Формирование гражданственности и патриотизма молодежи в Петербурге

Как показывает опыт истории, образование новых государств с неизбежностью активизирует процессы формирования патриотизма и гражданственности. Особенность новой России - в переходе от принципов советского патриотизма и гражданственности к собственно российским нормам в контексте российской истории и современной специфики.

Социальное поле данной проблематики включает в себя:

1) естественный, по большей части стихийный, процесс формирования патриотизма и гражданственности молодежи;

2) целенаправленные действия (через институты социализации и воспитания);

3) воздействие тормозящих и негативных факторов (целенаправленное и стихийное).

Основными характеристиками формирования гражданственности и патриотизма молодежи Петербурга (по данным исследований НИИКСИ в 2001 - 2002 гг.) можно считать в рамках первой позиции:

а) рост показателей патриотизма и гражданственности на уровне общественного мнения (до отметок 66% и 95% представителей учащейся молодежи соответственно), более того, впервые зафиксирован довольно значительный рост гордости молодых петербуржцев за свое Российское гражданство (58% опрошенных);

б) растущую потребность в социальной активности в зависимости от выраженности патриотизма и гражданственности, при этом, очень важно, что формирование данных характеристик идет взаимоувязанно;

в) патриотизм оказывается фактором, блокирующим экстремистские тенденции.

В рамках второй позиции:

а) активное, хотя и неравномерное развитие системы патриотического и гражданского воспитания;

б) начинает ощущаться соответствие мер Президента РФ и Администрации города широкой общественной потребности в действиях патриотической и гражданской направленности "сверху" (в необходимости патриотического и гражданского воспитания, по нашим данным, убеждены свыше 80% учащихся молодых петербуржцев);

в) результаты этой работы во многом зависят от положения страны и уверенности молодежи в успешной реализации жизненных задач.

В рамках третьей позиции следует выделить:

а) слабое доверие молодежи к власти (за исключением Президента В. Путина);

б) недостаточную координацию различных социальных институтов, ведомств (прежде всего СМИ) и общественных организаций.