Формы и методы социальной работы со спортсменами-студентами

В любом экономически развитом государстве мира система социальной защиты является важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений. Исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что в любом обществе (феодальном, капиталистическом, социалистическом и т.д.), с одной стороны, постоянно существуют риски, угрожающие социальному и экономическому положению любого человека (лишение средств существования, травма, болезнь и т.д.), а с другой - действует в той или иной мере система социальной защиты, составляющая неотъемлемое звено общественных отношений.

Определяющие принципы построения системы социальной защиты в разных странах мира находят свое отражение в социальной политике государства.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации" [28] в центр социально-экономической политики государства поставлен интерес человека в улучшении жизни и в развитии личности. Требуется сформировать мотивации и создать все условия для изменений в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего для улучшения здоровья, экологии, образования, культуры, жилищных условий, безопасности.

Основными ориентирами социальной политики Российской Федерации являются:

- действенная поддержка людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи [24].

К вопросам, так или иначе находящим отражение в нормативных документах, касающихся проведения государственной социальной политики, относятся:

- здоровье человека, улучшение демографической и экологической ситуации;

- организация качественного и доступного здравоохранения;

- удовлетворение потребностей в современном образовании;

- развитие культуры;

- помощь в решении жилищных проблем российских семей;

- создание условий для стабильного роста доходов населения;

- обеспечение личной безопасности граждан;

- молодежная политика.

Таким образом, рассмотрение основных приоритетов государственной социальной политики Российской Федерации позволяет отметить тот факт, что государство тем или иным образом пытается минимизировать социальные риски, воздействующие на различные категории граждан (работающее население, безработные, пенсионеры, инвалиды, учащиеся и т.д.). Однако социальная политика государства представляет собой только общие принципы социальной защиты населения страны, вопросы же социальной защищенности отдельных групп населения по профессиональному признаку (в частности, спортсменов) имеют свои особенности.

Особенность социальной работы со студентами-спортсменами заключается еще и в том, что здесь пересекаются два направления работы: социальная работа со спортсменами и социальная работа с молодежью.

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью — интегративной и дефицитной. Интегративная модель — это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив [42].

Как правило, социальная работа со спортсмена проходит в рамках работы со студенческой молодежью. Специально разработанных форм и методов работы именно со спортсмена на сегодняшний день в социальной практике не существует.

Формы социальной работы:

1. Социальная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам и общностям, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации или реформирования отдельных элементов социальной системы.

2. Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества.

3. Учебная дисциплина многоуровневого характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего специалиста на основе теоретических знаний реализуемых в технологиях социальной работы [22].

Методы социальной работы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания [24].

По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование).

3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод "социальной биографии", семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование [42].

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и другие группы методов. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы [24].

К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование [24].

Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование) [22].

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы [42].

Метод индивидуальной социальной работы предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Элементы, составляющие метод:

1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт).

2. Изучение и анализ проблемной ситуации.

3. Определение целей и задач совместной работы.

4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой.

5. Оценка прогресса и результат совместной работы [42].

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

- малая группа способствует выходу из роли "только слушателя";

- в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;

- в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;

- малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого [42].

Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи, Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем [22].

В настоящее время появляются новые формы группового метода, такие как метод семейной терапий.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. "Община" (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Она выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы [22]:

1. Развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей.

2. Разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизацию развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности. Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность. Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании, и т. д.) [22].

Мы можем предложить следующие формы и методы работы со студентами-спортсменами: социальное проектирование.

Социальное проектирование – относительно новое явление для нашей страны. Это такое "социальное средство", которое способствует формированию умений целеполагания, нахождения оптимальных путей достижения сформулированных целей, эффективного использования доступных ресурсов. Социальное проектирование способствует развитию умений определять потребности людей, реальный спрос на рынке товаров и услуг, описывать исходное и желаемое состояние объекта, определять процессы изменения состояния объекта, оценивать результаты своего труда.

Процесс проектирования представляет собой гибкую модель развития мышления, формирования умений программирования деятельности, организации взаимодействия субъектов общественных отношений. Молодые люди приобретают в процессе проектирования и реализации проектной идеи интегративный опыт социальной и деловой ответственности. Объектом ответственности могут быть другие люди, будущие поколения, общности, животные, окружающая среда и т.п. Социальное проектирование можно считать системообразующим фактором социализации и самореализации молодежи, самостоятельного решения их собственных проблем. Привлекательность этого метода состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом и в ходе реализации проектной идеи у молодежи развиваются организационные и рефлексивные способности.

Формы и методы научно-исследовательской работы студентов: научно-практические конференции, студенческие научные общества (кружки), привлечение студентов к выполнению хоздоговорных работ и работа в вузовских малых инновационных предприятиях (МИПах), подготовка рефератов, защита курсовых и выпускных квалификационных работ, творческие отчеты и пр.

Формы и методы внеаудиторной деятельности студентов-спортсменов: вовлечение в общественно-значимую деятельность (субботники, праздники, фестивали и др.), организация конкурсов, олимпиад и спартакиад для молодежи микрорайона, города, края и пр., работа в клубах, спортивных секциях, участие в профориентационной работе, в волонтерском движении и благотворительных акциях гражданско-патриотической направленности, в молодежных объединениях (молодежный парламент, молодежное правительство) и пр.

Организация психологического консультирования и дальнейшей профориентации студентов-спортсменов.

Таким образом, делая вывод по I главе, мы можем сказать, что у спортсменов-студентов есть ряд проблем и потребностей, которые возникают в силу совмещения получения образования и профессионального занятия спортом. Мы выделили несколько проблемных сфер: совмещение спортивных занятий и учебы в вузе, проблема удовлетворения культурных потребностей в силу нехватки времени, проблема дальнейшей профессиональной самореализации и социальной адаптации, опасность получения травм, проблема с обеспечением жильем, недостаточная материальная обеспеченность спортсменов-студентов.

В практике социальной работы с молодежью как таковой разработано много различных форм и методов работы: индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, регламентирование, инструктирование и т.д. Все эти методы применимы и к спортсменам-студентам, хотя практика социальной работы ощущает потребность в новых формах и методах. Такими формами работы могут стать социальное проектирование, привлечение молодых спортсменов к работе социальных и общественных организациях, стимулирование их активного участия в разработке мер социальной защиты.