Экологические катастрофы в море, как последствия ураганов

Разлитие нефти в Керченском проливе

Последствия урагана 11 ноября 2007 года для Керченского залива были плачевны, больше всего пострадал остров Тузла. Это одна из самых крупных, если не самая крупная, экологическая катастрофа в этом регионе. Во время шторма остров захлёстывали огромные волны, поэтому многолетние деревья и кустарники, растущие на острове, полностью покрыты мазутом. Более 2000 тонн сырой нефти и 7000 тонн серы были выброшены в Чёрное море. При этом одна тонна создаёт плёнку площадью 12 кв.км. Эта плёнка препятствует газообмену, тем самым не давая кислороду проникать в воду. Из-за этого рыба гибнет. Экологическая катастрофа в Керченском проливе затронула и мир птиц. Много птиц прилетает в район пролива из северных мест чтобы спастись от холодов, и поэтому это большой удар по биологическому разнообразию природы. Не меньше двух тысяч особей погибло сразу же, и около тридцати тысяч особей были выкупаны нефтью и, вероятнее всего, большинство из них погибло. В феврале 2008 года экологи выпустили на волю десятки диких птиц, спасенных при разливе мазута в Керченском проливе. Керченская катастрофа имеет косвенные последствия для популяции черноморских дельфинов. Загрязнение морской воды нефтепродуктами отразится на запасе бычков и кефалевых - основной пище азовок и афалин.

11 ноября 2007 года в результате катастрофы судов в Керченском проливе в Азовское и Черное море попало около 2000 тонн нефти. В те дни сбору нефтепродуктов мешал шторм. Часть мазута осела на дне моря, при штормах его регулярно выбрасывало на берег. Очистка прибрежной зоны пролива окончилась достаточно поздно, только весной, а можно было бы и пораньше.

После катастрофы Крыму предрекали срыв курортного сезона, экологи ожидали, что мазут начнет всплывать, когда прогреется море. Мазут, попавший в Черное и Азовское моря во время крушения судов в Керченском проливе, очень беспокоил экологов. Они опасались, что если не собрать его вовремя, большая часть мазута осядет на дно. Продукты испарения мазута могли вызвать отравление морской среды, что привело бы к массовой гибели морской флоры и фауны, а также прилетающих на зимовку птиц.

Экологи гадали, в какую сторону направится мазутное пятно, но направления ветра и морских течений были непредсказуемы. Мазут двигался то к российскому, то к украинскому берегу Керченского пролива.

От низкой температуры воздуха и воды мазут собирается в комки и осаживается на дне. На его полное разложение в воде уйдет 15-20 лет.

С 11 ноября по 28 декабря 2007 года инспекция проводила мониторинг по экологической ситуации в проливе и контролировала органы, ликвидирующие последствия катастрофы. На протяжении четырех месяцев специалисты инспекции ежедневно брали анализы морской воды.

Год спустя мониторинг морской воды в Керченском проливе осуществляется один раз в неделю. Анализы не показывают превышение фона по загрязнению нефтепродуктами. Также за последнее время не зафиксировано никаких выбросов нефтепродуктов в районе прошлогодней катастрофы.

Экологи ждали летние выбросы.

В феврале прогнозы экологов о распространении нефтепродуктов и загрязнении Черного моря после крушения начали сбываться. В начале февраля "зеленые" зафиксировали выброс мазута в Керченском проливе в прибрежной полосе от мыса Малый до мыса Такил. Стали появляться сообщения, что мазут подбирается к Феодосийскому заливу, тогда экологи опровергли эту информацию, но не отрицали вероятность "замазучивания" феодосийского побережья.

Весной с потеплением в Крыму преобладают восточные и юго-восточные ветра, при этих направлениях ветра подводные течения могут принести нефть из Керченского пролива в Феодосийский залив, предполагали в феврале. Образование же нефтяных пятен экологи прогнозируют с приходом потепления: когда вода прогреется до +18 градусов, осевшая на дне Черного моря нефть начнет подниматься на поверхность. Но это может случиться и при более низкой температуре морской воды, так как экологи не определили, какой фракции была выброшенная в море нефть.

Экологическая служба Феодосийского исполкома это мнение не поддерживала, утверждая, что по данным исследований морской воды экологическая катастрофа в Керченском проливе никак не повлияла на экологическую ситуацию в Феодосийском регионе. Сотрудники службы заявляли, что направления морских течений и особенности розы ветров защищают регион от загрязнения, поэтому вероятность того, что мазут из Керченского пролива попадет к берегам Феодосии, нулевая.

До Феодосии разлитые нефтепродукты все же не добрались. А мазутные вкрапления на побережье некоторых бухт в Феодосии экологи объясняли спуском балластных вод с судов.

Некоторые экологи считают, что нельзя утверждать, что мазут осел на дно. По законам физики он должен был всплыть с потеплением воды, а лето в 2008 году было очень жаркое. Но этого же не случилось, поэтому можно сделать вывод или предположение, что весь мазут оказавшийся в море после катастрофы, выбросило на побережье осенью и зимой 2007-2008 года. Появление нефтяных пятен могло бы сорвать курортный сезон, но перед сезоном водолазы обследовали 50 тыс. кв. м морского дна, тех пляжей в Керчи, где зимой и весной наблюдались самые интенсивные выбросы мазута. Техническое обследование этих зон показало, что мазута на морском дне нет.

Почти весь мазут утилизировали.

В марте 2007 года Украина оценила ущерб, нанесенный стране в результате кораблекрушения в Керченском проливе. С российских судовладельцев рассчитывали взыскать почти $1,5 млрд в качестве возмещения убытков. Тем временем в Керченском порту уже несколько месяцев хранились мешки с загрязненными мазутом песком и водорослями.

Смесь собирались утилизировать. После катастрофы экологи собрали на украинском побережье около 5,5 тыс. тонн смеси песка, водорослей и мазута. Мешки со смесью хранились на территории Керченского морского торгового порта на специальной площадке, гидроизолированной несколькими слоями полиэтилена и обнесенной железобетонными ограждениями.

Состояние этой площадки экологи мониторили ежедневно, подтеканий и загрязнений ни разу не обнаружили. Собранный мазут переработали в смесь, которую используют в асфальтно-бетонном производстве для строительства дорог.

Однако не все экологи так оптимистично настроены. Учёные считают, что для реабилитации природы потребуется как минимум десять лет. Сера, которая осядет на дне, не представляет особой опасности, так как это природный элемент, и он и так содержится в морской воде. А вот загрязнение нефтепродуктами представляет куда большую опасность. Часть продуктов покроет поверхность тонкой плёнкой, а более тяжёлые фракции, такие как мазут, осядут на дно, и будут способствовать повторным загрязнениям.

Некоторые российские источники пишут, что даже год спустя побережье Тамани не отчищено от мазута полностью, также не был отчищен один из самых ценных в природном отношении участков Тамано-Запорожского государственного заказника - коса Чушка, где гнездятся во время перелёта десятки тысяч птиц и находятся места нереста ценных пород рыб. В ходе обследования береговой линии экологами были обнаружены два участка, заваленных мешками с собранным мазутной массой. Более того, ближе к южной оконечности косы, на участках, к которым нет подъезда, работы по отчистке не велись. Кроме того, не исключено, что из носовой части затонувшего танкера продолжали вытекать нефтепродукты, так на берегу находили несколько больших комков водорослей и бутылок, испачканных в свежем мазуте. Сразу после катастрофы её пытались поднять, но помешали погодные условия, при этом из резервуаров судна была выкачена заполнявшая их водно-нефтяная эмульсия. Впоследствии обломки хотели поднять весной, когда море перестанет штормить, но впоследствии решили не поднимать их, так как они "не мешают судоходству и не представляют угрозу экологии". Тем не менее, как отмечают экологи, в целом, картина, увиденная в южной части косы Чушка, оставляет более благоприятное впечатление, чем прежде - время постепенно залечивает следы катастрофы. Однако тот факт, что целого года не хватило на проведение полной очистки побережья Тамани от мазута, свидетельствует о крайне низком уровне ответственности за обеспечение экологической безопасности перевалки опасных грузов в Керченском проливе.

К апрелю 2009 года Российское побережье Керченского пролива полностью очищена, экосистема восстановлена.

Однако в начале июня 2009 года в Керченском проливе обнаружили нефтяное пятно размером 2 на 0,5 км. Как заявила пресс-служба МЧС Украины, причиной его появления, скорее всего, стало всплытие на поверхность моря из-за нагрева воды затаившихся ранее остатков нефти после кораблекрушения в ноябре 2007 года.

Через несколько дней появились новые тревожные сообщения: на береговой линии юго-востока Крыма от села Веселое до поселка Новый Свет появился мазут, который вынесло на пляжи. По данным главы Крымской Академии наук и лидера ассоциации "Экология и мир" Виктора Тарасенко, причина этого в том, что нефтепродукты, попавшие в море с затонувшего корабля "Вера Волошина", достигли суши. Он уточнил, что на берег попало незначительное количество нефтепродуктов, которые занимают небольшую площадь.

Деградация береговой линии в результате воздействия природных и антропогенных факторов

Протяженность Крымского побережья Азовского и Черного морей составляет 980км, из них много больше половины, а именно, 76% - абразионных берегов [Фокина Н. А.]. Из чего следует, что абразия - общенациональная проблема, которая требует тщательного изучения предпосылок ее обусловливающих, проведения мониторинга за состоянием береговой линии и берегоукрепительных работ в местах, где этот процесс выражен.

В Крыму абразия сильно развита на южном берегу в горных районах, где почти все участки берега имеют клиф. Скорость размыва берегов достигает 5м/год. На Керченском полуострове средняя скорость размыва составляет 3-6м/год, максимальная - 16м/год. Керченское побережье на 90% подвержено абразии и отступает. [Фокина Н. А.].

Развитие глобального процесса отступания береговой линии, с одной стороны, обусловливают природные предпосылки, а с другой, это результат хозяйственной деятельности человека.

Природные факторы, влияющие на активность абразии можно объединить в несколько групп:

1) определяющие интенсивность воздействия моря на берег - штормы, штормовые нагоны, уровень моря, ширина пляжа, глубина прибрежной зоны;

2) характеризующие противоабразионную устойчивость берега - состав и строение пород, их залегание, характер напластования, влияние оползневых процессов;

3) характеризующие общие условия развития абразии - морфология берега (высота клифа), направленность современных тектонических движений;

Факторы антропогенного воздействия на абразионные процессы условно можно объединить в следующие группы:

1) уменьшение твердого стока в море: задержка твердого стока плотинами

водохранилищ; противоселевые барражи; засыпка рек, ручьев, оврагов;

2) изъятие осадочного материала: песка, галечника, гравия с пляжей; морская добыча песка на шельфе;

дноуглубительные работы;

3) ослабление сопротивляемости берега: подсечка склонов; развитие антропогенных склоновых процессов, искусственное увлажнение склонов, уничтожение растительности;

4) уменьшение численности донных растительных сообществ, закрепляющих грунт, вследствие загрязнения вод коммунальными и промышленными, а также сельскохозяйственными стоками.

Формирование береговой линии любых типов побережий осуществляется в рамках универсального цикла шторм-штиль. В штормовых условиях воздействие на породы, слагающие прибрежную зону, определяется главным образом двумя факторами - высотой штормовых нагонов и воздействием волн.

В зависимости от направления ветра по отношению к береговой линии возникают сгонные или нагонные изменения уровня моря. Следствием штормовых нагонов является полное переформирование пляжевых отложений и изменение ширины пляжей со знаком плюс или минус. На развитие нагонных явлений влияют конфигурация береговой линии, рельеф дна, гидрологические условия, но решающим фактором является ветер. Активность абразионных процессов на ЮБК определяется в основном энергией волнения и литологическим составом пород, влияние других факторов незначительно. Хотя многочисленные наблюдения показали, что не все шторма вызывают абразионные процессы. Для ЮБК отступание берегового уступа наблюдается со штормами в 5-6 баллов и выше.

Во время шторма разразившегося у берегов Крыма в ноябре 1992, волны достигали высоты 12 м и были длиной до 150м (наибольшие высоты волн в

Черном море – 14 м. Длина таких волн составляет 200 м.). Он продолжался около полусуток, сопровождался большими деформациями рельефа, уничтожением растительности, разрушениями берегоукрепительных портовых сооружений, курортно-рекреационных объектов.

Отмели служат лучшими гасителями энергии волны, своеобразной "броней" берега. При широком пляже (более 35-40 метров) абразия нейтрализуется. Активный абразионный процесс, чаще всего, развивается на берегах без пляжей, с крутыми обрывами. Естественно, что гашение энергии волн определяется не только шириной, но и составом пляжевого материала: чем крупнее пляжевый материал, тем быстрее происходит гашение волн. Водоросли играют тоже не малую роль в сохранении береговой линии. Такие водоросли как фуксии, растущие в прибрежной зоне, способны частично гасить разрушающую силу волн.

Разрушение береговой линии наносит ущерб не только курортно-рекреационному хозяйстве, но и биоценозам, находящимся в этой зоне, уничтожая их среду обитания.

Одним из широко применяемых методов восстановления пляжной зоны является искусственное питание пляжа. Сейчас в Крыму достаточно много пляжей искусственного происхождения, их необходимо постоянно досыпать новым материалом. Кроме искусственных насыпей применяются различные волнобойные сооружения такие как буны и бермы, но не все они применимы для курортной зоны.

Таким образом, судя по противоречию разных источников, можно сделать вывод, что истинная серьёзность последствий данной катастрофы замалчивается. Я считаю, что невозместимый ущерб нанесён природе и такие происшествия не проходят бесследно и, возможно, через некоторое время они опять "всплывут на поверхность". Это был сильный удар и по экологии и по экономике государства. Из-за отсутствия средств, оборудования и квалифицированных работников последствия катастрофы не будут полностью ликвидированы.

Это ещё раз подтверждает неспособность быстро реагировать на такие чрезвычайные ситуации.

Другой проблемой является деградация береговой линии в результате воздействия природных и антропогенных факторов. Общенациональной проблемой являются абразионные процессы. Из-за недостатка средств не устанавливаются новые защитные сооружения, а старые наносят больше вреда, чем пользы, к тому же систематическое изъятие осадочного материала только усугубляет процесс.

Пути преодоления последствий разлития нефтепродуктов

Хозяйственная деятельность человечества в течение последнего столетия привела к серьезному загрязнению нашей планеты разнообразными отходами производства. Воздушный бассейн, воды и почва в районах крупных промышленных центров часто содержат токсичные вещества, концентрация которых превышает предельно допустимую (ПДК). Поскольку случаи значительного превышения ПДК достаточно часты и наблюдается рост заболеваемости, связанной с загрязнением природной среды, в последние десятилетия специалисты и средства массовой информации, а вслед за ними и население стали употреблять термин "экологический кризис" (ЭК).

Прежде всего следует разделить понятия "локальный ЭК" и "глобальный ЭК". Локальный ЭК выражается в местном повышении уровня загрязнений - химических, тепловых, шумовых, электромагнитных - за счет одного или нескольких близко расположенных источников. Как правило, локальный ЭК может быть более или менее легко преодолен административными или экономическими мерами.

Разлив нефти, выброс жидких нефтяных углеводов в окружающую среду в результате деятельности человека, является одной из форм загрязнения. Масло может быть из различных материалов, в том числе и сырой нефти, нефтепродуктов (например, бензин или дизельное топливо), или отходы с судов. Месяцы или даже годы уходят на отчистку окружающей среды после разливов. Загрязнение моря происходит также и с суши, однако люди больше склонны обращать внимание на нефтяные танкеры.

Блеск, как правило, рассеивается, но не отчищается без специальных средств, а часть оседает на дно. Масла, которые плотнее воды, такие как полихлорированные бифенилы (ПХБ), возможно сложнее отчистить, так как они отравляют море.

Методы отчистки включают в себя:

Биоремидеацию: используются микроорганизмы или биологические агенты, которые разрушают или удаляют нефть (данный способ использовался при ликвидации последствий катастрофы в Керченском проливе). В качестве ускорителя реакции выступают гидрофобные химикаты, не содержащие бактерии, которые химически или физически связывают растворимые и не растворимые углеводороды. Ускоритель связывает вещества на поверхности и в воде и притягивает молекулы к поверхности воды, в том числе такие, как растворимые фенолы, образуя гелеобразные агломерации. С распылением биоускорителя блестящая плёнка исчезает в течении нескольких минут. Эти бактерии расщепляют углеводороды на воду и углекислый газ и как показывают тесты, 98% алканов распадаются за 28 дней, а эфира распадаются в 200 раз быстрее, чем в природе; контролируемое сжигание может эффективно уменьшить количество нефти в воде, если сделано правильно. Но этот способ может применятся только в местах со слабым ветром и может привести к загрязнению воздуха; диспергаторы выступают в качестве моющих средств, вокруг нефти кластеризируются шарики и им даётся возможность унестись в море. Меньшие капли нефти наносят меньше вреда и быстрее разлагаются, однако дисперсные капли масла проникают в более глубокие воды и могут смертельно заражать кораллы. Последние исследования показали, что некоторые диспергаторы могут быть токсическими для кораллов; смотреть и ждать: в некоторых случаях, естественное затухание нефти может быть наиболее подходящим, особенно в экологически чувствительных областях; доноглубинные работы: используются для нефтепродуктов плотнее воды; снятие плёнки: требуется спокойная вода; застывание.

Оборудование, используемое при сборе нефти:

стрелы: большой плавучий барьер, облавы на нефть и подъём нефти с поверхности воды;

скимеры: обезжиренное масло;

сорбенты: большой абсорбент, поглощающий нефть;

химические и биологические агенты, разрушающие нефть;

пылесосы: удаляют масло с пляжей и водной поверхности;

лопаты и другое дорожное оборудование для сбора нефти на прибрежной зоне.

Таким образом, чтобы минимизировать последствия таких катастроф, как в Керченском проливе, следует пересмотреть систему погрузок и перевозок опасных и токсических веществ через акватории Чёрного и Азовского море. Следует провести дополнительный инструктаж по технике безопасности персоналу, поднять их уровень квалификации и на всякий случай разработать запасные планы ликвидации таких последствий. Также следует повысить требования к техническому обслуживанию судов, возможно, нужно строить суда с двойным корпусом для предотвращения разлития нефти и других токсических веществ.

Во избежание последующих катастроф нам следует серьёзней относится к данной проблеме, ведь ничто не проходит бесследно.