Экономика Японии, экономический феномен

Территория: цепь из 4 крупных (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю) и более 7 тыс. малых и мельчайших островов вулканического происхождения у Тихоокеанского побережья Азии общей площадью 372, 2 тыс. кв. км. численность — 127 млн. чел. Все 4 крупных острова соединены между собой подводными тоннелями или мостами (самый большой в мире подводный тоннель Сэйкан — 53, 85 км — соединяет острова Хоккайдо и Хонсю). Расположенное между островами мелководное внутреннее Японское море имеет важное транспортно-экономическое значение. Около 70% всей территории Японии покрыто горами (потухший вулкан Фудзи достигает высоты 3776 м) со средней крутизной склонов свыше 15°, что затрудняет их использование для хозяйственного освоения. Равнины занимают лишь 18% территории страны, 3 крупнейшие (самая большая Канто, или Токийская) расположены на тихоокеанской стороне Хонсю. Здесь находятся все 6 крупнейших городов Японии. Ввиду сложности рельефа большая часть территории мало приспособлена для сельского хозяйства, а площадь обрабатываемых земель является сильно ограниченной. В отличие от большинства других крупных стран мира Япония характеризуется слабостью сырьевой и топливно-энергетической базы, исключением являются гидроэнергоресурсы коротких горных рек. Почвы Японии, как правило, не отличаются высоким качеством. Получение устойчивых урожаев без обильного внесения минеральных и органических удобрений практически невозможно. Япония является одной из самых богатых лесом стран мира. Под лесами находится примерно 55% территории. Однако качество лесов невысоко.

Темпы экономического роста.

Если в 50-е и 60-е гг. среднегодовые темпы прироста ВВП были одними из самых высоких в мире (соответственно 14, 9 и 11, 3%), то в 70-е гг. они составляли до 4, 5%, в 80-е гг. — 3, 8%, а в 1990—2000 гг. оказались равными всего 1, 3%, в конце 90-х гг. и в начале следующего десятилетия были отрицательными или близкими к нулю, однако затем начали восстанавливаться, достигнув 2% в среднем за 2004—2006 гг.

Причинами вступления Японии в 90-е гг. в полосу рецессии были исчерпание ресурсов всех механизмов, которые обеспечивали высокие темпы прироста ВВП — селективная помощь перспективными отраслям, методы специфически японского фирменного управления — системы пожизненного найма и оплаты по старшинству, а также спекулятивный бум конца 80-х гг., в результате которого банковский сектор оказался буквально погребенным под бременем безнадежных долгов. Норма валового накопления в послевоенные годы находилась на очень высоком уровне: более 30% ВВП. Хотя в 90-е гг. она снизилась, тем не менее даже в начале нового века оставалась относительно высокой — 24% ВВП (2007 г. ). Сегодня Япония вместе с США, КНР и странами Западной Европы занимает ведущие позиции в мировой экономике. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства, развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли, базирующиеся на передовых технологиях.

Страна занимает 1-е и 2-е место в мире по выпуску металлообрабатывающего оборудования, промышленных роботов, вычислительной техники, бытовой электроники, транспортных средств, по производству электроэнергии, а также по выплавке стали. Япония бедна энергоресурсами. Практическое значение имеют лишь незначительные запасы каменного угля. Японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей (нефть, природный газ, уголь). Свыше половины энергобаланса приходится на нефть. Сейчас почти треть вырабатываемой в стране электроэнергии производится на АЭС. Важную роль в промышленном производстве страны играет черная металлургия. Японские металлургические центры относятся к числу самых мощных и передовых в мире.

Резко преобладают комбинаты полного цикла. Самый большой находится в Фукуяме (16 млн. т. стали в год). Все предприятия отрасли работают преимущественно на импортном сырье и топливе. Япония была и остается экспортером стали и проката. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на основе использования местных углей. Сохраняет свое значение цветная металлургия. Заводы отрасли размещаются в ведущих экономических центрах, куда поступают импортное сырье и где сосредоточены машиностроительные предприятия, потребляющие цветные металлы. Стержнем японской промышленности выступает машиностроение. Выделяются отрасли международной специализации – станкостроение и приборостроение, электронное и электротехническое машиностроение, производство часов и оптической техники, автомобилестроение, судостроение. Японское машиностроение преимущественно наукоемкое и ориентируется прежде всего на квалифицированные кадры и НИОКР. В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе 17% —в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 14, 5% — в транспортном машиностроении, 10, 5% — в общественном машиностроении. Характерным в этом отношении является роботостроение.

В целом, стратегия развития машиностроения в Японии основывается на высокоэффективном синтезе таких основополагающих компонентов современного производства, как информация, машины и механизмы, связь. Главные районы японского машиностроения расположены на южном побережье о. Хонсю в пределах мегаполиса Токайдо. Высокоразвитой является химическая пром-ть Японии. Современной химическое производство страны специализируется главным образом на нефтехимии. Большое развитие получило изготовление синтетических материалов, пластмассы и полимерная химия. Крупнейшими производителями химических изделий в Японии являются: «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл», «Кэй-Эй-Оу», «Сумитомо Кэмикл», «Торэй Индастриз», «Мицуи Кэмиклз». Среди продуктов японского химэкспорта: органические соединения (34, 1%), пластики (27, 9%), краски и красители (7, 5%), фармацевтические изделия (6, 5%), неорганические соединения (5, 7%), очищенная нефть и ароматические углеводороды (3, 2%).

Промышленность Японии сосредоточена главным образом в узком поясе длинной 1500 км, который тянется от района Консю на северо-востоке вдоль тихоокеанского побережья. Это тихоокеанский промышленный пояс, социально-экономическое ядро страны, где находятся лучшие современные коммуникации. Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Страна занимает 1-е место в мире по улову рыбы. Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Важнейшие из собираемых фруктов – цитрусовые – тяготеют к субтропическим районам, расположенным южнее Токио. Яблони, относящиеся к числу основных плодовых культур, выращивают преимущественно в возвышенных районах, а также на севере Хонсю и на Хоккайдо. Тутовник, используемый для разведения шелковичного червя, и чай также приурочены к субтропическим районам. Овощи выращивают в окрестностях крупных городов. Животноводство не преодолело в полной мере своего отставания, хотя мясная и молочная продукция занимает все более важное место в пищевом рационе населения.

По итогам 2009 года ВВП страны Восходящего Солнца составил более 5 трлн долларов. Япония славится хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Ее совершенствование, основанное на последних достижениях науки и техники, давно стало одной из важнейших государственных задач. Наибольшей плотностью объектов транспортной системы отличается Тихоокеанское побережье острова Хонсю, где находятся главные промышленные центры и сосредоточена большая часть населения страны. В начале нового столетия пассажиропотоки заметно возросли за счет автомобильного и воздушного транспорта. Автомобильный транспорт лидирует также и в грузоперевозках. Большая часть морских перевозок приходится на зарубежные линии. На каботажных маршрутах выполняется примерно 40% внутренних грузовых перевозок. Общий тоннаж морских судов составляет 19, 2 млн. т (4% мирового тоннажа). На долю воздушного транспорта приходится до 80% международных пассажирских перевозок, а также срочных грузов.

Главные особенности Японии:

1. Япония – островная гористая страна, расположенная в сейсмоопасной и тайфуноопасной зоне, слабо обеспеченная основными видами минеральных ресурсов;

2. Являясь в целом моноэтнической страной, она отличается большой плотностью населения (на 1 кв. км 300 человек) и высокой долей горожан (80-85%);

3. Территория мегаполиса во многом совпадает с контурами Тихоокеанского промышленного пояса;

4. На обрабатываемые земли приходится лишь 13% территории страны, однако посевная площадь больше обрабатываемой ( благодаря сбору в ряде районов 2-х, 3-х урожаев в год);

5. В международном разделении труда Япония – один из мировых финансовых центров, а также поставщик продукции наукоемких отраслей промышленности.

Япония активно участвует в международном разделении труда. Важнейшим рычагом укрепления позиций страны во внешних экономических связях является экспорт капитала. Особенно интенсивно японская внешнеэкономическая деятельность осуществляется в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).