Урбанизация в Китае и Индии

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то сейчас около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай — традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.

Динамика численности городского и сельского населения в Китае за 1950 – 2050гг

Рис.1 Динамика численности городского и сельского населения в Китае за 1950 – 2050гг.[6]

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начало принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан — 70%.

В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа. По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков — великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом" [4, с.231]

Дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г. по 2002 г. 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42 [5]

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г. Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань.

Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов.

Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы.

В КНР сложилась сложная, многоуровенная система городского планирования, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время идет утверждения нового "Закона о городском и сельском планировании", позволяющего комплексно подходить к процессу, учитывать интересы и городской, и сельской местности. Система городского планирования КНР иерархически выстроена, местным городским властям предоставляются достаточно большие полномочия.

Городскими властями предпринимаются различные меры для формирования "оптимальной" структуры горожан: привлечения образованной рабочей силы, сельских мигрантов, иностранных бизнесменов. Создание городских районов с характеристиками, удовлетворяющими потребности тех или иных групп населения, — одно из важных направлений деятельности городских властей.

Руководство КНР ставит задачу формирования "своих" мировых городов. Таким глобальным городом становится Шанхай. Спецификой его становления как мирового города стало то, что он формируется прежде всего, как инновационно-индустриальный логистический глобальный центр, "главный цех" китайской "мировой фабрики". Особую роль в этом процессе играет "особая экономическая зона" Пудун, в составе которого выделяются определенные функциональные зоны. Поиск своего пути в мировые города позволяет Шанхаю избежать острой конкуренции с Гонконгом и Сингапуром, занять собственную нишу в мировом хозяйстве.

Можно сказать, что власти КНР активно регулируют так процесс урбанизации и так и демографию в стране. Власти работали периодами, то привлекая жителей в город, то расселяя городских жителей в сельские местности. Характеризуя процесс урбанизации в Индии необходимо в первую очередь изучит следующий график.

Динамика Городского и сельского населения в Индии за 1950-2050гг 

Рис.2 Динамика Городского и сельского населения в Индии за 1950-2050гг.[6]

Можно сказать, что там наблюдается глобальная тенденция, которая развивается в направлении возрастающей урбанизации, согласно которой, больше половины населения мира живет в городах. Стоит отметить, что вклад городского сектора в валовый внутренний продукт (ВВП) в настоящее время ожидается в пределах 50-60 %. В связи с этим, повышение производительности труда в городских районах в настоящее время занимает центральное место в политических заявлениях министерства городского развития. Города обладают огромным потенциалом в качестве двигателей экономического и социального развития, создания рабочих мест. Они должны быть устойчивыми и дополнятся за счет городского хозяйства, что в свою очередь будет положительным для экономического развития страны. Большое количество жилища требует постоянного ухода, так требует определённый штат сотрудников, а это свободные рабочие места для индийских женщин. После 1950 года правительство Индии приняло 1005 различных планов, направленных на развитие жилищного и городского строительства, которое привело к запуску механизма борьбы с городской бедностью и нищетой. Программа Неру Роджгар Йоджана (NRY) делала упор на институциональное строительство и на строительство жилья для государственных служащих и слабых слоев. Возможно, такие планы во многом улучшать жизнь миллионов индийцев. Тем самым можно сказать что государственная политика Индии направлена на увеличение степени урбанизации в стране, она направлена на рост городов, на строительства жилья для приезжих жителей, постройки дополнительных рабочих мест. Тем самым правительство Индии, через городское население пытается увеличит темпы развития экономики, так как городское население – трудовое ядро в производстве.[14]