Экономико-географическое положение России

Российская экономика – уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усечённым вариантом экономики сверхдержавы – СССР с одной стороны, а с другой является наследницей плановой экономики с дополнительными аномалиями, приобретёнными в девяностые годы двадцатого века. А если взглянуть под другим углом, то с одной стороны экономика основана на экспорте ресурсов и товаров низкого предела, а с другой Россия имеет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмическая, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс (ВПК). Поэтому интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии, в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

Природные богатства России действительно очень велики. Но здесь нет никакого особого везения: есть нефть и газ, но их запасы лежат в основном в труднодоступных лесах и болотах Западной Сибири, есть золото и алмазы, но их нужно добывать из вечной мерзлоты Якутии и Колымы.

Географическое положение

Россия расположена в северо-восточной части крупнейшего материка земного шара – Евразии и занимает около трети его территории (31,5%). Крайняя северная и восточная точки материка являются одновременно и крайними точками России.

Россия – огромная страна, занимающая значительную часть Евразии. На востоке Россия омывается Японским, Охотским и Беринговым морями и Беринговым проливом, на севере – Баренцевым, Карским, Чукотским и Восточносибирским морями, морем Лаптевых, на западе – Балтийским морем и Финским заливом, на юге – Черным и Азовским морями. На суше она граничит со множеством стран.

Границы

Общая протяженность границ России составляет 60 932 км. Из них на долю морских границ приходится 38 807 км (около 2/3), сухопутных – 22 125 км (в том числе 7616 км – по рекам и озерам). Северная и восточная границы морские*, а западная и южная – преимущественно сухопутные. Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.

Нынешние западные и юго-западные границы России возникли совсем иным путем. Это границы, бывшие ранее внутригосударственными, границы между отдельными субъектами на территории страны, которые часто изменялись произвольно, т.е. в значительной мере административные границы. Понятно, что не было необходимости привязывать такие границы к естественным рубежам. Когда эти внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связаны с природными объектами. Так сформировались границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это касается границ, возникших при распаде Советского Союза.

Западная граница начинается она на побережье Баренцева моря от Варангерфьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией.

Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря, от побережья которого близ восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная граница России с Казахстаном.

Восточная часть границы – по Алтаю – орографически отчетливо выражена.

Северная граница, как и восточная, морская. Она идет по морям Северного Ледовитого океана. От крайней восточной точки на острове Ратманова.

Центральность положения

Для Центральной России это – широкое понятие, характеризующее его различные стороны.

- Физико-географическое положение в центре Русской равнины

- Удачное военно-стратегическое положение (безопасность от внешних вторжений имело междуречье Оки и Волги)

А) Макроположение России – по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 17.075 млн. кв.км. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части - 2/3, Дальний Восток – 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата полезными ископаемыми) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени), субсидии на развитие, поддержание социально-бытовой инфраструктуры и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% населения России, тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.

Б) Мезоположение России – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10 (Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов миграционные потоки, перераспределение трудовых ресурсов, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в Поволжье, Урале, большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы (монголы, китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек.

Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Екатеринбург, Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным границам России и расположенные на транзитных путях в Европу – Карелия, Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и Западная Сибирь; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций – Северный Кавказ, республика Коми, Магаданская обл.

В) Микроположение России – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, Китай) замыслились начинания под эгидой ООН о создании международной зоны свободной торговли по типу современного Гонконга, будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).

В свою очередь возможности (ЭГП) во многом определяются транспортно- географическим положением страны. Российская империя и Советский Союз имели четыре основных выхода в Мировой океан: во-первых, Балтийский, "прорубленный" Петром I в XVIII в. (Петербург, порты Прибалтики); во-вторых, Черноморский; в-третьих, Северный; в-четвертых, Тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств возможности России для самостоятельного выхода к морским торговым путям резко сужаются на первых двух выходах – Балтийскому и Черноморскому.

У России на Балтике из крупных портов остались Санкт-Петербургский (Ленинградский) порт с грузооборотом в 11 млн. тонн и небольшие по мощности Выборгский иКалининградский порты, причем Выборгский порт отчасти используется Финляндией, в то время как Таллинн, Вентспилс, Рига, Клайпеда стали портами новых независимых государств с грузооборотом около 75 млн. тонн.

Аналогичное положение сложилось в Черноморско-Азовском бассейне, где Россия имеет всего два порта: Новороссийск иТуапсе (60 млн. тонн). В то же время порты Украины (Одесса, Ильичевск, Херсон, Измаил, Мариуполь), а также порты Грузии (имея грузооборот в 100 млн. тонн) рассчитаны на многочисленные грузы других стран СНГ, прежде всего России.

В России хорошо развит железнодорожный, автомобильный и водный транспорт. Самый дорогой из них – железные дороги. В большинстве крупных городов есть международные или национальные аэропорты. Существуют также аэропорты для вертолетов. Для транспортировки сырья и нефти используются трубопроводы и водный транспорт.

Воздушные пути России

Россия собирается задействовать 22 коридора воздушных сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – Нижнее Приангарье. При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76. Расширится сеть метеорологических станций. Будет использоваться для международного судоходства северный морской путь. Он в 2 раза короче, в 1,5 раза дешевле по отношению к Южному. Дополнительный доход: метеосводки, эксплуатация ледоколов, всех портов северного побережья. За проход торгового порта Россия может получить не менее 100 тыс. долларов. В этом проекте заинтересованы страны Скандинавии, США, Япония. Препятствием является радиоактивность Новой Земли, а также нужно еще помнить, что Финляндия 3 года назад вошла в ЕС – есть тесная граница с ЕС.

Россия в мировой экономике

В настоящее время Российская Федерация до сих пор играет роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг в мировой экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие потому, что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей. Если исходить из парадигмы «экономикс», в которой рассматривается наилучшее распределение ресурсов, то переход России к «высокотехнологичной» модели развития невозможен. Если же руководствоваться институционально-эволюционной теорией, в которой предприятия рассматриваются как развивающиеся и самообучающиеся организации, такие возможности еще есть. Политика государства должна быть направлена на стимулирование создания инновационно-активных российских вертикально-интегрированных корпораций. При необходимости государство должно само такие транснациональные корпорации (ТНК) создавать, в том числе – на основе частно-государственного партнерства.

Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международной космической станции), в области военно-технического сотрудничества