Экономика Турции

Экономика после провозглашения республики. Объявив своей целью создание современного светского государства западного типа, Мустафа Кемаль Ататюрк сделал упор на прогрессивные реформы в экономике. Турецкое государство приобрело железные дороги, сооруженные европейскими компаниями еще в период Османской империи, проложило новые и соединило их в единую национальную сеть. Оно включилось в строительство промышленных объектов и организовало банковскую систему, призванную сделать Турцию независимой от зарубежных финансовых учреждений.

В первое десятилетие после провозглашения республики Ататюрк в решении задачи экономического развития полагался на частную инициативу, однако в стране отсутствовал класс предпринимателей, а в торговых операциях на территории Османской империи на протяжении столетий доминировали национальные меньшинства и иностранцы. К тому же многие греки, армяне и евреи эмигрировали из страны. Великая депрессия 1929–1939 сократила турецкий экспорт, что негативно отразилось на национальной экономике.

В начале 1930-х годов власти активно приступили к стимулированию хозяйственного развития. Для ускорения индустриализации государство строило заводы, шахты и электростанции. Эта политика, известная как этатизм, предусматривала создание специальных государственных экономических структур, наиболее важными из которых были «Сумербанк» и «Этибанк», контролировавшие государственные предприятия в обрабатывающей и добывающей промышленности (а также в энергетике).

Курс на активное вмешательство государства в экономическую жизнь продолжался вплоть до начала 1990-х годов, когда правительство перешло к политике приватизации.

Экономическое развитие страны было замедлено Второй мировой войной. После 1948 Турция получила от США, западноевропейских стран и Международного банка реконструкции и развития в виде помощи и займов несколько миллиардов долларов. С середины 1950-х годов Турции были предоставлены значительные займы европейскими странами, в частности Германией и Великобританией. При иностранном содействии, прежде всего со стороны США, удалось улучшить сеть шоссейных дорог, подключивших к общенациональной транспортной системе малодоступные районы.

Существенные капиталовложения были также сделаны в энергетику, добычу угля, ирригацию и в новые предприятия отраслей обрабатывающей промышленности – текстильные, сахарные и цементные. В течение 1950-х годов экономический рост составлял в среднем 6,3% в год, однако быстрый подъем в начале 1950-х годов сменился периодом инфляции, экономических неурядиц и относительного застоя в конце 1950-х годов.

После военного переворота 1960, частично ставшего реакцией на неясные результаты хаотичной и непоследовательной экономической политики, Турция вступила в период планового развития. В период 1-го пятилетнего плана (1963–1967) среднегодовой рост ускорился и составлял 6,7%, что было все же ниже планового показателя. Объем капиталовложений также не достиг 20% от ВВП.

В период 2-го пятилетнего плана (1968–1972) инвестиционный процесс протекал медленнее, чем намечалось, тем не менее удалось достичь поставленной цели: обеспечить ежегодное увеличение ВВП на 7%. Третьим пятилетним планом (1973–1977) этот показатель предусматривался приблизительно на уровне 8% ВВП, но реально составил ок. 6,5%.

Во второй половине 1970-х годов прилив капиталовложений в экономику и ее развитие замедлились, распространенной стала безработица. Причиной кризиса отчасти явился мировой спад середины 1970-х годов, который привел к резкому снижению поступления в страну денежных средств от турецких мигрантов в Западной Европе, а отчасти удорожание импорта, например нефти и готовых изделий.

Турция оказалась в тисках громадного внешнего долга, который не могла выплатить без получения новых займов от Международного валютного фонда (МВФ) и США.

С 1980 по 1987 годовое значение роста ВВП колебалось между 3,3% и 8,1%, но в 1988 сократилось до 2,5%, а в 1989 – до 1,1%, после чего правительство ввело ограничения, направленные на замедление инфляции. После снижения показателя до 0,9% в 1990, что было связано с войной в Персидском заливе (1990–1991), ВВП Турции начал постепенно увеличиваться: в 1995 на 8,1%, в 1996 – на 7,1 и в 1997 – на 8%.

Сельское хозяйство. В 1994 аграрный сектор экономики, включая лесное и рыбное хозяйство, обеспечивал создание 15,7% ВВП и давал рабочие места ок. 40% трудоспособного населения страны. На Анатолийском плоскогорье, где традиционно выращивают зерновые и разводят скот, большинство крестьян являются собственниками по крайней мере части обрабатываемых ими площадей. В более богатых прибрежных районах, в частности на побережье Эгейского моря, распространены крупные землевладения, в которых применяется труд наемных сельскохозяйственных рабочих. В этих районах возделывают такие товарные культуры, как хлопчатник, табак и плодовые.

В целом по стране почти 10% крестьянских семей располагают лишь небольшими земельными участками или вообще не имеют земли. Требования проведения аграрной реформы особенно сильны в Восточной Турции. В 1973 правительство приняло программу, по которой 3,2 млн. га земель намечалось перераспределить среди приблизительно 500 тыс. безземельных крестьян в течение следующих 15 лет. 1/4 этих земель находилась в частном владении, а остальная часть принадлежала государству. Однако вследствие политической нестабильности в 1970-х годах программа не была выполнена.

Производство зерновых и животноводство обеспечивают 2/3 всей сельскохозяйственной продукции. Обе отрасли развиты преимущественно на Анатолийском плоскогорье, где активно идет внедрение улучшенных семян, минеральных удобрений и породистого скота. Сбор зерновых в 1995 составил в целом ок. 28 млн. т, из которых примерно 2/3 приходились на пшеницу и 1/4 – на рожь.

Животноводство остается важнейшей отраслью прежде всего в горных восточных районах, где занятие земледелием ограничено из-за сложных природных условий. В 1994 в Турции насчитывалось 36 млн. голов овец, от которых получают шерсть для ковроткачества, а также шкуры и мясо. Стадо крупного рогатого скота, составлявшее 12 млн. голов, содержалось ради молока, мяса и шкур. В стране имелось 10 млн. коз, из которых 1/4 приходилась на ангорских, дающих мохер.

Оставшаяся 1/3 аграрной продукции практически в равных долях формируется за счет сборов фруктов и овощей и урожая технических культур, основу которого составляют хлопок (837 тыс. т в 1995), табак (178 тыс. т) и сахарная свекла (11,7 млн. т).

Обрабатывающая промышленность и энергетика. В течение 1950–1960-х годов индустриализация страны протекала быстрыми темпами. В 1970-х годах в обрабатывающих отраслях было занято приблизительно 15% всей рабочей силы, в 1993 – 21%, а их доля в ВВП возросла с 12% в 1952 до 30,6% в 1995. До 1996, когда Турция подписала таможенное соглашение с Европейским союзом, промышленность страны была в значительной части защищена от иностранной конкуренции тарифами и квотами, из-за чего цены на большинство местных товаров были искусственно завышены.

Около 3/4 всего индустриального производства и занятого в нем населения сосредоточены в Стамбуле и Измире и в примыкающих к этим городам прибрежных районах Мраморного и Эгейского морей. Другими важнейшими промышленными центрами являются Анкара, район Чукурова, а также Зонгулдак на побережье Черного моря, где добывается каменный уголь и поблизости, в Карабюке и Эрегли, выросли два крупных металлургических комбината. В 1993 выплавка стали достигла ок. 10,3 млн. т.

По всей стране разбросано множество небольших предприятий, которые также вносят серьезный вклад в производство. Ведущими отраслями турецкой промышленности являются текстильная и пищевая.

Выработка электроэнергии возросла с 4 млрд. кВт/ч в 1963 до 86,3 млрд. кВт/ч в 1995. Большая ее часть потребляется промышленными предприятиями, но увеличивается ее потребление на бытовые нужды. Населенные пункты, включая сельские, как правило электрифицированы. В 1995 3/5 всей электроэнергии страны производилось на тепловых электростанциях, а остальная часть – на гидростанциях. Крупнейшими гидроэнергетическими объектами в Турции стали ГЭС Кебан на р. Евфрат и ГЭС Хирфанлы на р. Кызыл-Ырмак, вступившие в строй в начале 1970-х годов.

Горнодобывающая промышленность. Турция богата полезными ископаемыми. Среди них особенно важны черный и бурый уголь, хромиты, медная и железная руда, также добываются свинцовые и цинковые руды и сера. В 1950 на юго-востоке Анатолии была найдена нефть, а в 1994 было произведено 3,7 млн. т. нефти. Большая часть ввозимой сырой нефти перерабатывается на заводах в Мерсине и Измите.

Транспорт. Протяженность государственных железных дорог Турции в 1994 составляла 10,4 тыс. км. Они напрямую связаны с рельсовой сетью Сирии, Ирана и европейских стран. Шоссейных дорог с твердым покрытием в 1995 насчитывалось ок. 46 тыс. км, а парк легковых автомобилей превысил 3 млн. единиц. В 1992 торговый флот Турции имел водоизмещение порядка 3 млн. т. Внутренние и международные воздушные перевозки осуществляют фирма «Турецкие авиалинии» и несколько частных авиакомпаний. Аэропорты Стамбула и Анкары обслуживает несколько десятков международных авиалиний.

Внешняя торговля и внешние платежи. В 1995 экспорт Турции составил 21,6 млрд. долл., а импорт – 35,7 млрд. долл. Помимо ежегодных расходов на покрытие большого торгового дефицита, страна в 1990–1995 выплатила 28,3 млрд. долл. по иностранным долгам. В 1995 денежные переводы от выехавших на работу в Европу турецких граждан составили 3,3 млрд. долл. На протяжении 1970-х, 1980-х и 1990-х годов Турция сталкивалась с серьезными трудностями по выполнению своих обязательств перед иностранными кредиторами. Для получения новых займов она была вынуждена принять жесткую экономическую программу, предложенную Международным валютным фондом.

В 1994 ок. 22% турецкого экспорта формировали сельскохозяйственные товары, в частности хлопок, орехи, табак, сушеные фрукты, продукция животноводства и мохер. Остальные 78% приходились на полезные ископаемые, в частности на рафинированную медь и хромовую руду, а также на промышленные изделия, в основном текстиль. В структуре ввоза в 1994 преобладали промышленные товары и сырье для индустриальных предприятий, а также топливо. Нефть и газ составили 16% импорта, машины и транспортное оборудование – 34, железо и сталь – 16, а потребительские товары – менее 30%.

В 1994 1/2 всего оборота внешней торговли Турции приходилось на страны Европейского союза, приблизительно по 10% – на долю США и арабских стран.