Экономическое развитие регионов России

Развитие Северного экономического района

Северный экономический район (СЭР) занимает менее 9% территории России, что составляет около 1.5 млн. км2. В состав района входят республики Карелия и Коми, а также Архангельская, Мурманская и Вологодская области.

Ведущую роль в экономике района играют промышленность (черная металлургия, топливная и химическая промышленность) и отрасли, производящие услуги. Рыночная специализация СЭР в настоящее время определяется развитием топливно-энергетического, металлургического, лесохимического и рыбохозяйственного комплексов, морского транспортного комплекса, а также развитием отдельных отраслей сельского хозяйства (льноводство, молочно-мясного скотоводства). Большое значение для межрегиональных и внешних связей региона имеет инфраструктура железнодорожного, автомобильного, речного и авиационного, а также трубопроводного транспорта. [1]

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает добычу угля, нефти, природного газа и газового конденсатора, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии.

Химическая промышленность развивается на базе использования огромных местных запасов фосфорного сырья – адаптитов, а также местного природного газа т утилизации отходов черной и цветной металлургии.

Становление рыночных отношений в СЭР сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике. Стратегия развития региона, в настоящее время определяемая межрегиональными и внешними поставками сырьевых ресурсов, в ближайшей перспективе будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки полезных ископаемых.

Важные предпосылки успешного развития Северного района заключается в наличие крупного военно-промышленного потенциала. Долгосрочная стратегия российских нефтяных компаний включает планы совместного строительства магистрального нефтепровода от западно-сибирского Сургута до Мурманска.

На территории СЭР продолжает формироваться крупный Тимоно-Печорский топливный комплекс в составе нефтегазового комплекса на северо-западе Республики Коми. Другим развивающимся территориальным комплексом является Кольский горнодобывающий в Мурманской области.[2]

Развитие Северо-Западного экономического района

Северо-западный экономический район (СЗЭР) занимает площадь, составляющую около 1,2% территории России, и является самым маленьким районом страны. В него входят Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области.

Рыночная специализация Северо-запада в настоящее время определяется развитием комплексов обрабатывающих отраслей промышленности, а также отраслей, производящих услуги транспортные, торговые, банковские и др. Доля сельского хозяйства составляет около 10%, она специализируется на пригородном хозяйстве, льноводстве и молочно-мясном скотоводстве.

Лидирующей является пищевая промышленность в таких регионах, как Псковская и Новгородская области. В машиностроительном комплексе выделяют отрасли транспортного машиностроения, особенно судостроение, станкостроения, производство энергетического и электротехнического оборудования, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения и приборостроения.

Направления структурных изменений в зозяйстве СЗЭР в первую очередь связаны с решение таких проблем, как: развитие конверсии обот\ротного производства; усиление связей  с другими регионами России и зарубежными странами; реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоемких и  энергоемких отраслей в пользу производства наукоемкой продукции и товаров народного потребления; улучшение экологической обстановки; развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса.

К началу XXI столетия инвестиционный климат в СЗЭР оценивался экспертами как благоприятный, имеющий максимальный потенциал и минимальный риск в Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, что ставит в особо выгодные условия экономику северной столицы. [3]

Развитие Центрального экономического района

Центральный экономический район (ЦЭР)  занимает 3% площади России.

В ЦЭР развита промышленность: машиностроение, электроэнергия, легкая, пищевая, химическая промышленность, промышленность строительным материалов.

Среди сельского хозяйства – овощеводство, картофелеводство, молочно-мясное животноводство, льноводство (на севере), зерноводство (на юге).

Среди сферы услуг развиты: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, авиатранспорт, рыночная инфраструктура (в том числе банки), услуги культуры и искусства.

Сложившаяся в ЦЭР отраслевая специализация наиболее полно отвечает хозяйственным потребностям района.

Сейчас Центр требует структурных изменений в экономике в пользу отраслей, обеспечивающих производство пользующихся спросом наукоемких изделий, товаров народного потребления, высокотехнического оборудования.

В перспективе важнейшие целевые задачи народнохозяйственного комплекса ЦЭР таковы: эффективное использование научного, кадрового и производственного потенциалов; развертывание экспортных и импортозаменяющих производств; создание совместных с инофирмами предприятий; проведение в отсутствии собственной минерально-сырьевой базы радикальной ресурсо-, энерго-, природосберегающей политики.

В числе важнейших намечаемых мероприятий по оздоровлению экономики региона: реконструкция легкой промышленности; формирование туристического комплекса; реализация программ развития оборонного комплекса, в частности авиакосмического комплекса; обеспечение бесперебойного функционирования Московского транспортного узла; проведение эффективной политики занятости.

Развитие Волго-Вятского района

Волго-вятский экономический район (ВВЭР) относится к числу небольших по площади районов и занимает 1.6% ее территории.

В регионе развита промышленность: машиностроение, химическая и лесная, а также пищевая промышленность. Машиностроение играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая выпуск 2/5 промышленной продукции. Ведущие отрасли – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, самолетостроение, приборостроение, радиоэлектроника, электротехника.

После машиностроения второй по значимости отраслью является химическая и нефтехимическая промышленность. Район занимает лидирующие позиции в стране по выпуску минеральных удобрений, аммиака, красителей, синтетических смол.[4]

Также отрасли районной специализации – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Очень развит топливно-энергетический комплекс, комплексы пищевой и легкой промышленности.

Среди сельского хозяйства – зерноводство, льноводство, молочно-мясное животноводство.

ВВЭР имеет благоприятные предпосылки экономического развития: сложившийся индустриальный потенциал; многоотраслевой АПК; разветвленная сеть транзитных и внутренних железных и автомобильных дорог, водных путей и трубопроводов.

В перспективе можно ожидать увеличения доли отраслей, производящих товары народного потребления: машиностроения, легкой и пищевой промышленности.

Также в районе предстоит осуществить глубокую конверсию оборонного комплекса с переводом на гражданские нужды.[5]

Развитие Центрально-Черноземного экономического района

Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР) – один из самых небольших экономических районов в РФ – занимает 1% ее территории. В состав ЦЧЭР входят пять областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская. 

В регионе развита черная металлургия, электроэнергетика, химическая, пищевая промышленность. Среди сельского хозяйства: зерновое хозяйство, свекловодство, выращивание подсолнечника, мясомолочное животноводство.

Положительную динамику развития ведущих отраслей экономики ЦЧЭР определяют следующие условия: наличие рентабельных маталлургических производств и высокоэффективной железорудной базы; потенциальная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предприятий авиастроения и радиоэлектроники; благоприятные природно-климатические условия.

В настоящее время в основном определились приоритеты развития ведущих отраслей экономики ЦЧЭР. Основной задачей является обеспечение инвестирования проектов, связанных с развитием и реконструкцией экономики региона.

В машиностроении, химии и в других отраслях перспективной является переориентация предприятий  на обслуживание проектов финансово-промышленных групп.

Инвестиционный климат оценивается наиболее высоко для белгородской области, как имеющий средний потенциал и минимальный риск. Для других областей инвестиционный климат оценивается как имеющий низкий потенциал и умеренный риск.

Развитие Поволжского экономического района

Поволжский экономический район (ПЭР) занимает чуть больше 3% территории.

В структуре промышленности главным является машиностроение и отрасли ТЭК. К основным отраслям специализации может быть также отнесена химическая промышленность, тесно связанная с добычей нефти и природного газа. Среди дополнительных отраслей специализации ПЭР следует выделить пищевую, а том числе рыбную, промышленность и производство строительных материалов.

Агропромышленный комплекс занимает в районе одно из ведущих мест и специализируется на межрегиональных рыночных поставках ценных твердых сортов пшеницы, риса, мяса, молока, шерсти и т.д. Также в регионе развито рыболовство.

ПЭР обладает рядом преимуществ, характерных для высокоразвитых, густонаселенных и хозяйственно освоенных регионов: значительным природно-ресурсным потенциалом (топливно-энергетическим, земельным, водным), сочетающимся с наличием многоотраслевой производственной базы и квалифицированных трудовых ресурсов. 

В числе приоритетных направлений развития экономики ПЭР: повышение конкурентоспособности машиностроения; интенсификация добычи и переработки углеводородного сырья на основе технологий, увеличивающих извлечение остаточных запасов этих ресурсов и глубину нефтепереработки; изменение ассортимента химической продукции; реконструкция АПК; кардинальное оздоровление экологической обстановки.[6]

Развитие Северо-Кавказского экономического района

Северо-Кавказский экономический район (СКЭР) занимает площадь 355 тыс. км2 (2% территории России).

Ведущие структурообразующие отрасли в современном промышленном комплексе СКЭР: топливная и электроэнергетическая (электроэнергетика, угольная промышленность, добыча нефти и газа, нефтепереработка), машиностроение, пищевая промышленность т нефтехимия. Из других отраслей необходимо отметить развитие в районе цветной металлургии, добыча медной руды.

Агропромышленный комплекс – многоотраслевой комплекс, основной задачей которого является продовольственное товарное обеспечение регионов России. Производится молоко, мясо, зерно, овощи, свекла, чай, цитрусовые и т.д.

Развит транспортный комплекс, ведущая роль которого принадлежит железнодорожному, морскому, автомобильному и трубопроводному транспорту.

Северный Кавказ имеет благоприятные условия для формирования на его территории крупнейших в стране продовольственной и курортно-рекреационной баз.

В перспективе актуальным для данного региона станет решение проблем интенсификации АПК, развития топливной и горнодобывающей отраслей промышленности, курортно-рекреационного хозяйств.

Развитие Уральского экономического района

Уральский экономический район (УЭР) имеет площадь 824 тыс. км2 (4,8% территории России).

Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и машиностроительного промышленных комплексов.

Черная металлургия – первая по значению и старейшая отрасль. Здесь представлена добыча железной руды, выплавка стали и чугуна, производство готового проката.

Топливно-энергетический комплекс Урала – один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири.

Развита химическая промышленность.

Транспортное значение Урала определяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России.

Сельское хозяйство: зерновое хозяйство, мясомолочное животноводство, овцеводство (на юге).[7]

Также развит железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и рыночная инфраструктура (банки, биржи).  Развитие сферы услуг и инфраструктурных отраслей, в том числе по оказанию транспортных и услуг связи, юридических, финансово-кредитных, страховых и консалтинговых, имеет на Урале важное значение для подъема его экономики. Уже в настоящее время регион занимает второе место в России по количеству и значимости региональных банков, здесь высокими темпами расширяется рыночная инфраструктура (товарные и фондовая биржа, инвестиционные и страховые компании).

Многоотраслевые промышленный, транспортный и аграрный комплексы Урала определяют благоприятные предпосылки его перспективного социально-экономического развития при условии решения сложных проблем реструктуризации хозяйства и экологической безопасности населения.

Развитие Западно-Сибирского экономического района

Западно-Сибирский экономический район  имеет площадь 2,43 млн. км2 (14% территории России).

Здесь развита топливная, химическая промышленность, черная металлургия. Западная Сибирь имеет общероссийское и мировое значение благодаря добыче, транспортировке и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов.

Сегодня Западная Сибирь стала не только основной энергетической и сырьевой базой страны, но и фундаментом финансовой устойчивости и платежеспособности государства. Важным представляется также сохранение научного и высококвалифицированного кадрового потенциалов района, сосредоточенных в его научно-производственных центрах – Новосибирске и Томске.

Перестройка экономики района с целью создания эффективного, комплексно развитого, социально ориентированного хозяйства представляет сложную проблему, для решения которой потребуются: развитие обрабатывающих производств; дальнейшее развитие производственной, транспортной и рыночной инфраструктур; интенсификация геологоразведочных работ, направленных на обеспечение развития добывающих отраслей; техническое перевооружение изношенной производственно-технической базы промышленности и всего хозяйства.[8]

Развитие Восточно-Сибирского экономического района

Восточно-Сибирский экономический район имеет общую площадь 4,1 млн. км2, что составляет 1/4 всей территории России.

В регионе развита электроэнергетика, цветная металлургия, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Стоит отметить, что  электроэнергетика Восточной Сибири одна из самых мощных в стране.

Топливная промышленность находится на стадии формирования и реконструкции, что объясняет снижение ее удельного веса в экономике района.  Цветная металлургия, безусловно, самая приоритетная отрасль в Восточной Сибири, обеспечивающая району большую часть бюджетных доходов.

Химическая и нафтехимическая промышленность развивается в Восточной Сибири на базе переработки углеводородного сырья, древесины, поваренной соли, а также ядерных материалов. Ее удельный вес в промышленности района за последнее время стабилизировался.

Машиностроительный комплекс развивается в Восточной Сибири в условиях высокого уровня издержек и оттока высококвалифицированных кадров, что накладывает определенные ограничения на его масштабы и специализацию. С учетом прогнозируемых региональных рынков ведущими направлениями развития и структурной перестройки машиностроительного комплекса являются: производство машин и технологического оборудования для ТЭК и первичной переработки различных видов природного сырья: леса, руд, металлов и др., а также производство машин и оборудования для сельского хозяйства.

Агропромышленный комплекс относительно невелик и сосредоточен в южной части района, где для этого имеется необходимая природно-климатическая база.

Сельское хозяйство представлено зерновым хозяйством (на юге), овцеводством (на юге).

Сфера услуг: морской транспорт, железнодорожный транспорт, речной транспорт.

Современный уровень развития и структуры промышленности Восточной Сибири не отвечает ее ресурсным возможностям и требованиям рыночной экономики. Структурная перестройка промышленности Восточной Сибири, очевидно, будет идти по-разному для различных групп отраслей. Добывающие отрасли, обладая возможностями маневра между внутренним и внешним рынками, способны развиваться за счет собственных средств или привлекаемых на конкурсной основе инвестиций. В эту группу входят добыча нефти и газа, цветных и редкоземельных металлов. Вторая группа отраслей, включая переработку восточно-сибирского сырья, - нефтехимия, лесопереработка, - должна сыграть роль точек роста современной рыночной экономики, что требует государственной поддержки. Третья группа – потребительский комплекс (отрасли машиностроения, производство строительных материалов), ориентируется, главным образом, на региональный спрос и отчасти на другие российские рынки.

Развитие Дальневосточного экономического района

Дальневосточный экономический район – самый крупный экономический район в стране, занимающий 1/3 территории всей страны.

Здесь развита промышленность: топливная, цветная металлургия, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

Сельское хозяйство представлено зерновым хозяйством (на юге), рыболовством и добычей морского зверя, оленеводством.

Сферы услуг: транспортный комплекс, рыночная инфраструктура.

Основные задачи экономического и социального развития Дальнего Востока на перспективу связаны со снижением топливно-энергетического дефицита, преодолением депрессии в отраслях специализации, развитием транспортной инфраструктуры и закреплением новых экономических отношений.

Задачи развития обширного, протяженного в направлении на север и северо-восток Дальнего Востока специфичны для отдельных его регионов, которые можно разделить на две зоны: южную и северную.

В южной зоне в перспективе будет усиливаться развитие обрабатывающих отраслей в лесном, рыбном и топливном промышленных комплексах, увеличится структурный вес отраслей машиностроения, обслуживающих секторы основной специализации экономики, значительно расширится и уплотнится транспортная инфраструктура.

Основные предпосылки социально-экономического развития северной зоны Дальнего Востока связаны с использованием ресурсов ее минерально-сырьевой базы, с одновременным формированием добывающе-обрабатывающих этажей промышленности цветных и благородных металлов.  

Развитие Калининградской области

Калининградская область занимает всего 15,1 тыс. км2 (менее 0,1% площади России).

Промышленный и транспортный комплексы – приоритетные, обеспечивают основные поступления бюджетных и коммерческих доходов. Агропромышленный и курортно-рекреационный комплексы развиты на данном этапе значительно слабее своего потенциала.

Отрасли специализации Калининградской области – рыбная (пищевая), ТЭК, машиностроение и лесной комплекс. Наиболее динамично развивается рыбная и легкая отрасли промышленности.

Выигрышные экономические факторы: наличие мощного портового хозяйства, наземной транспортной инфраструктуры и развитой производственной базы в промышленности и АПК. Это позволяет области реализовать проект формирования свободной экономической зоны, включая вариант создания нескольких локальных зон свободного предпринимательства.

Для этой области необходимо решить актуальные экономические проблемы, связанные с независимостью энергообеспечения, развития эффективных транспортных коммуникаций с другими регионами страны, техническим перевооружением отраслей хозяйства и т.д.[9]