Формирование правовой культуры в Центрах помощи детям

Внедрение передового опыта организации работы по вопросам повышения правовой культуры воспитанников является важнейшей составляющей по повышению правовой культуры, в том числе и правовому обучению.

О. В. Заяц в своем труде «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» [29] представил систематизированный материал, характеризующий накопленный опыт организационно-административной работы различных социальных служб, учреждений и организаций, функционирующих на территории Российской Федерации. В данном учебном пособии отражена деятельность социальных работников территориальных управлений (отделов) социальной защиты населения; комплексных центров социального обслуживания населения; центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи; учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и т.д.

Основы деятельности социальных служб, учреждений и организаций социальной защиты населения, опыт социальной работы территориальных органов управления социальной защиты, опыт деятельности различных учреждений социальной защиты на территории России способствуют в целом социальной поддержке населения.

О. В. Заяц отмечает, что проблема воспитания правовой культуры личности – важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе, поскольку высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства, а произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Также он описывает, что в российском обществе в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, поскольку правовой системе были свойственны неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти.

В настоящее время вопросы юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах периодических юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует назвать З. А. Астемирова, А. А. Вербицкого, С. А. Егорова, В. В. Ершова, М. О. Исаева и другие.

Среди зарубежных исследователей выделяют таких авторов, как Э. Аннерс, Л. Фридман, К. Осакве и другие, они рассматривали вопросы формирования правовой культуры, правосознания, юридического образования в связи с изучением различных юридических дисциплин – философии права, римского права, истории государства и права.

Различные аспекты правового воспитания по формированию и повышению уровня правосознания и правовой культуры, а также формированию позитивного отношения к праву, базирующегося на определении значимости права и правовых явлений, обоснованы в трудах С. С. Алексеева, Т. И. Акимовой, В. К. Бабаева, А. Б. Венгерова, А. И. Долговой и т.д.

Особенность познания правовых ценностей состоит в том, что их постижение протекает в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и менталитета народа.

Формирование правовой культуры и правового воспитания личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Процесс правового воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что достигается посредством изучения историко-теоретических юридических дисциплин, философии права, иных форм познания места и роли права в развитии цивилизации, его значения для минимизации социальных конфликтов, обеспечения свободы личности, так как в основе формирования правовой культуры лежит глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности. Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм и уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

По мнению О. В. Заяц при формировании правовой культуры у воспитанников социальных учреждений, социальным работникам следует ориентироваться на потребности юридической практики, потому особенно важно заимствование опыта детских домов в воспитании детей.

Исследования показали, что у детей, попадающих в детские дома, появляются проблемы, связанные с появлением у детей ощущения «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает либо внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).

С одной стороны, тенденция к закрытости у учреждений такого типа, специфические проблемы самих воспитанников, а также существующие общественные стереотипы восприятия воспитанников детских домов как изгоев, неготовность общества принимать их как полноценных и равноправных партнеров по общению и деятельности. В свою очередь, это затрудняет социальную адаптацию воспитанников детских домов, порождая социальную напряженность и определенные проблемы.

Например, в Межрегиональной Общественной Организации «Добрая планета» (МОО «Добрая планета») города Москвы, содействие процессу социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры происходит за счет приоритетных задач и комплекса программных действий.

Повышение социальной компетентности детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников школ-интернатов, приютов, детских домов), помощь в овладении ими различными областями знаний, способствуют формированию жизненных навыков, и, впоследствии, будут способствовать успешной адаптации в обществе. Данное направление осуществляется с помощью серии практических тренингов, социальных презентаций, которые позволяют детям расширять представления о себе, своих особенностях, формировать способность понимать себя и других. Дать представление о мире внутренних переживаний, ориентировать на исследование своего внутреннего мира. Дать представление о личностных ценностях, об уникальности каждого человека. Учить осознавать собственные ресурсы. Формировать навыки дружеских отношений. Развивать способность строить доверительные отношения с помогающими взрослыми. Способствовать осознанию собственной уникальности и уникальности другого. Учить терпимо относиться друг к другу.

Формированию правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников приютов, детских социально-реабилитационных центров, детских домов) в центре проводят курсы для старших школьников по определенным темам.

1. Основы правовой грамотности на дороге (подготовка курса занятий). Основы правовой грамотности (основы государства и права) – подготовка курса занятий.

2.«Правила и законы».

Дать представление о необходимости законов в современном обществе, знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан. Помочь осознать, что знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более успешным в жизни. Формировать ответственное поведение. Познакомить с организацией ОВД: с деятельностью, услугами; со специалистами, которые работают в различных отделах организации. Научить обращаться по интересующим вопросам в разные отделы организации, научить получать информацию со стендов, дать практический опыт общения с специалистами. Гражданственность, система государства. Дать новую информацию о системе взаимоотношений между государством и гражданином. Способствовать формированию гражданской позиции. Проведения курса для детей и подростков (младшего и среднего возраста). Познание основ правовой грамотности на дороге через форму познавательной игры.

Знакомство с жилищно-бытовой системой и системой социальной защиты проходит в определенной последовательности.

1. Дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственников жилья. Познакомить с понятиями «наниматель», «собственник», «ордер», «договор безвозмездного пользования», ответственное отношение к своему жилью, с правилами безопасного проживания, формировать навык бесконфликтного общения с соседями и консьержем. Дать представление о жилищных организациях, об их деятельности и услугах, о тех сотрудниках, с которыми будут взаимодействовать участники в самостоятельной жизни. Научить взаимодействовать с жилищными организациями.

2. Системы социального обеспечения в государстве. Познакомить с видами государственной помощи и системы льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Познакомить с понятиями «социальное обеспечение», «категории населения», «налоги», «пенсионное страхование», письменное и устное обращение в эти организации, навык взаимодействия со специалистами этих организаций, навык получения нужной информации в этих организациях.

3. Дать практический опыт взаимодействия с данной организацией.

Опыт Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Орленок» города Самары по формированию правовой культуры, согласно программе, сводится не только к получению базовых знаний в соответствии с государственным стандартом, но и предусматривает проведение факультативных занятий, связанных с правовыми аспектами жизнедеятельности воспитанников интерната. При этом, они отмечают, что для таких детей характерна низкая правовая культура, потому, как они не знают даже основных прав и свобод, необходимых для жизни. В свою очередь, со стороны государства, органов местного самоуправления, общественных организаций мало уделяется внимания защите интересов и законных прав подростков. Необходимость платы за юридические консультации делает их недоступными для этой категории населения.

В связи с этим, в данном центре для предупреждения асоциального поведения воспитанников, как представителей наиболее криминогенной группы молодежи, создают специальные условия для социальной адаптации детей-сирот, повышения правовой культуры посредством проведения правовых лагерей для этой категории детей и повышения их социальной активности. Привлечение общественных и государственных организаций для решения проблем, возникающих у социальных сирот и воспитанников интернатных учреждений, способствует реализации поставленной цели и задач данного Центра города Самары.

Существует целое множество Центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей, социальные работники которых стремятся организовать специальные условия для успешного формирования правовой культуры личности воспитанника с целью формирования, развития, а в целом и социальной адаптации личности в обществе.

Правовая культура и правовое воспитание обобщаются и анализируются с целью формирования высокой правовой культуры воспитанника. При этом важно обозначить основное направление правового воспитания, которое направлено на стратегическую задачу, заключающуюся в формировании высокого уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой активности личности.

Правовоспитательная работа с целью привития элементов правосознания и правовой культуры включает в себя знание правовой политики государства, основных концепций идей и подходов к праву; знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения в условиях современного состояния российского общества. Такое глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями, привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями могли бы стать прочной и устойчивой предпосылкой для развития и становления полноценной личности в современном обществе.

Исходя из того, что существует тесная взаимосвязь воспитательного воздействия и процесса обучения, изучения вопросов, позволяющих осмыслить ценность права, его роль и функции в жизни общества и формировании уважительного отношения к праву у воспитанников Центра, оно определяется как совокупность воспитания и обучения.

Формирование правовой культуры воспитанников социальных учреждений должно обеспечиваться посредством соблюдения совокупности следующих педагогических условий: созданием качества окружающей правовой среды, которая должна выступать мощным детерминирующим фактором правовой воспитанности; разработкой и реализацией структурно-функциональной модели формирования правовой культуры; кадровым обеспечением учебно-воспитательного процесса, а также постоянным совершенствованием содержания, форм и методов правового образования и воспитания.

Анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы ценностей, идей, установок элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. В зависимости от ее носителя в правовой культуре следует различать: правовую культуру общества, правовую культуру личности и в том числе правовую культуру профессиональной группы. Об уровне правовой культуры личности свидетельствуют его знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются:

1) в правильном понимании своих действий,

2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права,

3) в точном исполнении им предписаний закона.

Исходя из идеи социального правового государства, формирование правовой культуры личности направленно на усвоение основных принципов и норм на уровне, необходимом для формирования глубокого уважения к правовым ценностям, личного убеждения, привычки соблюдать действующие законы и ответственность за исполнение тех или иных обязанностей. На формирование социально-правовой активности, а также готовности принимать участие в работе по реализации правовых норм, соблюдая установленную законность и права граждан, на творческое развитие личностного потенциала в нравственном и в правовом аспектах, позволяющее видеть дефектность норм – все это вырабатывает потребности в совершенствовании самой личности.

Изучение правовой культуры учащихся общеобразовательных и специализированных учреждений приобретает особую актуальность и представляет не только теоретическую, но и практическую значимость. Важно отметить, что характер и содержание правовой культуры школьников служит индикатором качества правового образования и просвещения в школе, аналогично, что содержание правовой культуры воспитанников напрямую отражает качество их правового просвещения.

Содержание правовой культуры общества необходимо освоить каждому растущему и развивающемуся индивиду, поскольку от набора реальных жизненных ситуаций, в которые он включен, во многом зависит и его дальнейшее развитие в социуме.

В дальнейшем индивид встает перед необходимостью принятия и освоения конкретных норм в зависимости от необходимости удовлетворения его конкретных потребностей. При возникновении трудностей в применении норм закона, он может обратиться за помощью к специалистам, а также самостоятельно изучать отдельные правовые акты.

В то же время существует проблема выделения необходимого для всех индивидов содержания правовых знаний, ценностей, которые обеспечивают взаимодействие индивидов и социальных групп в государстве для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.

Отсюда вытекают две основных проблемы формирования правовой культуры. Во-первых, проблема периодического включения личности в ситуации, когда требуется знание закона, ценностное отношение к нему в конкретной жизненной ситуации. Во-вторых, правовая культура личности имеет свойство сужаться, либо расширяться, в зависимости от конкретных потребностей в ней. При этом, следует выделять эгоистическую потребность, связанную с желанием личности пользоваться предоставленными юридическими актами правами, но не выполнять предписываемые ими обязанности, и социально-значимую потребность, ориентирующую на умелое сочетание того и другого.

Правовая культура личности представляет собой систему принятия и реализации конкретных правовых ценностей, норм в интересах обеспечения гармоничного воспроизводства и развития социума и отдельных индивидов.

В процессе приобщения детей и подростков к основам правовой культуры необходимо постоянно ориентировать их на позитивные результаты соблюдения норм права, а не на возможные наказания. При этом показателем развитости правовой культуры воспитанников является сознательное и добровольное принятие ими различных законодательных актов на основе понимания тех положительных результатов, которые возникают при их реализации, а не страх перед наказанием, на что чаще всего делается акцент в правовом обучении и воспитании.

Ориентации и установки на нормы закона становятся устойчивыми, постепенно превращаясь в соответствующие стереотипы правового поведения личности.

В обществе в период становления рыночной экономики в значительной степени разрушились ориентации на соблюдение общечеловеческих моральных норм и ценностей. Отрицание правового сознания и поведения было поддержано средствами массовой информации, искусством, которое стало создавать в большом количестве образы успешных преступников. Возникло общественное мнение, которое не осуждает тех, кто нарушил закон, если им удалось уйти от наказания.

В этих условиях появляется неопределенность самого содержания современной правовой культуры. Сложившаяся ситуация характеризует разобщенность субъектов, которые традиционно занимались приобщением к нравственной и к правовой культуре. В условиях рыночной экономики все социальные субъекты, участвующие в формировании правового сознания и поведения молодежи, стали автономными и получили полную свободу деятельности. Школа фактически сняла с себя ответственность по воспитанию подрастающего поколения: не прививаются ценности трудовой, нравственной и правовой культуры. Семья, лишенная моральных ориентиров в воспитании детей, перестала осуществлять необходимую нравственную подготовку к принятию норм права. Она испытывает значительные трудности в формировании ориентаций и установок подростков на освоение требований правовой культуры, т.к. школа, средства массовой информации не пытаются координировать с ней работу в одном направлении.

Возникает проблема создания на новой основе действенной системы формирования и развития правовой культуры подрастающего поколения на основе зрелой нравственной, трудовой культуры современного человека, поскольку правовое просвещение учащихся носит фрагментарный характер. В связи с чем, ни семья, ни педагоги, ведущие обучение, не занимались системным правовым просвещением учащихся, не выработали установки подростков на соблюдение норм права в типичных жизненных ситуациях.

Отсутствие взаимосвязи между нравственным и правовым воспитанием ведет к тому, что угроза морального осуждения побуждает к соблюдению правовых норм лишь незначительное количество учащихся, поступивших в Центр помощи детям «Аистенок». У большей же части воспитанников Центра не сформирована ориентация на обязательное соблюдение закона в результате получения не только правовой, но и негативной нравственной оценки. У них не сформировалось, либо сформировалось неверно представление о том, что нравственность выступает основой правовой культуры. У них не выработаны такие моральные регуляторы, как чувство стыда, совести, долга, ответственности за свое поведение.

В связи с чем, возникает особая проблема формирования у учащихся представлений о том, как человек сам себя наказывает, ограничивает свою свободу, когда совершает преступление, при этом основное внимание необходимо уделять не физическому наказанию, а социокультурному. Чувствительность к свободе передвижения, действий, общения должна стать сдерживающим фактором к нарушению закона, причем ни родители, ни педагоги, ни искусство и СМИ, не формируют это особое явление правовой культуры, как чувствительность к угрозе потери свободы взаимодействия с различными людьми, общностями, свободы самореализации и самоутверждения. Данный уровень самого содержания правового воспитания и обучения должен быть направлен в условиях ослабления страха перед физическими наказаниями на выработку негативного переживания возможности потери свободы в их повседневной жизнедеятельности.

Развитая правовая культура характеризуется тем, что человек всегда пытается соблюдать закон, а правовое просвещение позволяет находить способ уклонения от соблюдения норм права. К сожалению, в возрасте 14-15 лет у многих учащихся еще не сформировалось уважительное отношение к действующим в обществе законам права. Ими принимаются только те законы, которые защищают его самого, что в итоге не делает его законопослушным.

Формирование правовой культуры определяется не объемом знаний, а ценностью поведения, которое соответствует правовым нормам, а без знания самих правовых актов невозможно выработать представления об их ценности как социума в целом, так и у отдельных индивидов.

Таким образом, педагоги специализированных учреждений стремятся к поддержанию отношения молодежи к изучение норм права. Их мнение сводится к тому, что нужно знать всю ценность и важность правовой культуры, поскольку именно она является идеологией системы общего образования. Позиция родителей сводится лишь к отсутствию элементарных знаний по праву, которые требуются для формирования их у растущей и развивающейся личности их ребенка. Зачастую в таких семьях включение правового воспитания носит лишь вынужденный характер и вызван, в первую очередь, появлением примеров грубого нарушения закона. В связи с чем, состоянию внутреннего благополучия, общего блага способствует законопослушное поведение личности.