как Франкфурт-на-Майне, Лондонский Хитроу или Амстердамский Схипхол, в которых пересадка пассажиров с одной воздушной линии на другую осуществляется в одном аэропорту без трех-пяти часовых пересадок из аэропорта в аэропорт с переездами по загруженным пригородным и внутригородским автомобильным дорогам. Сквозное железнодорожное сообщение между аэропортами в Московском транспортном узле пока отсутствует. Такая схема обслуживания пассажиров во многих случаях создает настолько серьезные неудобства и вызывает такие потери времени, что в ряде случаев происходит отток пассажиров на прямые железнодорожные сообщения. Аэропорты имеются также в ряде областных промышленных центрах, международный аэропорт в Воронеже, аэропорты в Курске, Белгороде, Калуге, Ярославле, Твери, Липецке.

Трубопроводный транспорт в Центральном экономическом районе получил большое развитие как система, обеспечивающая снабжение предприятий нефтью, продуктами ее переработки и газом, а также осуществляющая транзит углеводородов в ближнее и дальнее зарубежье.

В районе функционируют несколько нефтепроводных систем, обеспечивающих сырьем нефтеперерабатывающие предприятия округа. Одна из них Альметьевск-Нижний Новгород-Рязань-Москва снабжает сырьем крупные нефтеперерабатывающие заводы в Рязани и Москве. Нефтепровод Уса-Ухта-Ярославль обеспечивает нефтью Ярославский нефтеперерабатывающий завод. К Ярославскому заводу подведен также нефтепровод Пермь-Нижний Новгород-Ярославль с последующим выходом на Полоцк (Белоруссия). По территории округа проходит нефтепровод Самара-Брянск (Унеча), по которому нефть следует на Ново-Полоцкий и Мозырьский нефтеперерабатывающие заводы, а также на Украину, в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию. В целях обеспечения беспрепятственной транспортировки нефти на экспорт в страны дальнего зарубежья от Унечи будет создан выход трубы на порт Усть-Луга с последующей ее перевалкой на морские танкеры.

Система продуктопроводов осуществляет вывоз продуктов переработки с нефтеперегонных заводов к местам их концентрированного потребления. На территории округа наиболее важными продуктопроводами являются Сызрань-Тамбов-Никольское-Воронеж-Белгород-граница с Украиной с ответвлением от Никольского на Орел (Стальной конь)-Брянск/Курск - граница с Белоруссией. От Ярославского НПЗ по нефтепродуктопроводам продукция следует на Северо-Запад (Кириши) и на Рязань с последующим выходом на Плавск и Орел. Рязанский НПЗ соединен продуктопроводом с Москвой. Для обеспечения потребителей Подмосковья сооружен кольцевой продуктопровод вокруг Москвы.

Центральный экономический район является вторым после Приволжского экономического района по объему потребления газа. На его долю приходится около 25% объема газопотребления. В структуре потребления ведущее место приходится на тепловые электростанции (43%), на промышленность – 26%, на коммунально-бытовые нужды – свыше 28%. Уровень газификации жилого фонда превышает 70%.

Система газопроводов округа представляет собой мощные магистрали, идущие из Центральной Азии (Центральная Азия-Центр), Северного Кавказа (Ставрополь-Москва), Поволжья (Саратов-Москва), Западной Сибири (Надым-Москва) для покрытия потребностей населения и предприятий. В основном транзитное значение имеет проходящий по территории округа газопровод Уренгой-Помары-Елец-Ужгород.

В перспективе удовлетворение возрастающих потребностей округа в поставках газа будет происходить по существующим направлениям газопроводной сети. Новые транзитные направления поставок газа вследствие существующих рисков несанкционированного отбора продукции, крупномасштабные объемы которого регулярно происходят в течение многих лет и блокирования транзита в государства Евросоюза со стороны украинских властей, заставляют искать более надежные пути поставок газа европейским потребителям в обход стран с высоким транзитным риском.

На сегодняшний день это проекты «Северный поток» и «Южный поток», однако трассы этих газопроводов не предусматривают использование территории Центрального федерального округа.

Железнодорожный транспорт района обеспечивает транспортно-экономические связи внутри экономического района, с остальными экономическими районами России, а также экономические связи с другими государствами. Железные дороги имеют выходы на железнодорожные магистрали Белоруссии и Украины.

Общее протяжение железных дорог на территории района составляет 17 тыс.км. Железные дороги имеют достаточно высокое техническое оснащение. Из общей протяженности сети 45% двухпутных линий, свыше 45% - электрифицированные линии и более 70% оборудованы автоматической блокировкой. Свыше половины путей (52%) обслуживаются Московской железной дорогой; 20,9% - Юго-Восточной железной дорогой; 11,4% - Октябрьской железной дорогой; 10,4% - Северной железной дорогой; 1,1% - Куйбышевской железной дорогой.

Следует отметить относительно новое для нашей страны явление, которое стало проявляться в последние 15-18 лет. Вследствие разрыва многих экономических связей, вызванного распадом СССР, а также перехода к системе рыночных отношений в экономике, некоторые железнодорожные линии или участки линий стали использоваться крайне слабо для грузового и пассажирского движения. Это послужило причиной демонтажа некоторых линий либо перевода их с баланса федерального железнодорожного транспорта на баланс предприятий других отраслей экономики в качестве подъездных путей. Однако наряду с положительным результатом –экономией затрат – проявились и негативные последствия – ухудшилась конфигурация сети, так как демонтажу или переводу в подъездные пути подверглись не только малодеятельные тупиковые ветки, но и участки магистральных линий, вследствие чего произошли разрывы ортогональной решетки сети. Так, после перенаправления транзитных грузопотоков на параллельные хода был разобран участок Теплое – Волово – Куликово Поле (78 км) железнодорожной магистрали Смоленск – Раненбург, а участок Горбачево – Теплое переведен в подъездные пути. Отсутствие грузового движения в направлении Москва – Елец по Павелецкому ходу (сейчас перевозки осуществляются через Ожерелье – Узловую либо через Рязань)привело к ликвидации участка Троекурово-Лев Толстой (30 км). В результате закрытия железнодорожных погранпереходов Климов и Витемля (граница с Украиной) были демонтированы.

Были демонтированы также некоторые участки, на которых с начала 1990-х годов оставалось лишь пригородное движение – Пироговская ветвь, пассажирский путь Дзержинской ветви, линия Тула-Труфаново и др. Поводом для закрытия послужила убыточность этих веток, что стало причиной сокращения размеров пригородного движения.

Конфигурация грузопотоков на сети железных дорог Центрального экономического района в принципе повторяет схему товаропотоков на транспортной сети Российской Федерации. Наиболее мощные связи наблюдаются на широтных направлениях железных дорог района, обеспечивающих связи регионов Сибири, Урала, Поволжья с районами Центра и с выходом на железные дороги Белоруссии, Украины, стран Балтии.

Ведущую роль в грузообразовании и грузопоглощении играют горно-металлургический, строительный, топливно-энергетический, машиностроительный, горно-химический комплексы.

В 2008 г. железнодорожными станциями в границах округа было отправлено 240 млн т грузов, из них свыше трети – строительные материалы, почти пятая часть – руда, 13,6% - нефтепродукты, 9,2% – металлы, 15,9% –прочие грузы. Прибытие грузов на железнодорожные станции в границах округа в том же году составило 312 млн т. В общем объеме прибывших грузов 20,6% пришлось на уголь и кокс, 33,1% - на строительные материалы, 11,5% - на руду, 10,9% - на прочие грузы, 3,3% - удобрения.

Объемы перевозок внешнеторговых и транзитных грузов железнодорожным транспортом через передаточные пункты Центрального экономического района в 2008 г. составили 148,7 млн т или 25,9% от объема перевозок внешнеторговых и транзитных грузов, прошедших через все передаточные пункты страны.

Для железнодорожного транспорта Центрального экономического района характерна концентрация погрузки и выгрузки грузов в относительно небольшом числе транспортных узлов – Московском, Брянском, Тульском, Рязанском, Ярославском и др., а также на крупнейших станциях, обслуживающих промышленно-сырьевые комплексы. Значительные объемы грузовой работы выполняли станции, обеспечивающие внешнеэкономические связи России. Наиболее крупными станциями по прибытию грузов являются Чугун-2, Новолипецк (Липецкая обл.), пограничные станции Злынка, Красное, Рудня, Соловей, Суземка. По отправлению лидируют Воскресенск, Елец (Липецкая обл.), Курбакинская (Курская обл.), Новолипецк, Новоярославская, Павловск (Воронежская обл.), Стенькино-2 (Рязанская обл.), Стойленская (Белгородская обл.), Яничкино (Московская обл.), Михайловский рудник (Курская обл.), а также пограничные станции Красный Хутор, Красное, Соловей, Суземка.

Развитие экономики округа в перспективе по инновационному варианту позволит увеличить ВРП к 2030 г. в три раза по сравнению с современным уровнем (среднегодовой темп роста около 7%). На увеличение объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом окажет воздействие рост основных грузообразующих отраслей округа. В рудно-металлургическом комплексе прогнозируется дальнейшее развитие разработки Яковлевского железорудного месторождения и освоение Приосколького месторождения в Белгородской области, строительство мини заводов в металлургической отрасли (по выпуску до 1 млн т продукции) в Московской области (в Каширском районе, г. Шатуре) электрометаллургический завод в Калужской обл. (ст. Ворсино). Будут реализованы проекты развития химических производств в Тульской области, машиностроительных предприятий во всех субъектах Российской Федерации, входящих в округ. Будут введены мощности по производству автомобилей в Калуге, целлюлозно-бумажного комбината в Костромской области. В строительной отрасли ожидается сооружение заводов по производству цемента во Владимирской, Воронежской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской областях, нефтеперерабатывающего завода в Брянской области и многих других предприятий различных отраслей. Развитие экономики в регионе станет ведущей базой роста перевозок на сети железных дорог. Уже к 2015 г. объемы погрузки железнодорожными станциями на территории округа возрастут в 1,3 раза, к 2030 г. – в 1,6 раза по сравнению с современным уровнем.

В Центральном экономическом районе осуществляется большой объем пассажирского движения по железным дорогам. На него приходится 34% общесетевого пассажирооборота и более половины отправления пассажиров на сети железных дорог. Вызвано это в основном пятью причинами: численность населения в округе выше, чем в других федеральных округах; здесь наиболее высокий уровень доходов населения - на 25% выше среднего по стране; сосредоточение производства в крупных центрах и наличие предприятий в пригородах таких городов как Москва, Белгород, Воронеж, Тула, Калуга, Рязань и др., что вызывает деловые поездки, для которых вследствие высокой провозной способности пригородных направлений и загруженности альтернативных автомагистралей население предпочитает железнодорожный транспорт; наличие историко-культурных центров, мест отдыха и пригородных курортно-рекреационных зон, включая дачно-садовые зоны; столичный статус г. Москвы, деловые и гуманитарные контакты с международным сообществом. Суммарный объем отправления пассажиров в Центральном экономическом районе в 2008 г. составил 700,1 млн чел., в том числе 44,2 млн чел. в дальнем следовании и 655,9 в пригородном сообщении. Объем пассажирооборота на сети железных дорог района составил 60 млрд пасс-км, в том числе 38,0 млрд пасс-км в дальнем следовании и 22,5 млрд.пасс-км в пригородном сообщении. Наибольшие размеры движения поездов в дальнем следовании наблюдаются на подходах к Московскому железнодорожному узлу: на участке Воскресенск – Рязань – 47 пар в сутки и Столбовая – Тула – 68 пар в сутки. Максимальные размеры движения пригородных поездов наблюдаются в Московском железнодорожном узле; на участке Москва-Ярославская – Мытищи – 228 пар поездов, Москва-Казанская – Люберцы –155 пар поездов, Москва-Курская – Реутово – 147 пар поездов.

Перспективы развития Центрального экономического района и транспортной сети.

В Центральном экономическом районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются экономические рыночные реформы. Утверждаются многообразные формы собственности - компании, производственные объединения, акционерные общества. В сельском хозяйстве - кооперативы, фермерские хозяйства, акционерные предприятия закрытого и открытого типа. Формируется конкурентная рыночная среда, интенсивно осуществляются приватизация и структурная перестройка, внедряются в производство новые технологии. Решаются демографические и экологические проблемы.

Основными приоритетными направлениями развития в условиях становления рыночных отношений для Центрального района являются следующие:

- прекращение спада производства, стабилизация и рост производства;

- конверсия оборонного комплекса;

- реконструкция и переоснащение предприятий, внедрение новейших технологий, способных выпускать экологически чистую продукцию;

- развитие производственной  социальной инфраструктуры;

- повышение гибкости производства в целях более оперативного реагирования на рыночный спрос;  

- расширение производства товаров для населения;

- завершение аграрных преобразований в сельском хозяйстве;

- увеличение выпуска товаров, пользующихся спросом на местном потребительском рынке;  

- завершение строительства начатых объектов;

- привлечение иностранных инвестиций в производство, создание совместных предприятий;

- развитие предпринимательства малого бизнеса;

- укрепление регионального рынка;

- восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;

- совершенствование управления социально-экономическими процессами.

В перспективе на железных дорогах произойдут следующие изменения:

Повышение уровня безопасности и качества обслуживания пассажиров на всех этапах перевозки, рост деловой активности и повышение реальных денежных доходов населения на перспективу приведет к росту числа деловых поездок, а также к увеличению доли транспортных расходов на туристические поездки и рекреационные поездки в семейном бюджете и повышению транспортной подвижности населения.

К 2030 году общий объем отправления пассажиров в Центральном федеральном округе прогнозируется с ростом более чем на 30% - до уровня 909 млн чел. в год, в том числе около 64 млн чел. в дальнем следовании и более 845 млн чел. в пригородном сообщении. Общий объем пассажирооборота при этом увеличится до 86,4 млрд пасс-км, в том числе 55,5 млрд пасс-км в дальнем следовании и 29,1 млрд пасс-км в пригородном сообщении.

Основной прирост объемов пассажирских перевозок предусматривается за счет широкого развития скоростных и высокоскоростных сообщений. В перспективе на территории округа предусматривается организация скоростного движения в сообщениях Москва – Санкт-Петербург с максимальной скоростью 250 км/ч,  Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск – Красное, Москва – Ярославль, Москва –Саратов, Москва – Суземка с максимальной скоростью до 160 км/ч. Предусматривается также формирование скоростного пассажирского направления Центр-Юг на Курском ходу Москва – Тула – Орел – Курск со скоростью движения поездов до 200 км/ч. Кроме того, до 2020 года предусматривается сооружение высокоскоростной специализированной магистрали на направлении Санкт-Петербург – Москва. Время движения высокоскоростных поездов при скорости движения до 350-400 км/ч составит около 2 ч.30 мин. В дальнейшей перспективе предусматривается также сооружение высокоскоростных магистралей Москва – Нижний Новгород (время движения около 1 ч.40 мин.) и Москва – Смоленск – Красное (в рамках международного транспортного коридора №2).

Помимо скоростного пассажирского направления Центр – Юг, на территории Центрального федерального округа планируется организация движения скоростных пассажирских поездов со скоростями движения до 160 км/ч в сообщениях Москвы с такими крупными городами, как Смоленск (Красное), Нижний Новгород, Курск, Калуга, Брянск (Суземка), Рязань, Мичуринск, Саратов, Ярославль.

Размеры движения дальних пассажирских поездов на подходах к Московскому железнодорожному узлу в перспективе увеличатся на 34% к уровню 2008 года и составят до 485 пар поездов в период «пиков» перевозок.

С целью повышения качества обслуживания пассажиров и расширения рынка перевозок будет улучшаться система интермодальных пассажирских перевозок на направлениях, связывающих Москву с аэропортами Московского авиационного узла. Планируется также расширение полигона обращения скоростных пригородных электропоездов, в том числе работающих по тактовому графику. Принимаются меры по обновлению производственно-технической базы – вокзалов и остановочных пунктов, пассажирских депо, приобретения вагонов повышенной комфортности и приспособленных к работе в условиях высоких скоростей. На малодеятельных линиях используемые сейчас поезда будут заменены современными комфортными и экологичными дизель-поездами нового поколения и рельсовыми автобусами.