Участие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, по оценкам многих экспертов, постепенно перемещается центр тяжести мировой политики и экономики, действительно впечатляет.

Россия стремится вносить свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона. Прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами АТР составляет более 20 %. С Китаем, например, торговля растет на 20-30 % в год, и по итогам текущего года, очевидно, выйдет на рекордную для наших государств цифру – в 25 млрд. долларов. Те же тенденции – и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Поэтому уже в марте 1995 г. по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 г. на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.

Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции. Конструктивная вовлеченность в эти процессы – стратегический выбор страны, важнейшая задача на обозримую перспективу. Своевременным представляется постановка вопроса об активизации участия России в интеграционных процессах в АТР, прежде всего в форуме “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС), являющейся центральным их звеном. В настоящее время перед движением за развитие многостороннего сотрудничества в регионе, прежде всего АТЭС, стоят новые задачи по поиску решений проблем углубления неравенства между развитыми и развивающими странами, подстегнутое глобализацией мировой экономики, содействия использованию последними преимуществ “новой экономики”, развитию человеческого потенциала.

В качестве членов рабочих органов АТЭС, российские эксперты получают возможность принимать участие в обсуждении и разработке рекомендаций по стратегическим проблемам экономического и социального становления стран Тихоокеанской Азии, в частности, узловым вопросам внешней торговли, инвестиционной деятельности, развитию трудовых ресурсов, что может создавать более благоприятные условия для российских участников внешнеэкономических процессов в регионе. В случае пассивного поведения российские предприниматели, Россия в целом, вынуждены будут “играть” по правилам, выработанным без их участия, не принимающих во внимание их интересы, а в перспективе иметь региональный экономический порядок жесткого, подчас противостоящего российским интересам свойства.

В рабочих органах АТЭС исследуются актуальные для российских реформ и устойчивого развития проблемы, такие как управление макроэкономическими процессами и структурными преобразованиями в экономике, совершенствование налоговой и таможенной систем, оптимизация финансовых структур и систем социальной поддержки, рассматриваются проблемы сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, информационных технологий и экологии, наращивания потенциала людских ресурсов, содействия предпринимательству, прежде всего, малому и среднему.

Следует отметить, что участие в рабочих группах и комитетах АТЭС позволит с небольшими затратами получить доступ к уникальной информации экономического и инженерного характера по всем отраслям и видам хозяйственной деятельности региона, технической, технологической, управленческой экспертизе, на сбор которой обычным порядком ушли бы годы и значительные средства.

Интенсификация участия России в интеграционных процессах в регионе может оказать определенное содействие социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, в том числе и на базе модели, рационально сочетающей импортозамещение с экспортной ориентацией при приоритетном значении участия во внутрироссийском разделении труда.

Во внешнеполитическом плане активизация участия в АТЭС является важным компонентом поворота в сторону АТР российской внешней политики, провозглашенного и реализуемого Президентом В. Путиным, будет способствовать сбалансированию “европейского крена” в российской внешнеторговой, внешнеэкономической деятельности, отвечает объективным потребностям геостратегического положения России в качестве евразийской державы.

Активность в АТЭС увеличит весомость и вероятность участия России в решении основных политических проблем региона. Наблюдается тенденция проведения на “обочине” ежегодных саммитов АТЭС встреч и обсуждения на высшем уровне актуальных политических проблем регионального и глобального свойства. Высказываются мнения о возможности использования этого форума для рассмотрения вопросов безопасности государств региона. В качестве активного члена АТЭС Москва имеет механизм регулярных консультаций на высшем и высоком уровнях со всеми государствами АТР, включая ведущую “тройку” - США, Китай, Японию. Принятие антитеррористической декларации на саммите АТЭС в Шанхае, сохранение этого прецедента в Лос Кабосе, означает, что был сделан новый шаг в постановке политических проблем на повестку дня этой организации.

Интересам России отвечает концептуальная база, основные принципы и характер деятельности АТЭС, прежде всего, положенная в фундамент его деятельности концепция “открытого регионализма”. АТЭС является консультационным органом, принимает решения на основе консенсуса, и опыт участия в этой организации стран АСЕАН позволяет говорить о тенденции учета подходов и позиций всех заинтересованных сторон.

Участие в АТЭС создает более благоприятный климат для решения вопроса о вхождении России в ВТО. В документах Шанхайской встречи АТЭС содержится позитивная оценка продвижения России по пути присоединения к этой организации [16, c. 10].

К настоящему времени можно говорить о том, что создан политический фундамент и функциональная инфраструктура российского участия в АТЭС. Россия в качестве полноправного участника приняла участие в четырех саммитах, в двух последних была представлена президентом страны. При этом российское участие саммитах АТЭС все более определенно выраженный предметный характер. В выступлении В. Путина на Деловом саммите АТЭС в Шанхае перед представителями свыше 500 крупнейших компаний, действующих либо имеющих интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе, были намечены стратегические направления действий по вхождению России в мировое и региональное экономическое сообщество, а именно, сотрудничество в создании новой конфигурации в АТР в области энергетической, транспортной, информационно-технологической путем использования сравнительных преимуществ России, достижений в сфере фундаментальной науки.

К деловым саммитам АТЭС, которые сопутствует встречам в верхах, проявляют интерес российские предпринимательские круги, которые хотели бы оценить возможности для деловой деятельности в этом регионе.

Создан государственный механизм участия в работе АТЭС - Комиссия правительства по вопросам участия в форуме АТЭС, в состав которой входят представители примерно 25 федеральных органов исполнительной власти, ряда субъектов Федерации, науки. Под эгидой Комиссии действует Деловой клуб АТЭС, в который входят около 40 крупнейших компаний и банков России, занятых в широком круге областей - энергетике, телекоммуникациях, передовых технологиях, финансовых услугах, торговле. Три руководителя крупных российских компаний по утверждению Президентом представляют отечественный бизнес в Деловом консультативном совете АТЭС. В 2001 году впервые прошло его заседание в столице России.

Россия все более активно проводит атэсовские мероприятия на своей земле. В том же году в Москве был проведен Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства и заседание рабочей группы по телекоммуникациям, а во Владивостоке прошли инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка, совещание по современным подходам к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы.

Можно отметить возросшую активность российских представителей в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп по вопросам торговли, финансов, науки и техники, информационных технологий, малого и среднего бизнеса, образования, рыболовства, стандартизации, равно как в совещаниях старших должностных лиц, семинарах и выставках.

В месте с тем, не следует упускать из виду неиспользованные в этом направлении резервы. Ведь только при систематической, последовательной работе в рабочих группах, комитетах Форума, их “освоения” возможна постановка и решение как концептуальных, так и практических вопросов, представляющих интерес для России. Обращает внимание, что в списке семи основных экспортеров стали в США, подвергавшихся как и Россия дискриминационным мерам с американской стороны - пять члены комитета по торговле и инвестициям АТЭС, что открывает возможности консультаций по данному и сопряженным вопросам.

Рассмотрим основные проблемы и задачи на пути активизации участия России в интеграционных процессах в АТР. Главная проблема, стоящая на этой стезе - низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1 %, ее инвестиции в эти государства незначительны. В связи с этим, подчас, нет почвы для обсуждения с российскими представителями в рабочих органах АТЭС конкретных, подчас технико-экономических вопросов в этой области, таких скажем, как тарифный режим в некоторых отраслях, конкретные положения регулирования торговли услугами, “электронной торговли”, передвижения рабочей силы.

В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока (свыше 15 %), что превышает объем экспорта в страны СНГ и сопоставимо с аналогичными показателями для стран Центральной и Восточной Европы, которые сравнительно недавно были тесно интегрированы с экономикой России. Иными словами, Россия зависит в большей мере от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капитала.

В последнее время можно говорить о некоторых позитивных, хотя и ограниченных, сдвигах в этом направлении. Российские транснациональные компании более внимательно смотрят в сторону азиатских рынков по ряду причин - насыщения товарами и услугами рынков Западной Европы, рост капитализации российских компаний, что расширяет потенциал зарубежного инвестирования, возросшее понимание возможностей предпринимательства в странах АТР.

В настоящее время формируются основные направления, по которым российские компании во взаимодействии и поддержке государства могут внести реальный вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества в АТР - это область энергетики, использование геостратегического положения России как естественной транспортной, коммуникационной связующей между Западом и Востоком, весомый научный потенциал.

В концептуальном плане политика “регулируемой открытости” могла бы состоять из следующих основных компонентов:

-       признание объективного характера интеграционного процесса в АТР, необходимость постоянного анализа его движения под углом зрения обеспечения российских интересов;

-       государство как основной регулятор темпов, сроков, хозяйственных сфер для открытия вовне;

-       экономический характер механизма регулирования этого процесса - кредиты, уровень налогообложения, процентные ставки, пошлины и т.п., прибегая только в крайнем случае к административным методам;

-       активное государственное содействие адаптации частных компаний к новым условиям внешнеэкономической деятельности, вызванных процессами глобализации и регионализации.

Одним и ключевых принципов такой политики должно быть взаимодействие государства и предпринимателей в достижении стратегических целей на региональном и глобальном уровнях. Для этого представляется целесообразным провести ревизию существующих мер государственной поддержки предпринимательства, предоставить ему льготное финансирование, щадящий таможенный режим, но при этом государство имеет право контролировать и определять объемы и основные направления торговой и инвестиционной деятельности частного капитала экономическими методами.

В ходе усиления взаимодействия с региональным и мировым рынками, в последнем случае на сегодняшний день это вхождение в ВТО, видимо, не должно вызывать сомнение, что членство в ВТО и АТЭС сопряжено с определенными обязательствами по либерализации торговли и инвестиций, расширению доступа на рынок России. В связи с этим возникают вопросы, подразумевающие необходимость внесения корректив в законодательство, способы регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью страны, равно как и другие проблемы. Развернувшаяся в настоящее время дискуссия по вопросу о вступлении России в ВТО проливает свет на проблемы, с которыми России придется иметь дело в ходе участия в программе либерализации торговли и инвестиций к 2010 либо 2020 году в рамках АТЭС.

Особую роль должны сыграть усилия АТЭС по развитию в регионе межкультурного, межцивилизационного диалога. Множество культур и религий – это уникальное преимущество региона. Россия считает, что АТЭС способна проявлять намного больший интерес к вопросу сближения людей, населяющих разнообразный Тихоокеанский регион [44, c. 41].

При оценке положительных и проблемных сторон дальнейшей вовлеченности России в интеграционные процессы в АТР, АТЭС в том числе, прежде всего, видимо, следует исходить из того, что интеграционные процессы в АТР, организационной кульминацией которых в настоящее время выступает АТЭС, имеют характер объективного явления, подготовленного глубинными процессами экономического развития региона, формирования международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше с возможными подъемами и спадами независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадает из этих процессов с соответствующими последствиями.

В странах АСЕАН считают, что Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.

Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 г. - в работе АРФ по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.

С середины 1997 г. начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН – Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия – АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.

Успешно развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе двусторонних экономических отношений (см. Таблицу 3). Объем взаимной торговли за период 1992-1999 гг. составил свыше 21 млрд. долл.

В данном случае можно говорить лишь о приближенных данных торговли со странами ЮВА. Во-первых, статистическому учету не поддается экономическая деятельность так называемых «челноков». А во-вторых, существенно различается методика подсчета торгового оборота в РФ и странах АСЕАН – так, последние включают в статистические отчеты о внешней торговле данные о банковских операциях, что не принято для российской отчетности. Этим объясняется разница в показателях.

Таблица 3 – Сальдо торговых операций России со странами ЮВА в 1992-1999 гг. (млрд. долл.) [66, c. 98]

Всего в 1992-1999 В среднем в 1992-1999 ежегодно
По данным официальной статистики России
Экспорт 8101 1014
Импорт 4610 567
Сальдо для России + 3498 + 447
По данным статистики стран ЮВА
Экспорт 12837 1604
Импорт 8251 1031
Сальдо для России + 4581 + 573

Заметное место в отношениях России с такими странами АСЕАН, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия занимает военно-техническое сотрудничество. За счет военной техники российского производства полностью осуществляется модернизация стратегических ракетных войск, малайзийские ВВС оснащены самолетами российского производства.

Вполне благополучно складывается положение с финансовыми интересами России в странах АСЕАН. Индонезия досрочно рассчиталась по своему крупному долгу, восходившему к 1960-м годам. В 2000 г. подписано соглашение об урегулировании крупной задолженности Вьетнама. Реализуется аналогичная договоренность с Лаосом. Единственная проблема - задолженность Камбоджи, размеры которой, однако, относительно невелики.

По оценкам экспертов, потенциал развития всестороннего сотрудничества России со странами АСЕАН остается значительным, особенно для российских регионов Сибири и Дальнего Востока.

Дальний Восток, напрямую выходящий в Азиатско-Тихоокеанский регион, имеет особое значение для сотрудничества. Около 90 % экспорта и 60 % импорта Дальнего Востока приходится на страны АТР. Таким образом, Дальний Восток представляет в торговых отношениях всю Россию. Из этого вполне логично сделать вывод, что с активизацией России в АТР дальневосточный регион будет играть все большую роль в экономике макрорегиона в целом и в АТР в частности.

Итак, основной задачей АТЭС является создание открытой системы торгового сотрудничества с единым инвестиционным рынком без изменения политического устройства государств. Она предусматривает устранение ограничений в сфере прямых иностранных инвестиций, тарифных и нетарифных барьеров при осуществлении внешнеторговых операций.

Немаловажным является тот факт, что интеграционные процессы здесь находятся на начальной стадии, и Россия представлена в их формировании как равноправный участник, что отвечает ее национальным интересам.

Участники АТЭС стараются получить различные выгоды от участия в этой группировке. Такие страны, как США и Япония, которые являются экономически более развитыми, стремятся с помощью АТЭС укрепить свое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Страны АТЭС с менее развитой экономикой, к которым относится и Россия, заинтересованы в разработке и внедрении проектов и программ, которые позволят им получить максимальную отдачу от глобализации мировой экономики.

В рамках АТЭС регулярно проходят встречи, заседания, форумы, ярмарки с участием представителей правительства государств, региональных представителей и деловых кругов. Вопросы, обсуждаемые на этих встречах, так или иначе, затрагивают и интересы Дальнего Востока, который представляет интересы России в АТР.

Близость дальневосточного региона к странам АТР обусловливает широкие перспективы экономического сотрудничества между регионами в области энергетики, развитии транспортных связей, эксплуатации морского шельфа.