Управление государственной социальной политикой в России

Управление социальным развитием, в аспекте которого осуществляется социальная политика, чрезвычайно сложный процесс. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

Практика функционирования современных социальных государств основана на принципе социальной справедливости, при котором имеющий больший доход платит больший налог, делится с неимущим, небогатым. При этом в фокусе эффективной социальной политики находятся социальные отношения и социальные интересы человека и группы, без удовлетворения которых общество не может считаться благополучным. Её главной целью в рассматриваемом аспекте является регулирование социальных процессов и отношений, способствующее оптимальному состоянию социальной структуры общества и отношений между её компонентами. Поэтому для государства социальная политика выступает основным механизмом регуляции существующих отношений в обществе. Основной способ такой регуляции – согласование интересов различных групп населения с целью достижения гармоничного и устойчивого состояния социальной сферы.

Основными видами деятельности по реализации социальной политики государства являются:

1)      правотворческая деятельность законодательных органов;

2)      организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

3)      контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

4)      совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Социальная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым относятся: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь.

В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. Либеральная политика означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставление им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включённые в список социальных гарантий.

Социальная политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации социальной политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные индивиды.

Субъектами социальной политики выступают:

 -    государственные ведомства и учреждения;

 -    органы местного самоуправления;

 -    внебюджетные фонды;

 -    общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

 -    коммерческие структуры и бизнес;

 -    профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

 -    граждане (участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Перед субъектами социального управления стоит проблема определения важнейших направлений деятельности, выбора социальных задач, которые должны быть признаны на данном этапе развития той или иной социальной сферы наиболее настоятельным и неотложным, требующим первоочередного решения. При разработке социальных программ важно выявить те социальные группы, которым следует уделить преимущественное внимание в рассматриваемый период.

Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение парламента значительное число важнейших законопроектов в социальной сфере. При Президенте образован Совет по социальной политике, по вопросам женщин, семьи и демографии. В российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодёжи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.

Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство культуры, Министерство регионального развития и др.

Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам Российской Федерации. Именно на региональном уровне решаются задачи утверждения социальности в обществе, претворения на практике положений Конституции РФ о социальной форме Российского государства, что обусловлено приближенностью региональной и местной власти к социальным потребностям населения.

За последние 10 лет принят ряд законодательных актов: законы, указы, постановления по проблемам семьи и детей, в том числе Президентские Программы «Дети России», подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и др. Начался процесс формирования общественных организаций, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи – Российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», Фонд помощи детям-инвалидам» и др.

К нормам, закрепляющим права всех граждан независимо от возраста, относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. №195-ФЗ; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ; «О государственной социальной помощи» от 17.07.99 №178-ФЗ, «Об основах федеральной жилищной политики», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.