Формирование коммуникативной толерантности социальных работников

Опыт зарубежных стран показывает, что эффективность и уровень профессиональной культуры зависят не только от развитой сети социальных служб, но, прежде всего, от качества профессионального образования[24]. Так, в Англии обучение ведется в университетах, политехникумах, колледжах с продвинутым образованием. Британской особенностью обучения считается жесткий отбор кандидатов. При английской системе отбора главной целью является проверить не только академические знания кандидата, но и его личностную пригодность для социальной деятельности[25]. Все большее распространение в последние годы приобретает модель структурированного обучения как обещающая наибольшую эффективность. По мнению В. А. Фокина, в США сформировалась постоянно действующая, или непрерывная, система образования социальных работников[26]. В результате обучения социальной работе в США выпускник должен обладать следующими способностями: применять умения критического мышления; понимать базисные ценности профессии; практиковать без дискриминации, имея уважение, знание и умения относительно возраста клиента, класса, цвета кожи, культуры, инвалидности, этнической принадлежности, семейного положения, расы, религии; использовать теоретические основы, поддерживаемые эмпирическими доказательствами, чтобы понять индивидуальное различие и поведение человека и рядом других[27]. В системе обучения США социальных работников большое внимание уделяется вопросу практики.

Наряду с американской необходимо отметить швейцарскую подготовку к социальной работе, имеющую отличия от школы США. Характерной чертой швейцарской подготовки социальных работников является то, что студентами школ социальной работы становятся люди более старшего возраста (около 60% студентов свыше 30 лет, 17% - свыше 40 лет). Причины таких возрастных границ заключаются в критерии «личностной зрелости», по которому отбираются студенты для школ социальной работы[28]. Студенты школ социальной работы в Швейцарии — это зрелое и мотивированное к учебе население. Их мотивация изменить карьеру не связана с материальными вопросами, а лишь с желанием «быть социальным работником».

Опыт систем подготовки социальных работников ведущих школ Европы (США, Канады) определил основу российской школы по подготовке социальных работников. В Российской Федерации существует несколько уровней подготовки социальных служащих:

1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д.

3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года).

По мнению ряда специалистов, социальное образование в нашей стране не располагает непротиворечивой концепцией подготовки социальных работников. На данный момент сформировалась техническая, функциональная модель, недостатки которой очевидны в силу недостаточной проработанности ценностно-смыслового компонента, который обеспечивает активность личности в профессиональной деятельности. По мнению Н. А. Гришновой, в процессе профессионального образования важно формировать ценности профессии у будущего специалиста, стремиться к тому, чтобы он осознал, осмыслил и принял их индивидуальными смыслами[29].

Ориентированность студента на ключевые ценности профессии может быть диагностирована следующим критериям:

 -    Осознанность ключевых ценностей (информированностью, пониманием происхождения, смысла и содержания, наличием личностного отношения);

 -    Принятие ключевых ценностей на личностном уровне (углублением содержания личностными взглядами и смыслом, сформированностью личностно окрашенного идеала ценностных отношений);

 -    Действенность (использованием в качестве критерия оценки своих действий, применением методов и средств труда, согласующихся с ключевыми ценностями).

Как показывают результаты исследования, проводимой Н. А. Гришновой, ценности профессионального становления у студентов социальной работы и у специалистов стоят на четвертом месте, также гуманистический потенциал студентов факультета социальной работы не полностью соответствует требованиям профессиональной деятельности. Анализ результатов исследования выдвигает необходимость новых тенденции обучения социальной работе в современной России.

Необходимо отметить также проблемы, которые существуют в России при подготовке социальных работников. Серьезную проблему подготовки специалистов по социальной работе представляет собой и слабая государственная поддержка, недостаток финансирования, материально-технического обеспечения процесса переподготовки профессорско-преподавательского состава. Необходимы средства для развития социальных наук, осуществления целого ряда проектов в области социальной защиты.

Также одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере[30].

В настоящее время представления о профессии социальной работы только формируются. По мнению Т. Бахматовой, Т. Вырупаевой, специалисты данной профессии должны обладать такими качествами, как профессионализм, ответственность и способность к интенсивной работе. Исследование Т. Бахматовой, проводимое в УСЗН Иркутской области, выявило, что выбор места работы в сфере социальной защиты населения обусловлен, в первую очередь, интересом к этой работе и «социальной защищенностью»[31]. Среди факторов неудовлетворенности работой отмечаются ограниченные возможности карьерного роста. Также было выявлено, что главными факторами карьерного роста являются достаточный уровень компетентности для новой должности, определенный стаж работы в данной организации, а также самостоятельность в работе. Для того, чтобы знать профессиональные и личностные возможности каждого социального работника, необходимо проводить аттестацию, которая должна быть направлена на развивающие цели, а не только на соответствие занимаемой должности.

Существование различного опыта подготовки социальных работников создает возможность охватить значительное количество проблем в данной профессии, в России же социальная работа является новой профессией и в настоящий момент идет становление основ системы обучения и подготовки специалистов данной сферы.

Таким образом, следует отметить, что профессия социального работника полностью основалась за рубежом, в каждой стране к специалистам этой деятельности предъявляются разные требования (возраст, опыт работы, дополнительные знания и навыки), отражающие специфику социальной работы. В основе подготовки специалистов в России положены зарубежные модели, но учитывается такая специфика социальных проблем, существующих в нашей стране.