Экономическая характеристика Китая

Население

Китай - огромная страна, прочно удерживающая первое место в мире по населению, при этом КНР еще и многонациональная страна. Этнический состав: китайцы (хань) составляют 91,9%, помимо них в Китае проживает более 50 наций и народностей - чжуаны, уйгуры, хуэй, ицзу, тибетцы, мяо, манчжуры, монголы, буи, корейцы и другие. Верующие: даосисты, буддисты, мусульмане 2% - 3%, христиане 1% (официальная коммунистическая идеология проповедует атеизм, но многие люди, в том числе и китайский государственные чиновники придерживаются традиционных верований).

Некоторые факты о китайском населении:

Численность населения - 1 261 млн. человек (2000)

Рост населения - 0,9% (2000)

Городское население - 36% (2001)

Работоспособное население - 68% (2000)

Рождаемость - 16,12 на 1000 человек (2000)

Смертность - 6,73 на 1000 человек (2000)

Средняя продолжительность жизни - мужчин 69,6 лет, женщин 73,3 лет (2000)

Половая структура населения - мужчины 51,5%, женщины 48,5% (2000)

Расходы на образование - 2,3% от ВНП (1987)

Продолжительность среднего образование - 9 лет

Процент неграмотности - среди мужчин 9%; среди женщин 25%.

   Таблица 4.

Рождаемость и смертность в 1995 - 2000 гг. (на 1000 чел.)[5]

1995 1997 1996 1998 1999 2000
Рождаемость 17,78 16,52 17,01 15,73 15,1 16,12
Смертность 7,36 6,87 6,92 6,99 6,98 6,73

Коэффициент  младенческой смертности

52,1 37,9 39,6 45,46 43,31 28,92

От большинства стран мира Китай отличает преобладание доли мужчин (50,8%).

Этнический состав: китайцы (ханьцы) составляют 91,9%, помимо них в Китае проживает более 50 наций и народностей - чжуаны, уйгуры, хуэй, ицзу, тибетцы, мяо, манчжуры, монголы, буи, корейцы и другие. Верующие: даосисты, буддисты, мусульмане 2% - 3%, христиане 1% (официальная коммунистическая идеология проповедует атеизм, но многие люди, в том числе и китайский государственные чиновники придерживаются традиционных верований). Повторюсь, Китай многонациональная страна. Около 55 этнических меньшинств проживают на трех пятых всей территории страны. В местах компактного проживания самых крупных этнических меньшинств созданы автономии. В Китае представлены четыре главные языковые семьи: китайско-тибетская, алтайская, индоевропейская и австроазиатская. Наиболее широко распространен язык хань. Но надо заметить, в нем существуют три основных диалекта - пекинский (северный), чэндунский (верхнее Янцзы), нанкинский (южный). На Юго-востоке распространен диалекты ву, юэ, хакка. Вместе с китайцами-хань на одном с ними языке говорят маньчжуры и хуэй. Маньчжуры - потомки северных племен, вторгшихся в Китай в 17 в. и основавших собственную династию Цин. В наши дни почти полностью ассимилированы.

Сложность демографической ситуации отразилась на том, что в сельских районах где проживает 75% населения сложилась ситуация при которой страна, имеющая 7% мировой пашни кормит 24% населения мира. Сложной проблемой является перенаселенность деревни, в которой к настоящему моменту уже 1/3 всех рабочих семей является избыточной, что составляет примерно 210 млн. человек (1995 год ). В 1985 году эта цифра превысила 150 млн. человек, в 1990 году - 190 млн. человек, а к 2000 году - более 230 млн. человек (прогноз). Всего в сельском хозяйстве Китая занято более 400 млн. человек, а по числу занятых в промышленности Китай занимает первое место в мире.

Если в недавнем прошлом Китай по темпам и уровням урбанизации принадлежал к числу сильно урбанизированных стран, но после 1949 года постепенно начинает увеличиваться количество городского населения, за счет строительства новых промышленных центров.

Непрерывно расширяются ряды работников культурно-просветительских и художественных   организаций.  Количество высших художественных институтов выросло до 30 в 1998 г. Число средних художественных училищ выросло до 166 в настоящее время. Социалистическая система художественного образования по всем видами специальностей и  разным формам обучения  получает в стране  широкое  распространение.

Уровень медицинской науки быстро повышается, непрерывно усиливается контроль над медикаментами и санитарный надзор. Создана система медицинского страхования для рабочих и служащих в городах и поселках на основе общественного планирования и взносов частных лиц, причем сфера действия этой системы постепенно расширяется. Традиционная китайская медицина и фармакология, а также сочетание методов китайской и западной медицины развиваются совместно. Заметно снизился уровень заболеваемости многими инфекционными болезнями, эпидемии локализованы, усиливается работа медицины и здравоохранения в сельских районах, благодаря чему значительно улучшилось здоровье населения.

Общественные науки

Организации в области общественных наук в Китае подразделены на пять систем: Академия общественных наук, местные академии общественных наук, вузы, партийные школы, научно-исследовательские учреждения, подведомственные правительственным органам. Академия общественных наук Китая - высшее академическое учреждение и комплексный научно-исследовательский центр. Ей подведомственны 31 научно-исследовательский институт и несколько исследовательских центров, где работают специалисты, ученые разных профилей.

В последние годы местные центры общественных наук также получили быстрое развитие, во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения.

Факультеты общественных наук и гуманитарные факультеты вузов страны - важные научно-исследовательские базы общественных наук. Среди них многие помимо преподавания занимаются научно-исследовательской работой. При многих вузах учреждены специальные научно-исследовательские институты, их около 130.

Кроме того, центральные и местные учреждения, партийный школы, военные учебные заведения, кадровые школы, да также отдельные предприятия и учреждения имеют небольшие научно-исследовательские организации по общественным наукам и соответствующих работников, которые составной частью входят в когорту центров общественных наук.

Работники общественных наук Китая, сочетая теорию с практикой, ведя глубокие исследования, подготовили солидные научные труды о теории построения социализма с китайской спецификой, о социалистической рыночной экономике. Небывалые успехи достигнуты также в прогнозировании экономического и социального развития и контрмер, в теории строительства демократии и законности и связанных с ней практических вопросах. Заметны достижения в фундаментальных научных исследованиях, где опубликован ряд научных монографий высокого уровня.

   Таблица3.

Отраслевая структура занятости населения  (%)[6]

сельское хозяйство 71,2
промышленность 13,3
транспорт и связь 1,8
торговля и бизнес 3,9
финансы 1,3
услуги 5,2
строительство 1,8
Другие сферы 1,6

 

Отраслевая структура занятости населения Китая

Диаграмма 3. Отраслевая структура занятости населения  (%) ( на основе Таблицы 3)

Инфраструктура.

В 2005 г. госпредприятия, предприятия с государственным контрольным пакетом акций и коллективные предприятия дали 43,1% всей добавленной стоимости промышленности, остальные проценты пришлись на предприятия с иностранным участием и индивидуальные и частные предприятия.

   Развитие промышленности. 

Начиная с 1979 г. – года начала осуществления политики реформ и открытости, китайская промышленность сохраняет высокие темпы развития. В 2005 г. общая добавленная стоимость, созданная промышленными предприятиями государственной и негосударственной собственности с годовым товарооборотом не ниже 5 млн. юаней, составила 6642,5 млрд. юаней, общая прибыль – 1436,2  млрд. юаней, превышая аналогичные показатели предыдущего года соответственно на 16,4 и 22,6 процента. Сложилась ситуация синхронного повышения темпов, качества и отдач. С 1996 г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров Китай занимает первое место в мире.

   Машиностроение и автомобилестроение   

Машиностроение обеспечивает промышленные отрасли крупным комплектным оборудованием высокого класса, включая крупные газотурбины, крупные насосные агрегаты, атомные энергоблоки, трансформаторное оборудование сверхвысокого напряжения постоянного тока, крупное комплектное оборудование для металлургии, по выпуску химудобрений и нефтехимической продукции, оборудование для городского рельсового транспорта, новейшее оборудование для бумажной и текстильной промышленности. Машины и транспортное оборудование стали основными статьями экспорта Китая и в период 1996 — 2005 гг. удерживали первое место среди экспортных товаров страны. В 2005 г. экспорт механического и транспортного оборудования в стоимостном выражении достиг 290,6 млрд. долларов США, увеличившись на 8,4 процента против предыдущего года.

С 90-х гг. автомобилестроение как одна из опорных отраслей отечественной экономики получило стабильное развивитие. Производственная мощь увеличилась с 514 тыс. автомашин в 1990 г. до 2070 тыс. штук в 2000 г. В 2005 г. валовой выпуск машин составил 5705 тыс. шт., из которых насчитывается 3931 тыс. легковых и пассажирских машин, сбыт достиг 5918 тыс. шт., включая 3971 тыс. легковых и пассажирских машин. В Китае автомобили традиционно считались слишком роскошными и потому недоступными для простого народа потребительскими товарами. Но сегодня они стали широко входить в быт населения, в результате сбыт автомобилей стал самой динамичной составляющей розночной торговли.

Информатика стала первой опорной отраслью промышленности Китая. Теперь в стране создано около тысячи зон освоения высоких и новых технологий.

Космонавтика    Китай является одним из пяти мировых лидеров, способных своими силами вести испытание и запуск искусственных спутников Земли, и одним из трех владельцев технологиий возвращения космических аппаратов в мире. Он стоит в первых рядах мира по технологиям возвращения спутников Земли и запуска кассетных спутников с помощью одной ракеты-носителя, по производству ракет, выводу спутников на геостационарную орбиту, имеет современнейшие системы слежения и контроля за космическими полетами и многие другие важные наработки. Получены важные результаты в проектировании и использовании спутников дистанционного зондирования и спутников связи, а также в области пилотируемых космических полетов.

К концу 2005 г. суммарная скорость всех точек выхода в глобальную сеть Интернет в Китае достигла 100 тыс. Мбит/секунду, зарегистрировано 700 тыс. веб-сайтов и 1090 тыс. доменов с суффиксом CN, 49,5 млн. компьютеров подключены к Всемирной Паутине, общая численность пользователей Интернета увеличилась до 111 млн. человек, что вывело Китай на второе место в мире. В перечнях интернетовских услуг быстро развиваются сетевое обучение, сетевые банки и онлайневый бизнес с самыми разнообразными проявлениями – от торговых сделок, рекламы, новостной и видеоинформации, платной электронной почты, IP-телефонии, коротких сообщений, биржи труда вплоть до справочных услуг и виртуальных игр.

На основе инфраструктуры открытых ключей (PKI), созданной в рамках государственной программы «863», китайским ученым и специалистам численностью более чем 300 человек обошлось еще 3 года, чтобы воплотить в действие проект по созданию безопасной рабочей платформы для внутренних сетей государственных ведомств. В этой работе был сделан весомый прорыв в решении ряда ключевых проблем с гвоздями в медотике кодирования и шифрования, в основном построена система защиты информации и доверия при использовании сетей, что удовлетворило спрос на межведомственную мультимедийную передачу информации, общее пользование информационными ресурсами и унификацию правил пользования. 

Общая протяженность действующих скоростных автодорог Китая превысила 40 тыс. км, занимая второе место в мире; в стране действуют 1024 внутренние и 233 международные авиалинии.

Шоссейные дороги.   

Шоссейные дороги неизменно рассматриваются правительством как одно из приоритетных направлений в строительстве инфраструктуры страны. На конец 2005 г. общая протяженность действующих шоссейных дорог достигла 1,93 млн. км, включая 41 тыс. км скоростных автодорог, по этому показателю Китай вышел на второе место в мире. Китай приходится лишь 6 процентов протяженности мировых железных дорог, но он выполняет 25 процентов железнодорожных перевозок всего мира. Поэтому неудивительно, что Китай лидирует в мире по объему и темпам роста железнодорожных перевозок и по эффективности пользования средствами транспортировки.

Морские порты.   

Портовое строительство в приморских районах Китая предназначено главным образом для удовлетворения потребностей в перевозках угля, контейнеров, импортной железной руды и зерна, для погрузочно-разгрузочных операций между материком и островами, стыковки с глубоководными морскими фарватерами и другими системами перевозок. При этом особенно активно ведется строительство системы контейнерных перевозок. В портах Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Шанхай, Нинбо, Сямэнь и Шэньчжэнь построено множество глубоководных контейнерных причалов, в результате эти порты превратились в важные узлы контейнерных перевозок страны