Цели и задачи государственной молодежной политики

Концепция молодежной политики позволяет рассматривать ее в числе стратегических направлений деятельности государства, определяющих перспективы развития общества.

При такой исходной посылке определение государственной молодежной политики, ее принципов, целей и задач должно строиться в непосредственной связи с особенностями процесса социализации, являющегося для молодежи одновременно и внешним фактором, накладывающим на нее определенные ограничения и диктующим общепризнанные нормы поведения, и формой бытия молодежи. Таким образом, под государственной молодежной политикой понимается часть социальной политики, осуществляемой государством посредством своих органов в тесном взаимодействии с общественными институтами, которая направлена на социальное развитие молодежи. Исходя из этого, можно сформулировать два основополагающих принципа государственной молодежной политики:

Первый принцип, условно называемый принципом компенсации, отражает тот аспект государственной молодежной политики, который связан с необходимостью восполнять, компенсировать со стороны общества и государства низкий социальный статус молодежи. Государственная молодежная политика выступает инструментом, позволяющим компенсировать неравенство социального положения, прав и возможностей молодежи.

Второй принцип, условно называемый принципом содействия инновационной деятельности, связан с сущностной характеристикой молодежи, отражающей процесс становления ее субъектности. Через механизмы государственной молодежной политики молодежь включается в деятельность различных институтов общества и государства, осуществляя при этом осознанный выбор и сознательную деятельность, присущие становящемуся субъекту общественного развития. Таким образом, государственная молодежная политика должна отражать процесс становления субъектности молодежи, характерный для разных возрастных этапов ее социального развития.

Цель государственной молодежной политики состоит в осуществлении полноценной социализации, в развитии подрастающих поколений с учетом всех сторон этого сложного процесса. Поскольку процесс социализации охватывает практически все стороны жизнедеятельности общества, полем осуществления государственной молодежной политики является весь комплекс социальных сфер: сфера общего и профессионального образования, сфера здравоохранения и формирования здорового образа жизни, сферы трудовой, досуговой, творческой, инновационной деятельности молодежи, сфера семейных отношений и др. Конкретные задачи, решаемые в рамках государственной молодежной политики, весьма разнообразны и формируются не только исходя из целей и принципов этой политики, различных сфер осуществления политики, но и с учетом социально-экономических и политических особенностей текущего момента, региональной специфики и т.д.

В ситуации социально-экономического кризиса, имеющего место в России, процесс снижения социального статуса и переход в категорию нуждающихся затронул значительную часть населения, в том числе и трудоспособного возраста. Это, на наш взгляд, делает практически невозможным и бесперспективным применение распределительных и компенсационных механизмов, и вынуждает государство изыскивать возможности для поддержки активной самопомощи различных групп населения (содействие мелкому предпринимательству, обеспечение возможности переквалификации, кредитные меры и т. д.). Поэтому в ситуации реформ вынужденно происходит перенос центра тяжести социальной политики от преимущественно распределительных, компенсационных механизмов к преимущественно активным механизмам, стимулирующим самопомощь, экономическую и социальную инициативу, что характерно и для молодежной политики. Особое значение приобретают следующие обстоятельства:

А) Происходящие в обществе глобальные изменения весьма серьезно влияют на характер и особенности государственной молодежной политики. С одной стороны, эти изменения привели к падению жизненного уровня большинства населения, в т.ч. молодежи, что обуславливает необходимость усиления ее социальной защиты. С другой, происходящие социально-экономические преобразования создали новые возможности для трудовой, инновационной деятельности молодых людей, результаты которой способствуют решению проблем не только молодежи, но и общества в целом.

Б) Несмотря на зависимость от текущей ситуации, молодежная политика в силу непрерывности и возобновляемости процесса социализации эффективна лишь тогда, когда она является постоянным направлением деятельности государственных и иных субъектов.

Одной из приоритетных целей современной государственной молодежной политики является выравнивание социального статуса различных групп молодежи и становление ее субъектности в сфере труда, духовного и физического развития.

В соответствии с этими целями конкретным содержанием наполняются функциональные и структурные меры реализации молодежной политики:

1. Обеспечение соблюдения прав молодежи. Предусматривается недопущение каких-либо ограничений прав, связанных с возрастом, недопустимо возложение дополнительных обязанностей иначе, как в законодательном порядке, полагаются специальные требования к процедуре дознания, следствия, судопроизводства. Несоблюдение прав молодежи является одной из главных причин неполноты социального статуса молодого человека. Несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом. Это объясняется не только незнанием своих прав молодежью, злоупотреблениями со стороны администраторов, педагогов, родителей, но и вытекает из ряда ведомственных и местных актов, ущемляющих права несовершеннолетних и молодежи.

2. Гарантии в сфере труда, занятости, меры по содействию предпринимательской деятельности и государственной поддержке молодой семьи, которые создают предпосылки для разрешения противоречий в сфере социально-профессионального, семейного, управленческого статусов молодежи, ее материального положения. В Петербурге предусмотрена экономическая заинтересованность предприятий в предоставлении молодежи возможности трудоустройства, принят Закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи. Необходимы меры, облегчающие процесс адаптации молодежи к условиям труда, ее участие в общественных работах. Для поддержки предпринимательской деятельности необходимо предоставлять льготы начинающим молодым предпринимателям (по налогообложению и кредитованию), обеспечивать средствами производства, помещениями, поручительствами и гарантиями. Необходима разработка механизмов социально-экономической поддержки молодых семей, позволяющих им приобретать жилье, платить за обучение, а также обзаводиться имуществом длительного пользования.

3. Предоставление социальных услуг, меры по поддержке талантливой молодежи, создание условий для духовного и физического развития молодежи. Эти меры направлены на разрешение противоречий, связанных с образовательным статусом молодежи. Так, государство призвано гарантировать минимальный общедоступный уровень социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке. Для этих же целей необходима служба социальной помощи молодежи.

Формирование государственной молодежной политики, направленной на разрешение противоречий социального развития молодежи, предполагает наличие целостной системы, включающей законодательную базу, органы и учреждения по делам молодежи и эффективно работающие механизмы реализации мероприятий (главным образом на основе программно-целевого подхода). Органы по делам молодежи не должны подменять отраслевые структуры, включенные в работу с молодежью, их задача - через механизмы государственной молодежной политики координировать деятельность всех структур. Общественные объединения и, прежде всего, молодежные и детские организации, являющиеся субъектами молодежной политики, смогут активно влиять на процесс социализации, если будут иметь возможность активного участия в разработке и реализации такой политики на всех уровнях управления.

Определение направлений социального развития молодежи в современных условиях – это во многом ответ на вопрос о способности России к выходу из жесточайшего системного кризиса. Это не только оценка потенциала, но и прогноз самого будущего, которое определяется тенденциями развития современного поколения молодежи. Одновременно это и «повод» для анализа методологии исследования проблем молодежи, для определения новых путей и решений в молодежной политике.

История свидетельствует, что прогрессивные реформы могут быть успешными лишь в тех случаях, когда в них активно участвует молодежь.

Отличительной чертой последних лет является постепенное превращение молодежной политики в отрасль. Она институализирована. В основном завершился процесс становления отрасли, программно-методического обеспечения, сложилась система кадров, подготовки и переподготовки специалистов, механизм финансирования и т.д.