Художественно-эстетическое образование

Под нацией обычно понимают объективно существующее сообщество, целостный субъект исторического процесса, обладающий объективными и субъективными интересами, стремящийся сформировать собственную идентичность. Национальная идентичность является ядром национального самосознания. Идентичность нации предполагает представление последней о себе самой, о том, какой она видится другим нациям, а также о собственных целях, ценностях и перспективах в мире и всемирной истории.

Идентичность есть результат длительного процесса идентификации, в норме требующего усилий, созидательного и творческого труда со стороны становящегося субъекта. Таким образом, «формируется специфическое восприятие себя в составе целого, проявляющееся в мироощущении, мировоззрении, эмоциональном отношении к миру, поведении, коммуникативных актах» [5, с. 116]. В данном процессе субъект сталкивается с большим количеством проблем, ситуаций, где требуется выбор. В результате возникают кризисы идентичности как необходимые моменты в процессе идентификации, требующие «снятия» и перехода на следующий уровень развития. При ошибочном выборе или задержке на какой-то из ступеней развития возникает феномен негативной идентичности. В постсоветской России наблюдается затянувшийся кризис идентичности, хотя до сегодняшнего дня предпринимались многочисленные попытки выхода из него. Переход на новую ступень тормозят многие факторы: недостаток экономической, политической культуры, кризис семьи, некомпетентность правящей элиты, реакционность, неприятие перемен и др. В данной ситуации необходимо формирование чёткой, осознанной, позитивной национальной идентичности гражданина Российской Федерации, которая заключается в ощущении глубокой принадлежности своему народу, принятии его традиций, ценностей и идеалов.

Словосочетание «позитивная идентичность» было введено Э. Фроммом, относившим идентичность к одной из пяти базовых (обязательных) потребностей человека.

«Точно так же, как это было в случае с причастностью, укоренённостью и преодолением ограниченности собственного существования, потребность в чувстве тождественности настолько важна и настоятельна, что человек не мог бы сохранить душевное здоровье, если бы не нашёл какого-нибудь способа удовлетворить её» [8, с. 354].

Базовые потребности человек может выполнять как здоровым (естественным), так и нездоровым (невротическим) образом. Деятельность человека может быть продуктивной, созидательной, исполненной любовью к окружающему и другим людям, а может быть деструктивной, направленной на разрушение и ненависть. Идентичность, обретённая естественным путём, является позитивной. Её характеризуют два момента. Во-первых, она основана на частичной идентификации (вбирая в себя черты разных личностей, человек должен сохранить собственное индивидуальное ядро). Во-вторых, позитивная идентичность возникает вследствие идентификации с созидательными идеалами (будь то человек или какое-то духовное образование). Если индивид идентифицирует себя с отрицательными людьми и явлениями, то он обрекает себя на гибель - моральную или физическую. Здоровую идентификацию Э. Фромм называет «идентизацией». Когда у индивида присутствует такая идентификация, он может с полным основанием сказать о себе как о «Я». В нездоровом обществе человеку сложно сформировать правильную, продуктивную идентичность, однако любой человек должен к этому стремиться.

Идентичность - не застывший результат идентификации, она, сохраняя базовые элементы, совершенствуется, меняется в соответствии с требованиями личностного роста и претерпевает кризисы. Э. Эриксон исследовал идентичность человека и вывел восемь возрастов, переходы между которыми осуществляются через кризис идентичности. Отсрочку от перехода на последующий уровень идентичности Эриксон назвал «психологическим мораторием», а идентичность, сложившуюся в результате неправильного развития - «спутанной». Ситуация со спутанной идентичностью наиболее характерна для юношеского и предвзрослого возраста. Если молодой человек не разрешает этот конфликт, не приходит к чёткому образу себя, то взаимодействие с миром, другими людьми становится для него невыносимым, и он или уходит в негативную идентичность, или вынужден обращаться к помощи психотерапевта, признав себя психически нездоровым. При правильном разрешении кризисов (преемственности развития, отсутствии «разрывов» между разными возрастами и т.п.) человек входит во взрослую жизнь как полноценный член общества, семьянин, специалист.

Понятия кризиса идентичности, её позитивной и негативной форм, можно применить к рассмотрению национальной идентичности. Ситуацию с идентичностью в РФ можно охарактеризовать как кризисную. В отношении российской нации «кризис идентичности - это утрата Россией своего исторически сложившегося представления о самой себе» [3, с. 8]. Перед современной Россией стоит множество вопросов: что она представляет собой как государство, каково её положение в мире, как она способна взаимодействовать со своими союзниками и соперниками и т. п. Чем грозит России (как и любой другой стране) затягивание этого кризиса или неправильный выход из него?

На этот вопрос отвечает С. В. Кортунов: «Утрата национальной идентичности ведёт, как показывает мировая практика, к потере не только национальных ценностных ориентиров, но и значительной части национального суверенитета государств. Это в свою очередь означает отказ от собственных интересов и неспособность к самостоятельной внутренней и внешней политике» [3, с. 11]. Это значит, что Россия постепенно или в случае внезапного вторжения может потерять не только исторически сложившиеся ценности, традиции и идеалы, но также суверенитет и даже территорию.

Как и любая другая страна, Россия находится в условиях глобализации - искушения в погоне за цивилизационными успехами и новинками потерять свой культурный облик и наследие. В такой ситуации необходимости и неизбежности постоянного взаимодействия с другими государствами наличие чёткого образа себя является «предметом первой необходимости». «Если своей политикой мы ежедневно подтверждаем, что у России нет собственного исторического проекта, нет собственной субъектности (идентичности), то как можно возражать, что наши регионы будут говорить напрямую с США, где это есть?» [3, с. 14]

Для понимания понятия «позитивная национальная идентичность» необходимо дать определение национальной идентичности в целом, охарактеризовать её структуры и функции, а также взаимоотношения с другими частями социальной идентичности. Воспользуемся рабочим определением Т. В. Спицыной. Национальная идентичность есть «социально-психологический и социокультурный феномен, предполагающий сознательное самоопределение личности на основе осмысления и переживания своей принадлежности к нации в зависимости от того, что считается нацией в данном культурном контексте» [4, с. 6].

Основой национальной идентичности является «центральное идентификационное ядро», т. е. «наиболее устоявшиеся, и наиболее прочные представления различных этнонациональных общностей о себе самих» [3, с. 9]. Эти представления анализируются, систематизируются, и возникает национальный идеал как «совокупность представлений об определённых признаках духовно-культурной уникальности народа, которую необходимо сохранить или создать» [4, с. 20]. На протяжении многих столетий русским национальным идеалом был византизм - Православие, Самодержавие, Народность. Современной России необходимо работать над созданием национального идеала, над его возрождением, с одной стороны, и конструированием его согласно современным реалиям с другой. В структуру национальной идентичности входят два компонента: этнический и политический. Они находятся во взаимодействии и в нормальной ситуации уравновешивают друг друга. В кризисной ситуации особенно остро стоит проблема соотношения этих двух компонентов: чрезмерное преобладание этнического компонента ведёт к нацизму, ксенофобии, распаду общества, преобладание политического - к тоталитаризму, подавлению и умалению этнического своеобразия. Национальная идентичность, как любая другая, реализует себя на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. Она является неотъемлемой частью процесса идентификации общества и индивида. Индивид не может «очеловечиваться» как гражданин мира, он становится личностью лишь вместе с обретением конкретных национально-этнических черт. Отношение нации и личности определяется двумя компонентами - патриотизмом (деятельность личности на благо нации) и гуманизмом (деятельность нации на благо личности). При ущемлении личностного начала возникает ложный патриотизм (пренебрежение интересами других наций и личности), при недооценке национального компонента - космополитизм (ущерб интересов собственной нации ради других или игнорирование личностью своей национальной принадлежности).

Каковы наиболее прочные основы, на которых строится национальная идентичность? Большинство исследователей в качестве таковых называют три: язык, культуру и историю, «три мощнейших объединительных фактора» [6, с. 11]. Их можно отнести к этническому плану идентичности, корни которого находятся в коллективном подсознании. Государственно-правовой уровень сознателен, он является одновременно более уязвимым и более гибким: человек может отождествить себя с какой-либо нацией на основании получения гражданства. Таким образом, в национальной идентичности явно просматриваются два плана: подсознательный (природная данность) и сознательный (результат рефлексии). Национальная идентичность представлена и в коллективном, и в индивидуальном своём варианте в виде системы ценностно окрашенных образов. Прежде всего, это образ «Мы» - представление о духе нации, её особенностях, отношениях с Высшим Началом. Затем - образ «Других» - тех, кто не принадлежит данной нации, отличен от неё, но непосредственно или опосредованно с ней взаимодействует. И, наконец, образ пространственно-временного континуума, в котором существует нация: образ «Родной земли».

Каким должно быть современное образование в целом и художественно-эстетическое в частности, чтобы стать основой формирования позитивной идентичности нации и гражданина: чёткого образа «Мы», «Других», «Родной земли», правильного понимания политического и этнического компонентов национальной идентичности, наличия истинного патриотизма и осознания принадлежности к культуре и истории своего народа? Кого считать культурно образованным человеком с точки зрения современности? Что есть собственно образованность в нынешнюю эпоху и как она влияет на осознание национальной идентичности?

Ключевой момент в современном образовании - его направленность на формирование и укрепление идентичности личности, на соответствие индивидуальному потенциалу человека, на построение фундаментальных основ мировоззрения и миропонимания. Компетентность, грамотность являются необходимыми, но недостаточными компонентами современного образования: они не формируют полноценного участника коммуникации со своим ярким, неповторимым образом. Очевидно, что образование, избегающее личностной и идентификационной проблематики, сегодня терпит неудачу. В данной ситуации уместно пояснение А. П. Валицкой: «Образованный человек не тот, кто обучен технологиям... в определённой сфере общественного производства. Это человек, владеющий образом мира, соотнесённым с его собственными способностями, целями и ценностями. Это человек родной культуры, идентифицированный с ней» [2, с. 8]. Каким образом образование может не разрушить или затормозить, а помочь процессу формирования позитивной национальной идентичности? И какова специфическая роль художественно-эстетического образования в этом процессе?

Перечислим некоторые основные приоритеты современного образования, направленные на формирование позитивной социальной идентичности личности: опора на личность и индивидуальность, организация потока информации, расстановка доминантных, опорных точек в ней, выработка духовных констант как альтернативы потребительству, воспитание умения мыслить и рассуждать, доказывать свою точку зрения и т. п. Для реализации этих задач необходимо комплексное, отвечающее современным мировым потребностям образование, которое должно начинаться с самого раннего возраста. Позитивная национальная идентичность возможна лишь для человека высокой общей культуры, стремящегося жить по законам красоты и добра. В современных условиях жизни только у многогранно развитой и образованной личности возможна действительно глубокая и осознанная идентификация со своим народом, чувство духовной связи с ним и ответственности за его судьбу. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в созидании художественных ценностей можно назвать приоритетной задачей современного образования. Эта задача выполняется художественно-эстетическим образованием.

Художественно-эстетическое образование является подсистемой в структуре образования. Для него характерны те же приоритеты, что и для общего образования, однако оно обладает своими специфическими задачами и преимуществами. Художественно-эстетическое образование имеет две неразрывные составляющие: эстетическое воспитание и художественное образование. Эстетическое воспитание формирует восприятие действительности по законам красоты и гармонии, культуру чувств, развивает эстетический вкус; художественное образование учит человека воспринимать и понимать искусство, творить культуру, выражать эмоции посредством языка искусств. Основными задачами художественно-эстетического образования, с нашей точки зрения, являются следующие: трансляция ценностей художественной культуры, освоение знаний, умений и навыков деятельности в области художественной культуры, формирование творческой и духовной личности и т. п.

Преимущество эстетического воспитания заключается в том, что оно сопровождает человека с самого начала жизни, первоначально осуществляясь в семье. Таким образом, эстетическая культура формируется у человека изначально, усваиваясь им наиболее полно и глубоко. Если указать место элементарной эстетической культуры в психике человека, то можно предположить, что она охватывает и бессознательный, и сознательный уровни. В процессе эстетического воспитания индивид приобщается к ценностям, переводит их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе происходит формирование и развитие способности человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетического вкуса и представления об идеале. Интуитивное постижение действительности, чувственно-эмоциональное восприятие, символическая форма передачи являются механизмами, на основе которых осуществляется процесс эстетического воспитания и художественного образования, - теми особенностями, которые свойственны данному виду познания бытия.

Художественно-эстетическая деятельность затрагивает личностный интерес, в ней человек предстаёт в своей природно-душевно-духовной целостности. Эта деятельность преодолевает односторонность профессионального образования, снимает противоречия между телом и разумом. Художественно-эстетическое образование осуществляется на материале искусства и средствами различных искусств, которые имеют дело с образами, глубоко проникающими в сознание человека. В процессе знакомства с лучшими образцами отечественного искусства личность получает чёткое представление о своей сущности, наглядно созерцает историю, особенности, культуру своего народа; при восприятии лучших образцов зарубежного искусства - формирует адекватный образ «Другого» и уважительное отношение к иным национальностям и их особенностям. И самое главное, только участвуя в художественно-эстетической деятельности, личность приобретает способность творить родную культуру, а не только транслировать уже имеющиеся образцы. Лишь человек, творчески и созидательно участвующий в судьбе родной культуры, ощущающий ответственность за её развитие перед лицом грядущих поколений, обладает подлинно позитивной национальной идентичностью.

Сочетание глубинности (включающей бессознательное), яркой образности и всеохватности (тело - душа - дух) делает художественно-эстетическое образование основой формирования чёткого образа себя как гражданина родной страны, входит как необходимый элемент в духовность личности. Без художественно-эстетического образования невозможно сформировать эмоционально окрашенное восприятие своего народа и своей родины, преданность и любовь к ним, следовательно, такое образование является необходимым процессом в формировании позитивной национальной идентичности гражданина Российской Федерации.