Экономико-географическое положение Хабаровского края

Хабаровский край входит в число крупнейших по размерам административно-территориальных образований РФ, расположен в центральной части российского Дальнего Востока. Территория края простирается с юга на север на 1 800 км, с запада на восток - на 125-750 км.

Расстояние от административного центра, до Москвы по железной дороге - 8 533 км, а по воздуху - 6 075 км.

Общая численность населения края составляет 1,9 млн. человек, средняя плотность - 2,2 чел/кв.км - одна из самых низких среди всех субъектов Федерации.

Хабаровск является главным и самым крупным городом на территории Хабаровского края.

Распределение населения по территории края крайне неравномерно: наиболее плотно заселена южная часть (Бикинский район - 11,8 чел/км2), наименее плотно - северная (Аяно-Майский район - 0,03 чел/км2). 78% населения проживает в городах и 22% - в сельской местности.

В настоящее время Хабаровский край включает в себя 236 муниципальных образований: 29 городских поселений, 188 сельских поселений, 2 городских округа (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), 17 муниципальных районов.

Наиболее крупные города: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре.

В экономике края ведущую роль играет промышленность (60% совокупного регионального продукта). Край вырабатывает 22% промышленной продукции всего Дальнего Востока и 1,2% промышленной продукции России. Основными отраслями являются машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов.

Удельный вес продукции лесного комплекса в общем объеме промышленной продукции края оценивается в 3%. Хабаровский край производит 44% всей деловой древесины, заготавливаемой на Дальнем Востоке, 35% пиломатериалов, 63% целлюлозы, 44% древесно-стружечных плит, 65% картона.

Основные предприятия комплекса сосредоточены в его южной и центральной частях и тяготеют к железнодорожным транспортным магистралям и морскому побережью.

В тоже время за последние 10 лет лесной комплекс края пережил серьезный спад: объем вывозки древесины сократился в 3,5 раза, производство пиломатериалов - в 11 раз, древесных плит - в 8 раз. Структура лесопромышленного производства края характеризуется крайне низким уровнем переработки древесного сырья. Круглый деловой лес (пиловочник, фанерный кряж и балансы) почти полностью направляются на экспорт. Это ставит экономику лесного комплекса в полную зависимость от конъюнктуры цен на зарубежных рынках, и, прежде всего, Японии.

Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которых Шантарские) - 3390 километров.

На побережье Татарского пролива выделяются удобные для сооружения портов акватории - залив Чихачева, бухта Ванино и особенно - уникальный комплекс глубоководных, хорошо защищенных и обширных бухт, образующих залив Советская Гавань. Этот залив, а также соседняя бухта Ванино, доступны для судов и в зимний период.

Для края характерна хорошо развитая речная сеть. Большая ее часть относится к бассейну Тихого океана (реки Амурского бассейна), меньшая - к бассейну Ледовитого океана (реки Ленского бассейна).

Территория края на севере отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо и американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону.

Хабаровский край имеет общие границы со всеми административными единицами Дальнего Востока или, по крайней мере, выходы к ним. На Западе он граничит с Амурской областью, на северо-западе-с Республикой Саха (Якутия), на севере – с Магаданской областью, на востоке-с Сахалинской областью, от которой его отделяют воды Татарского пролива, пролива Невельского и Амурского лимана, на юге- с Приморским краем и на юго-западе – с Китайской Народной республикой. Граница с Китаем проходит по реке Уссури, протоки Казакевичево, затем по Амуру. Протяженность ее составляет сотни километров. Граница Хабаровского края имеет выход в Тихий океан через Охотское море. Через основной морской порт Хабаровского края-Ванино осуществляются транспортно- экономические связи с Магаданской и Сахалинской областями. Экономико-географическое положение Хабаровского края очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отделенный от Центра России район, связи с которым очень затруднены: до сих пор единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, с другой стороны - это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира.

Основные ограничения развития Хабаровского края связаны с транспортными проблемами, вызванными недостаточно развитой системой внутриобластных коммуникаций. Следующий комплекс проблем связан с сильной зависимостью экономики региона от финансового положения одного предприятия - КНАПО. Также препятствует развитию региона значительная доля теневой экономики в структуре доходов населения. Перспективы развития Хабаровского края определяются усовершенствованием транспортной сети региона, сокращением зависимости от одного крупного товаропроизводителя путем диверсификации производства в машиностроении, развитием сельского хозяйства края для обеспечения продовольственной независимости от других регионов. Привлекательным для края направлением развития является рекреационная деятельность.