Экономико-географическая характеристика Малайзии

Границы, пространственные размеры и конфигурации территории

Малайзия расположена в самом центре региона Юго-Восточная Азия, между 1 и 7° с. ш. и 100 и 119° в. д. Ее территория почти целиком находится в экваториальном поясе, лишь небольшая часть страны входит в субэкваториальную зону.

Своеобразие территории страны состоит в том, что она создана из двух изолированных частей, расположенных на противоположных берегах Южно-Китайского моря. Расстояние между крайними южными точками обеих частей территории составляет по прямой линии примерно 600 км, а между северными - около 1600 км.

Западная, континентальная часть страны, издавна называвшаяся Малайей, после образования Федерации получила официальное название Западная Малайзия, а в 1973 г. была переименована в Полуостровную Малайзию. Эта часть страны занимает юг полуострова Малакка.

Восточная, островная часть страны занимает северную и западную части о. Калимантан, большая часть которого входит в состав Индонезии. До 1973 г. восточная часть Малайзии имела официальное название Восточная Малайзия, но в последующие годы в официальных документах оно не употребляется, и эта часть страны называется Сабах и Саравак. Однако в научной литературе по-прежнему широко используются названия, отражающие географическое положение частей страны, - Западная и Восточная Малайзия. Наряду с этими употребляются и старые географические названия территорий Малайзии - Малайя и Северный Калимантан.

Вся территория страны занимает площадь 329 747 км2, в том числе Полуостровная Малайзия - 131587 км2, Сабах - 73711 км2 и Саравак - 124 449 км2, По другим данным, территория Малайзии - -329 293 км2, в том числе Полуостовная Малайзия - 133 598 км2, Сабах - 73 710 км2 и Саравак - 123 985 км2. Континентальная часть Малайзии занимает лишь 40% всей территории страны, а остальные 60% - Сабах и Саравак.

Полуостровная Малайзия, или Малайя, на севере имеет сухопутную границу с Таиландом, а на юге - с Сингапуром, который соединен с ней дамбой. Малакк-ский пролив отделяет Полуостровную Малайзию от одного из крупнейших островов Индонезии - Суматры. Сабах и Саравак имеют довольно протяженную сухопутную границу с Индонезией и небольшим государством Бруней. Проливы Балабак и Сибуту отделяют Сабах от Филиппин[3].

Экономико-географическое положение

Малайзия - расположена в Юго-Восточной Азии, состоит из двух частей: полуостровной Малайзии (Западная Малайзия) и островной (Восточная Малайзия) - штаты Сабах и Саравак в северной части острова Калимантан. На севере граничит с Таиландом, на юге с Сингапуром. На острове Калимантан, отделенном от Малаккского полуострова Южно-Китайским морем, Малайзия граничит с Индонезией и Брунеем, Около 2/3 территории страны занимают влажные тропические леса, в которых имеется около 8000 разновидностей растений, включая 2000 разновидностей деревьев, 800 видов орхидей и 200 видов пальм.

Вершина Кинабалу (4101 м), которая находится на территории страны, - самая высокая гора в Юго-Восточной Азии.

Занимает площадь - 329 758 км².

Для экономико-географического положения Малайзии существенно то, что вблизи ее берегов проходит древний, важнейший морской путь из Европы на Дальний Восток и в Океанию. Малайзия имеет удобные транспортные связи с Австралией, Японией, США и Южной Азией, а также со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Благодаря своему приморскому положению она может поддерживать судоходное сообщение со всеми, даже самыми отдаленными, морскими странами мира. В то же время Малайзия имеет удобные сухопутные коммуникации со странами континентальной Азии[4].

Общественно-политический и государственный строй, административное деление (устройство) территории

Малайзия представляет собой выборную федеративную конституционную монархию, которая состоит из 13 государств (штатов) и трёх федеральных территорий (11 штатов и две федеральные территории расположены на Малаккском полуострове, а 2 штата (Сабах и Саравак) - на острове Калимантан и одна федеральная территория (Лабуан) - у его северо-западного побережья.

Девять штатов являются монархиями, из них семь - султанатами во главе с султанами. Правитель штата Негри-Сембилан носит традиционный малайский титул янг дипертуан бесар (Yang Dipertuan Besar), правитель штата Перлис носит титул раджа, а Перлис, соответственно, является раджеством. В монархиях главой исполнительной власти является главный министр (ментери бесар). Каждый правитель является также религиозным главой своего штата.

Остальные 4 штата являются губернаторствами. Во главе их стоят губернаторы, назначаемые центральным правительством. Главой исполнительной власти является тоже главный министр, называемый по-малайски кетуа ментери.

Федеральные территории управляются непосредственно центральным правительством.

Каждые пять лет девять монархов выбирают из своей среды Верховного правителя (короля), по-малайски янг ди-пертуан агонг, и его заместителя (вице-короля), как правило, из соображений старшинства или длительности правления. Верховный правитель и султаны выполняют, главным образом, представительские функции, но все законы и вносимые в конституцию поправки подлежат их утверждению. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр.

Парламент Малайзии состоит из двух палат: нижней - Палаты представителей и верхней - Сената. Палата представителей комплектуется в результате всеобщих прямых выборов. Сенат состоит из избираемых членов (по два от каждого штата) и членов, назначаемых королем. Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с премьер-министром, которым становится лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей.

В Малайзии провозглашена религиозная свобода, но официальной религией является ислам, который исповедует 60 % населения. Вопросы, связанные с разводами и наследованием, мусульмане решают в шариатских судах, и светские суды не имеют права пересмотра их решений.

Административное деление Федерации Малайзия предусматривает, что Малайзия делится на Восточную и Западную, состоит из тринадцати штатов (Negeri) и трех федеральных территорий (Wilayah Persekutuan). Одиннадцать штатов и две федеральных территории расположены на полуострове Малакка, в то время как 2 штата и 1 федеральная территория находятся на острове Борнео.

Природно-ресурсные предпосылки развития и размещения производства на территории

Своеобразие природы и природно-ресурсного потенциала Малайзии в основном обусловлено тем, что, во-первых, страна расположена в экваториальной зоне, во-вторых, ее территория входит в Тихоокеанский рудный пояс и, в-третьих, соседствует с мелководным морем.

Первый фактор предопределил характер климата, а следовательно, и почвенного покрова, растительности и животного мира страны. Второй фактор обусловил некоторые специфические черты ее минерально-ресурсного потенциала, а третий - богатство и разнообразие доступных для использования морской флоры и фауны и большие запасы природных ископаемых в недрах шельфа.

В целом Малайзия имеет благоприятные природные условия и необходимые природные ресурсы для развития своего хозяйства, которые сочетаются с выгодным географическим положением.

Для строения поверхности Малайзии характерно сочетание сравнительно невысоких горных образований с равнинной территорией. По очень приблизительным оценкам, горы занимают 60%, а низменные равнины - 40% всей территории страны.

Малайзия расположена всего в 100 - 150 км от экватора и имеет типично экваториальный, жаркий и влажный, климат с постоянно высокими средними температурами, высокой влажностью и обильными осадками. Разница между среднемесячными температурами в течение всего года не превышает 2°. На восточном побережье Полуостровной Малайзии средняя температура января +25°, а июля - плюс 27°. В других районах разница температур еще меньше, круглый год держится средняя температура +26, +27°. Более значительны колебания температуры в течение суток. И естественно, средняя температура понижается с увеличением высоты местности над уровнем моря[5].

В недрах Малайзии сосредоточены значительные запасы многих полезных ископаемых – оловянной, медной и железной (магнетит и гематит с содержанием железа до 60%) руды, бокситов, нефти и природного газа (на шельфе Южно-Китайского моря), каменного угля, золота. По запасам олова Малайзия несколько уступает Таиланду.

Запасы нефти и природного газа отдельных месторождений в большинстве случаев неизвестны. По оценке некоторых специалистов, запасы природного газа в начале 80-х годов примерно поровну распределялись между месторождениями у берегов Полуостровной Малайзии и у берегов Сабаха и Саравака (вместе). Крупное газовое месторождение у побережья Саравака (в 145 км к западу от населенного пункта Бинтулу) имеет запасы газа, определяемые в 170 млрд м3. Общие запасы свободного природного газа в бассейне Центральная Лукония (к западу от Бинтулу) в конце 70-х годов оценивались в 290 млрд м3 достоверных и 430 млрд м3 вероятных запасов.

Топливные ресурсы занимают важное место в минерально-ресурсном потенциале страны. По самым приближенным подсчетам, основная часть «стоимости» минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов Малайзии приходится на топливо, в первую очередь нефть и природный газ. Бывшее прежде основным показателем богатства природных ресурсов страны, олово в 70-е годы утратило свое прежнее значение, уступив пальму первенства нефти и природному газу.

По территории Малайзии, особенно ее западной части, проходит богатая оловоносная зона, которая простирается от границ Китая до «оловянных» островов Индонезии (Банка, Белитунг, Синкеп и другие мелкие острова у восточного побережья Суматры). Оловянные месторождения разбросаны по всей территории Полуостровной Малайзии, но основная часть запасов оловянной руды сосредоточена у подножия и. на западном склоне Центрального горного хребта, в зоне западного побережья Полуостровной Малайзии, простираясь полосой от границы с Таиландом на севере до границы с Сингапуром на юге.

Преобладают оловянные россыпи в аллювиальных отложениях, но имеются и коренные месторождения (главным образом в восточной половине континентальной Малайзии), которые еще очень слабо изучены.

Оловянные месторождения есть не только на суше, но и в недрах Малаккского пролива. Вместе с оловом встречаются вольфрам, титан, железо, золото, ниобий, тантал, иттрий, торий, цирконий и другие редкие и редкоземельные металлы.

Разведанные запасы олова включают в основном россыпные месторождения и небольшое число коренных месторождений, причем эти запасы залегают в большинстве случаев близко к поверхности земли и удобны для разработки открытым способом. Следует отметить также, что имеются и другие благоприятные предпосылки для разработки оловянных месторождений.

Разработку малазийских россыпных месторождений в отличие от месторождений Таиланда и африканских стран-добытчиков олова не лимитирует недостаток воды в определенные сезоны. Месторождения расположены вблизи морских портов и имеют хорошую транспортную связь с побережьем. Крупнейшие ареалы месторождений оловянной руды - долина р. Кинта (штат Перак) и район Куала-Лампура - удалены oт побережья всего на несколько десятков километров. Основные районы залежей оловянной руды в то же время густо населены и располагают избытком рабочей силы.

Малайзия в Юго-Восточной Азии занимает второе место после Индонезии по запасам бокситов. Крупнейшее из бокситовых месторождений находится на юге Малаккского полуострова. Есть они и на Северном районе, на территории индонезийского Калимантана, сравнительно недавно обнаружены очень большие месторождения бокситов. По-видимому, на Северном Калимантане могут быть открыты значительные бокситовые месторождения, так как геологическое строение указанных районов примерно одинаково. Кроме того, на территории Саравака в прошлом были обнаружены месторождения этого сырья.

Запасы железной руды в Малайзии невелики и разбросаны по отдельным мелким месторождениям. Прежние два крупных железорудных месторождения - «Бу-кит-Ибам» и «Букиг-Беси» - уже исчерпали свои запасы. Характерно, что вся руда вывезена за границу, главным образом в Японию. В железорудных месторождениях имеются и запасы марганца. Поскольку недра страны изучены далеко не достаточно, можно ожидать новые крупные открытия запасов известных и неизвестных в Малайзии минералов и горных пород. О железной руде Малайзии можно сказать, что в регионе она самая богатая по содержанию железа[6].

Общий уровень развития экономики, место в хозяйстве мира (страны), территориальном (международном, межрайонном) разделении труда

Преимущества экономики Малайзии: электроника, компьютеры, электроприборы, туризм, тяжелая промышленность (сталь), пальмовое масло, латекс, резина, химические продукты, национальная автомобильная марка «Протон».

Слабые стороны экономики страны: большие долги, дефицит специалистов, высокие процентные ставки тормозят развитие частной инициативы, высокие правительственные расходы, конкуренция с другими быстроразвивающимися странами.

Страна занимает ведущие позиции в экспорте ряда, важнейших сырьевых товаров. Эта страна - один из крупнейших мировых экспортеров древесины тропических пород, перца, консервированных ананасов, жмыха из пальмисты, некоторых видов редкого минерального сырья.

В период Федерации Малайзия приобрела новую мирохозяйственную специализацию. Здесь получило большое распространение экспортное производство компонентов электронной техники, сжиженного природного газа. Растет производство и экспорт резинотехнических и других изделий из местного сырья. Но для Малайзии характерна очень высокая степень зависимости производства от реализации продукции на внешнем рынке.

В то же время Малайзия сохраняет очень большую зависимость от внешнего рынка в удовлетворении своих потребностей в машинах, приборах, промышленном оборудовании, средствах транспорта, многих потребительских товарах, продовольствии, материалах, сырье и топливе. За счет импорта покрывается более половины всех ее потребностей в необходимой продукции[1].

Такая большая зависимость от внешнего рынка сделала экономику Малайзии особенно чувствительной к колебаниям внешнеторговых цен и изменениям условий реализации и закупок товаров. Особенно подвержены колебаниям цены на сырьевые товары, что создает неуверенность в получении доходов от их экспорта и сам источник этих доходов делает крайне нестабильным. Положение усугубляется тем, что Малайзия зависит от сбыта на мировом рынке ограниченного числа сырьевых товаров. В их сбыте она испытывает сильную конкуренцию других развивающихся стран. Не легче положение с реализацией на мировом рынке готовой продукции ее обрабатывающей промышленности. А доходы от экспорта являются основным источником валюты для оплаты импорта, фрахта иностранного транспорта, выплаты доходов на вложенный в стране иностранный капитал, оплаты расходов малайзийских граждан за границей, погашения иностранных займов и выплаты по ним процентов и т. д.

Конъюнктура мирового рынка, как и прежде, оказывает чрезвычайно сильное влияние на все стороны хозяйственной жизни страны, включая темпы роста экономики, выполнение планов экономического и социального развития, жизненный уровень ее населения. В частности, изменения в экономике ведущих государств неизбежно сказываются на экономике Малайзии. Экономическое развитие Малайзии осуществляется в условиях чрезвычайно большой зависимости от конъюнктуры мирового рынка, что обусловлено ярко выраженной экспортной ориентацией хозяйства, основы которой были заложены в колониальный период. По степени зависимости от мирового рынка в сбыте продукции Малайзия занимает одно из первых мест среди развивающихся стран. Все это накладывает свой отпечаток на характер развития и размещения производительных сил и на особенности их использования в Малайзии[2].

Экономические предпосылки развития и размещения производства на территории

Население Малайзии на июль 2008 года составляет 25,3 млн человек. 50,4 % - малайцы, 23,7 % - китайцы, 11 % - представители многочисленных островных племен, 7,1 % - индийцы, 7,8 % - другие национальности. Официальный язык страны - малайский.

60,4 % населения исповедует ислам, 19,2 % - буддизм, 9,1 % - христианство, 6,3 % - индуизм, 2,6 % - конфуцианство и даосизм, 1,5 % - другие религии, 0,8 % не относит себя ни к одному вероисповеданию. Европейцы, выходцы из других стран Азии (кроме Китая и стран Индийского субконтинента), а также лица других национальностей составляют не более 3% всего малазийского населения.

Следует отметить, что пришлое население в своем большинстве не ассимилируется с коренным, сохраняет свой язык, культуру, религию, национальные традиции и образ жизни, поддерживает культурные и иные связи со страной своих предков.

Важнейшая характерная черта национально-этнического состава населения страны - очень большой удельный вес некоренного, пришлого населения, главным образом из Восточной и Южной Азии. Коренные жители составляют лишь немногим более половины всего населения Малайзии. Около 40% приходится на выходцев из Китая, Индии, Пакистана, Шри-Ланки и Бангладеш. В Малайзии также живут выходцы из соседних стран Юго-Восточной Азии - Индонезии, Филиппин, Таиланда, а также арабы из стран Ближнего Востока, жители из других восточных стран. Имеется небольшое европейское население, главным образом англичане, а также потомки от смешанных браков европейцев с местными жителями.

Для Малайзии характерны неравномерное размещение населения по территории страны и большие различия в: численности и плотности населения между Полуостровной Малайзией и Северным Калимантаном. Более 80% населения живет в Полуостровной Малайзии, на островную же часть приходится менее 20% малазийского населения.

Имеются очень существенные различия в плотности населения и внутри этих основных частей Малайзии, это прежде всего различия между прибрежными районами и глубинными территориями. Они особенно проявляются на Северном Калимантане, но есть и в Полуостровной Малайзии.

К западу от Центрального хребта, на территории, занимающей 1/4 площади Полуостровной Малайзии, средняя плотность населения превышает 150 человек на 1 км2, а в центральной части этой зоны - 250 человек на 1 км2. В последней сосредоточено около Уз всего населения страны, хотя ее площадь-менее 15% Полуостровной Малайзии. К востоку от Центрального хребта, на площади, равной территории Сабаха, средняя плотность - менее 50 человек на 1 км2. В глубинных районах плотность населения еще меньше.

Густонаселенная полоса западного побережья Полуостровной Малайзии шириной в среднем около 90 км, простирающаяся от границы с Таиландом до Сингапура, сосредоточивает в себе основную массу китайского и индийского населения. За пределами этой полосы численность китайцев и выходцев с Индийского субконтинента невелика. В некоторых районах, например в районе Ипоха, Куала-Лумпура - Порт-Келангэ, Малакки, Джохор-Бару, острова Пинанг и провинции Себеранг-Перай (Уэлсли), плотность китайского населения еще в конце 50-х годов составляла от 80 до 120 человек на 1 км2, а в настоящее время, учитывая непрерывный рост населения за прошедшие годы, еще выше. Наиболее высокая плотность выходцев с Индийского субконтинента - в штате Пинанг, районах Сунгей-Патани, Келанга и Малакки[7].

Экологические условия развития и размещения производства на территории

Малайзия отличается большим своеобразием географического положения, природных условий и естественных ресурсов, национального и этнического состава населения, размещения хозяйства, широким развитием внешнеэкономических связей. Она играет заметную роль в мировом географическом разделении труда.

Выгодное географическое положение, большие и разнообразные природные богатства, обильные ресурсы дешевой рабочей силы и емкий рынок сбыта Юго-Восточной Азии предопределили повышенный интерес монополистического капитала ведущих держав к этому региону. И после освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости страны Юго-Восточной Азии, избравшие рыночный путь развития, в том числе Малайзия, остаются объектом активной экспансии международных монополий.

 Историческая последовательность формирования хозяйства на территории

Образованию Малайзии предшествовало длительное пребывание государств, впоследствии вошедших в эту Федерацию, в условиях колониального режима, что не могло не наложить глубокий отпечаток на все стороны их политической, экономической и культурной жизни.

До вступления в Федерацию лишь Малайя обрела независимость (1957 г.), но и ее хозяйство к моменту образования Малайзии сохранило все основные черты, характерные для колониальной эпохи.

Развитие экономики Малайи и Северного Калимантана в годы колониального господства Великобритании носило односторонний характер. Как это типично для любой колонии, Малайя, Сабах и Саравак были превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополии, поставлявшие на рынки Англии и других промышленно развитых стран ценное минеральное и растительное тропическое сырье, тем более что эти колонии имели ресурсы сырья, дефицитного на мировом рынке. Малайя, Сабах и Саравак обрели очень узкую хозяйственную специализацию, ограниченную производством небольшого числа сырьевых товаров, которое определило всю хозяйственную жизнь населения. Другие отрасли хозяйства находились в состоянии упадка, их развитие не только не поощрялось, но, наоборот, тормозилось колониальными властями.

Территория Малайзии в геологическом отношении относится к Тихоокеанскому рудному поясу. Для внутренней части этого пояса, обращенной к Тихому океану, характерно наличие таких металлов, как медь и золото, а для внешней его части - других металлов, в частности олова.

Для ресурсной базы неметаллического сырья Малайзии характерно, с одной стороны, большое разнообразие полезных ископаемых и типичное для этой группы сырья широкое распространение их в различных сочетаниях по территории страны, а с другой - очень слабая изученность этих ресурсов. За небольшим исключением, отсутствуют даже какие-либо оценки запасов и совсем не изучена география месторождений.

Структура ресурсов неметаллического сырья в Малайзии отличается обилием сырья для производства стройматериалов и недостатком горно-химического сырья. В Малайзии, например, отсутствуют фосфаты и калийные соли. Запасы серосодержащего сырья, представленного одними сульфидными рудами, совсем незначительны. Но имеются месторождения известняка, пригодного для производства соды, а поваренную соль, являющуюся исходным материалом для производства хлора и соды, можно получать из морской воды.

Для развития экономики Малайзии, как и других развивающихся стран, большое значение имеют топливные ресурсы. Основу топливных ресурсов страны составляют нефть и природный газ[8].

Хозяйственная оценка ЭГП, природно-ресурсного, экономического, демографического и другого потенциала территории

Основу экономики составляет промышленность (46 % ВВП) и сфера услуг (41 %). Сельское хозяйство дает 13 % ВВП. Особенно высокого развития достигли электронная и электротехническая промышленность (1 место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров), автопроизводство (в стране существует национальная марка Proton; Perodua - второй крупнейший малазийский автопроизводитель), переработка нефти и газа (3 место в мире по производству сжиженного газа), текстильная промышленность. Около столицы ведется строительство крупнейшего в мире мультимедийного коридора - силиконовой долины. Среди имеющих мировое значение - производство пальмового масла (первое место в мире), натурального каучука (третье место в мире), оловянного концентрата и лесоматериалов.

Доказанные запасы нефти Малайзии - 4,3 млрд баррелей. Малайзийская нефть низкосерниста, считается одной из лучших по качеству. Добывается на шельфовых месторождениях вблизи Малаккского полуострова. Ежедневно в стране добывается 730 тыс. баррелей нефти, из которых почти половина экспортируется. Мощности нефтепереработки приближаются к 500 тыс. баррелей в сутки. Запасы природного газа Малайзии оценены в 2,2 млрд кубических метров (77,7 трлн кубических футов), добыча достигает 1,36 трлн кубических футов в год.

Государственная нефтяная компания Малайзии ПЕТРОНАС. Её стратегические партнеры - ExxonMobil и Shell, с участием которых созданы основные нефтедобывающие компании Малайзии - Эссо Продакшн Малайсия, Сабах Шелл Петролеум, Саравак Шелл Берхад, а также Саравак Шелл/ПЕТРОНАС Чаригали. Другими зарубежными компаниями, активно работающими в Малайзии, являются — Амоко, Коноко, Энрон, Интернэшнл Петролеум Корпорейшн, Мицубиси, Мобил, Мёрфи Ойл, Ниппон Ойл, Оксидентал, Статойл, Тексако, Тритон, Петровьетнам.

Нефтеперерабатывающие заводы - Порт Диксон-Шелл (мощность - свыше 100 тыс. баррелей нефти в сутки), Малакка-1 (100 тыс.) и Малакка-2 (100 тыс.), Керт-Петронас (40 тыс.), Порт Диксон-Эссо (свыше 80 тыс.), Лутонг-Шелл (45 тыс.). Основные терминалы - Бинтулу, Кучинг, Малакка, Пинанг, Порт-Диксон, Порт-Кланг и др. Одной из основных проблем нефтяной отрасли является истощение запасов. За последние годы в Малайзии не открыто ни одного действительно значительного по запасам месторождения. С целью активизации геологоразведочных работ правительство в 1998 году приняло решение о снижении налогообложения в отрасли. Одновременно руководство ПЕТРОНАС приступило к разработке новой стратегии, подразумевающей активное участие компании в зарубежных проектах. Так, сегодня малазийская компания уже работает в Туркмении, Иране, Китае, Пакистане, Вьетнаме, Алжире, Ливии, Тунисе и ряде других стран. В апреле 1997 г. малазийская инвестиционная холдинговая компания «Петра Хира» подписала соглашение с правительством Татарстана о приобретении контрольного пакета акций нефтехимического предприятия «Нижнекамскнефтехим«.

Внешнеторговый оборот Малайзии в 1998 г. составил 133,6 млрд ам. долл. (в 1997 г.- 167 млрд.), в том числе экспорт 74,3 млрд долл. (в ценах ФОБ), а импорт - 59,3 млрд долл. По объёму экспорта страна занимает 19-е место в мире, импорта - 17-е место. Основные предметы экспорта: электроника (около 50 %), нефть и нефтепродукты, пальмовое масло, древесина и изделия из неё, каучук, текстиль. Продукция обрабатывающей промышленности составляет 81 % всего экспорта, с.-х. - 9,5 %, добывающей промышленности - 6,3 %. Потребители экспорта: США (21 %), Сингапур (20 %), Япония (12 %), Гонконг (5 %), Великобритания и Таиланд (по 4 %), ФРГ (3 %). Страна входит в шестерку крупнейших экспортеров промышленной продукции Азии. Основные предметы импорта: машины и оборудование, химикалии, продукты питания. 27 % импорта поступает из Японии, 16 % - из США, 12 % - из Сингапура, 5 % - из Тайваня, по 4 % из ФРГ и Южной Кореи.

Доход на душу населения - 4 690 долл. Внешний долг - 39,8 млрд долл США. На обслуживание внешнего долга расходуется всего 1 % стоимости экспорта страны, а объём краткосрочной задолженности составляет немногим более 30 % резервов Государственного банка. Объём прямых иностранных инвестиций - 3 млрд ам. долл. Крупнейшие инвесторы - США, Япония.

Развивается банковская система на принципах исламской экономики. За период с 1993 по 1999 гг. активы исламских банков увеличились с 2,4 млрд до 34 млрд ринггитов. Ведущие позиции занимает Банк Муамалат Малайсия Берхад. Поскольку по законам шариата деньги не являются товаром и, следовательно, требовать уплату за их предоставление в долг (рибу) считается нарушением норм исламской морали, исламская кредитная система зиждется на принципе раздела прибыли от инвестиций между кредитором и заемщиком. Существуют два вида кредитных операций: мудараба (финансовая компания привлекает ресурсы на депозитные счета и вкладывает их в различные проекты в обмен на строго оговоренную долю прибыли; если дело принесло убытки, то потери несет только заемщик) и мушарака (инвесторы осуществляют капиталовложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника).

Сохраняются традиционные промыслы: изготовление тканей батик и сонгкет, ювелирных изделий из серебра и сувениров из олова, плетение. Уделяется большое внимание развитию туризма. Основные центры: о. Пинанг, о. Лангкави, исторический город Малакка, национальные парки и заповедники[9].

Протяженность железных дорог - 1 798 км, шоссейных 94 500 км (70 970 км с твердым покрытием, в том числе 580 км - скоростные дороги). Автомагистраль «Север-Юг» (848 км) проходит от границы с Таиландом до Сингапура. 1 307 км нефтепроводов и 379 км газопроводов. Морской торговый флот насчитывает 378 судов, в том числе 61 нефтяной и 19 газовых танкеров. Основные порты: Порт-Кланг (крупнейший, грузооборот 49 млн т. в 1996), Лабуан, Пулау-Пинанг, Пасир-Гуданг, Куантан, Кота-Кинабалу, Сандакан, Кучинг, Сибу, Бинтулу. 115 аэропортов, из них 6 международных (Сепанг, Лангкави, Пулау-Пинанг, Джохор-Бару, Кота-Кинабалу, Кучинг). Национальная авиакомпания «МАС» (1971) осуществляет полеты в 75 городов мира.

Хорошо развита система телекоммуникаций и связь. В 1997 г. насчитывалось 2,7 млн частных абонентов телефонной сети и 1,45 млн абонентов - юридических лиц, свыше 170 тыс. телефонов-автоматов, почти 2,5 млн сотовых телефонов. Телефонную связь обеспечивают две спутниковые станции и проложенные по морскому дну кабели в Индию, Гонконг и Сингапур. Спутники (MEASAT-1 и MEASAT-2) выведены на орбиту с помощью французской ракеты-носителя.

Крупные города: Куала-Лумпур, Джорджтаун, Ипо, Джохор-Бару, Петалинг-Джая, Кучинг.

В 1995 году заложена новая административная столица Путраджайя. Строительство которой планируется завершить в 2008 году. Предполагается, что здесь будут проживать не более 250 тысяч человек.

Практикуется пятилетнее планирование. С 1970 по 1990 гг. осуществлялась новая экономическая политика, в результате которой число населения, проживающего ниже уровня бедности, уменьшилось с 52 до 17 процентов. В 1991 г. объявлен амбициозный план «Видение-2020», ставящий целью превращение Малайзии к 2020 г. в индустриально развитое государство[10].

Особенности организации производства на территории - отраслевая структура производства

В Малайзии сельское хозяйство занимает 7,3% ВВП, промышленность – 33,5%, а сфера услуг – 59,1% ВВП. Население страны «разбросано» по сферам производства прямо пропорционально вышестоящим данным: промышленность - 27%, с/х + лесная + рыбная промышленность – 16%, туризм и местная торговля – 17%, услуги - 15%, правительство (власть) – 10%, строительство – 9%. Малайзия - аграрная страна. Жаркий влажный климат позволяет выращивать многие сельскохозяйственные культуры: каучуковые растения, пальмы (для получения масла), фрукты. В Малайзии есть выход к морю, позволяющий ловить рыбу и морепродукты. Дождевые тропические леса, обладают громадным запасом древесины. Также Малайзия богата минеральными ресурсами: нефтью (вспомним всемирно известную нефтяную компанию Petronas, построившую легендарные башни-близнецы), природным газом, железными и оловянными рудами. Вторая важная статья дохода Малайзии – промышленность. Легкая промышленность и производство и сборка электроники. Обладая качественной, но дешевой рабочей силой, Малайзия стала «сборочным цехом» многих компаний, в основном японских. Туризм в последнее время стал набирать всё больший оборот в Малайзии. Многие хотят посетить Куала-Лумпур, красивый и чистый современный город, а также многочисленные природные парки. К сожалению, туризм в Малайзии развит не настолько сильно, как в соседнем Таиланде или Сингапуре, но в ближайшем будущем Малайский туризм будет только совершенствоваться.

Внешнеэкономическая политика Малайзии направлена на обеспечение активного и всестороннего участия страны в процессах глобализации и регионализации. Проводится решительный курс на привлечение в страну иностранного частного капитала и поощрение малазийских инвестиций за рубежом. Экспорт - 161 млрд. долл., импорт - 131 млрд. долл. (2008 г.). Экспортируются преимущественно готовые промышленные изделия (более 85% стоимости) - электронное оборудование, узлы и компоненты к нему, электротехнические товары, химпродукты, готовая одежда и обувь, а также нефть и нефтепродукты, растительные масла, какао и прочая продукция тропического земледелия. Импортируются в основном машины и оборудование, узлы и компоненты к ним, промсырье и полуфабрикаты, потребительские товары, нефтепродукты. Главные торговые партнеры: страны АСЕАН (в первую очередь Сингапур), США, Япония, страны ЕС[11].

Степень соответствия сложившейся системы хозяйства природным, экономическим и другим предпосылкам (условиям) развития производства на территории

Размещение современной индустрии на территории страны неравномерно. Полуостровная часть насыщена предприятиями тяжелой индустрии, а малайзийская часть о. Калимантан практически не освоена в этом отношении. Одна из причин такого размещения в том, что полуостровная Малайзия сосредоточивает в своих недрах и на шельфе омывающих ее морей хорошо разведанный богатый и разнообразный минерально-ресурсный потенциал. По Малаккскому проливу проходит, к тому же, один из важнейших международных морских путей.

Предприятия черной и цветной металлургии практически полностью обеспечивают потребности страны. Национальный капитал преобладает в отраслях, связанных с переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья, производством продовольственных и промышленных потребительских товаров, в металлургической, металло- и деревообрабатывающей промышленности.

Неуклонно повышается роль сферы услуг в экономике Малайзии, в первую очередь как сферы занятости, особенно быстро развиваются туризм, гостиничное дело, рекреационный бизнес, внутренняя торговля.

Протяженность железных дорог - 1,8 тыс. км, автодорог - 65 тыс. км (в том числе с твердым покрытием - 49 тыс. км, скоростные трассы - 1,2 тыс. км). Крупнейшие морские порты - Келанг, Пенанг, Джохор, Пасир-Гуданг. Торговый флот - 327 судов. Имеется 114 аэропортов, в том числе 8 - международных. Телекоммуникационные системы Малайзии хорошо развиты: в расчете на 100 жителей приходится более 75 телефонов, 30 персональных компьютеров, 52 пользователей Интернета. Научные исследования в Малайзии носят преимущественно прикладной характер и проводятся как на базе университетов, так и в специальных центрах и НИИ (леса, каучука, геологии, медицинских исследований, языка и литературы и др.)[12].

Перспективы развития и размещения производства на территории

Страна входит в группу новых индустриальных стран (НИС), экономика в значительной мере основана на приоритетном развитии промышленности и сферы услуг и использовании преимуществ, связанных с расширением участия страны в международном разделении труда. Успешно реализуется курс на активное привлечение в экономику Малайзии иностранного капитала, в первую очередь путем создания благоприятного инвестиционного климата. В качестве стратегической цели выдвигается получение Малайзией статуса развитой страны к 2020 г. Особое внимание обращается на преодоление дисбаланса экономического потенциала двух этнических общин - малайской и китайской (последняя традиционно доминирует в экономике), а также между отдельными районами страны (Сабах и Саравак пока отстают в развитии).

Сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в продовольствии и формирует значительные экспортные ресурсы, однако его роль в экономике и в экспорте снижается. Постоянно уменьшается доля проживающих в сельской местности и занятых в сельском хозяйстве, в плантационном хозяйстве все шире используется иностранная рабочая сила (более 1 млн. чел.), в основном из Индонезии. Доля продукции сельского (включая рыболовство) и лесного хозяйства в экспорте не превышает 5%. Производство сельскохозяйственных культур сконцентрировано в континентальной части страны, на островную часть приходится менее 1/5 обрабатываемых земель. Главная продовольственная культура - рис, возделывают также бобовые, масличные, каучуконосы, какао, кофе, чай и др. Продовольственные культуры потребляются внутри страны, а технические - большей частью экспортируются. Хорошо развито овощеводство, плантационное садоводство, лов рыбы и морепродуктов. Заготовки леса сконцентрированы преимущественно в Сабахе и Сараваке.

Неуклонно повышается роль сферы услуг в экономике Малайзии, в первую очередь как сферы занятости, особенно быстро развиваются туризм, гостиничное дело, рекреационный бизнес, внутренняя торговля.

Социальная политика правительства направлена на борьбу с бедностью, повышение уровня занятости качественное улучшение систем образования и здравоохранения.

Осенью 2006 года стартовал крупнейший инвестиционный проект в истории страны. На базе южного штата Джохор будет создан экономический кластер, развитием которого займётся государственная компания «Khazanah Nasional». В первые пять лет компания вложит около 13 млрд долларов, всего же проект рассчитан до 2025 года на сумму около 100 млрд долларов. Предполагается, что будет создано около 800 тысяч рабочих мест, а сам штат благодаря двум морским и одному авиационному порту составит достойную конкуренцию близлежащему Сингапуру.

Для Малайзии основой является рост геополитического влияния в Центрально-азиатском регионе и перспектива добычи и транспортировки нефти и газа.

Высочайшая степень политической стабильности, прагматичное отношение к развитию бизнеса позволяют этой стране добиться прогресса в социальной сфере и серьезных успехов в модернизации экономики[13].