Характеристика студентов как клиентов социальной службы

Согласно федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ [1, стр. 4] клиентом социальной службы (социального работника) может быть гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, то есть в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Закона Новосибирской области от 05.12. 95 №29-ОЗ «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области» [5] расширяет понятие трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая воспринимается человеком как лично для него трудная, неприемлемая и объективно нарушающая его нормальную жизнедеятельность (падение жизненного уровня, сиротство, безнадзорность, инвалидность, безработица, вынужденная миграция, распад, конфликты в семье, одиночество, насилие и другие ситуации).

Областной закон также расширяет круг клиентов социальных служб и вводит понятие «социально-дезадаптированные граждане» – граждане с нарушенным взаимодействием с окружающими их общественными, материальными и духовными условиями существования и деятельности, пониженным усвоением норм и ценностей, позволяющих гражданам функционировать в качестве полноправных членов общества (например, лица без определенного места жительства, лица, освободившиеся из заключения и т.д.).

С учетом норм законодательства социальная работа в вузе становиться важным направлением профессионального функционирования социальных работников. Сам вуз ставит перед социальным работником вуз следующие задачи:

    ·   трудоустройство малообеспеченных студентов во время учёбы таким образом, чтобы и работа и учеба были успешны;

    ·   помощь студентам, проживающим в общежитиях, в адаптации к новым условиям;

    ·   помощь студенческим семьям воспользоваться своими правами и льготами.

Кроме того, проблемной областью социальной работы может быть и условия обучения студентов, проживающие в неблагополучных семьях. К ним относят полные и неполные семьи, в которых один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками, семьи одиноких матерей проживающие в неудовлетворительных материально-бытовых условиях, в неблагоприятной социально-психологической среде, семьи от ранних браков и т.д. [5]

Объектом социальной работы может быть как отдельный студент, так и студенческое сообщество вуза в целом, так как приоритетными направлениями государственной молодежной политики [3] в социальной области являются:

2)    вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

3)    интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

4)    профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

5)    поддержка и развитие молодежных общественных объединений, молодежных совещательных органов

6)    развитие международного молодежного сотрудничества.

На основании выше приведённых критериев клиента социальной службы и данных государственной статистики можно составить социальный паспорт студенчества. [35, стр. 4]

Анализ социально-экономического положения студентов включает в себя рассмотрение демографических характеристик (возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному слою, уровень образования) и экономическое положение студента (условия проживания, уровень дохода).

Возраст студентов, поступающих в высшие учебные заведения, колеблется от 15 до 52 лет. В 2008 году наибольшее число студентов поступило в ВУЗы в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности.

Среди студентов, поступивших в ВУЗ в 2008 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% – мужчины. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов.

Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% – спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% – имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% – о высшем образовании.

Основная масса студентов проживает в городской местности (76,4%), причем 52,3% – в районных центрах, еще 24,1% – в столицах субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов проживает в поселках и только 10,5% – в селах или деревнях.

Основная масса студентов живет в отдельных квартирах – 73,9%, 20,2% – в частных домах, 4% – в коммунальных квартирах.

Возросло по сравнению с 2007 годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, – 19,3%. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.

85,9% студентов – холостые, женаты (замужем) или разведены – 14,1% студентов. При этом большинство женатых или разведенных студентов имеют детей.

Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения.

Основная часть матерей студентов работает на государственных предприятиях – 69,5%, несколько меньше – 19,6% – работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, – 10,3%; в 2005 г. их было 25%.

Большинство матерей студентов, поступивших в 2008 г., имеют высшее или среднетехническое образование – 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.

Профессиональные характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 12,7%. По сравнению в 2005 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях (11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее – 17,4% и неполное среднее – 2,6%.

По уровню образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:

– 55,2% – средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);

– 40% – уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);

– 0,1% – низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);

– 3,3% – ниже среднего;

– 1,5% – высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).

Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики высших учебных заведений.

По данным некоторых социологических исследований, стратификационную модель современного российского общества можно представить следующим образом: правящая и экономическая элита составляет 0,5%; верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%; средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%; базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%; низший слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%; «социальное дно» – 5%.

Основная масса студентов рекрутирована из среднего и базового слоя, который составляет 80% населения России, и ВУЗ, привлекая студентов из этих слоев населения, имеет определенный резерв абитуриентов.

Большинство студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9% поступивших, 16,2% имеют скорее низкий и 4,8% – низкий уровень семейного дохода.

У себя дома компьютера имеют 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов.

Всё это определяет специфику социальной работы в вузе. Одним из направлений деятельности по внеучебной и социальной работе со студентами является социальная поддержка студентов, которая раскрывается в следующих направлениях: организация работы по назначению и выплате государственных социальных стипендий; индивидуальная работа с лицами из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организация работы по назначению и выплате других форм материальной поддержки студентов.

Назначение и выплата государственный социальных стипендий производиться на следующих основаниях [1, стр. 67]:

1)        Государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; являющимися инвалидами или ветеранами боевых действий.

2)        Государственные социальные стипендии назначаются представившим в стипендиальную комиссию соответствующие документы студентам: имеющим детей (если оба супруга являются студентами очной формы обучения университета); матерям-одиночкам и разведенным студентам, имеющим на попечении одного и более детей.

3)        Право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, представивший в стипендиальную комиссию, выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Справка предоставляется ежегодно.

Дети-инвалиды (до достижения 18 лет) и инвалиды III группы (при прочих равных условиях) имеют первоочередное право на получение социальной стипендии по сравнению со студентами, представившими справки на получение государственных социальных стипендий.

Всем категориям студентов (предоставившим справку из органов социальной защиты населения по месту жительства с обязательным указанием среднедушевого дохода на каждого члена семьи) назначение государственной социальной стипендии осуществляется приказом ректора два раза в год (февраль и июнь текущего учебного года) по представлению стипендиальной комиссии факультета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде.

Студенты, получающие государственную социальную стипендию, имеют право претендовать на получение государственной академической стипендии на общих основаниях.

Индивидуальная работа с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественно заключается в форме денежных выплат:

1)        единовременное денежное пособие на приобретение одежды и инвентаря (согласно перечня и ассигнований по данной статье);

2)        социальная стипендия в 1,5 – кратном размере минимальной академической стипендии;

3)        компенсация за удорожание питания;

4)        материальная помощь в размере одной стипендии в семестр;

5)        компенсация на одежду (выдается согласно ассигнований по данной статье);

6)        ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;

7)        на проезд в городском транспорте, а также проезд в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения и оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Направления работы с данной категорией студентов:

1)        регулярные встречи, на которых обсуждаются результаты промежуточных и текущих аттестаций, вопросы социальной поддержки, проблемы личного и бытового характера;

2)        привлечение студентов к внеучебной деятельности (участие в студенческом самоуправлении, работа в стройотряде университета, посещение школы вожатых и работа в студенческом педагогическом отряде «Классики»);

3)        культурно-досуговые мероприятия (поездки в горы, туристко-экскурсионные поездки).

Студентам, обучающимся по очной форме обучения в университете, выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание помощи на оказание помощи нуждающимся студентам в размере 5% стипендиального фонда предусматриваемого в установленном порядке в соответствующих бюджетах.

Нуждающиеся студенты, очной формы обучения в университете имеют право на получение единовременного социального пособия. Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается ректором университета на основании личного заявления студента. При оказании материальной помощи студентам учитывается мнение студенческой группы и студенческого профсоюзного комитета в лице председателя профбюро факультета.

Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения и оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Сегодня с усилением миграционных процессов и ростом студенческой мобильности увеличивается и количество студентов, испытывающих те или иные социальные проблемы. В традиционным социальным проблемам, связанным с образом жизни и достатком, прибавляются те, которые определяются резкой сменой культурного окружения, ценностей и отношения к окружающей действительности. Эти новые проблемы имеют продолжительный латентный период. И если студент, который в силу своего социального статуса, должен самостоятельно оценить сложившуюся ситуацию и разрешить возникший конфликт, не справляется с этим, последствия носят молниеносный характер для его личности, и воздействие социального работника по преодолению конфликта весьма вероятно будет безрезультатно.

В связи с этим приобретает особую актуальность эффективная социальная диагностика. Необходимо определить метод постановки социального диагноза, который отвечал бы следующим условиям:

1)       обладает значимостью для студента. Позитивную информацию должен получить не только специалист, но и сам студент. Необходимо предложить ему рефлексию над его социальным окружением и состоянием.

2)       прост в исполнении. Подготовка, проведение и обработка информации не должна быть затратной и требовать специфичных знаний.

3)       даёт спектр данных для исследования. Студент может на отмечать в сознании социальную проблему в неявном состоянии. Специалисту необходимо получать разнородные данные для более полного анализ информации и качественной интерпретации результатом.

Одним из ключевых показателей того, справляется ли студент со своими социальными проблемами, является степень его адаптированности в социальную сеть группы. Предполагаем, что студенты, клиенты социальной службы не менее адаптированы, чем студенты, не являющиеся клиентами социальной службы.