Этапы развития экономики Казахстана

1. Животноводческо-кочевая экономика (до сер 19в)

2. Зарождение рыночной экономики (сер 19 кон 1920г. г. )

3. Плановая экономика (кон 1920х-нач 90-х)

4. Возврат к рыночной экономике (нач 90-х г. г 20в-по наши дни)

С исчезновением Советского Союза распалось единое хозяйство огромной страны. Ослабли и прервались связи между предприятиями разных республик. Остановились многие заводы. Становление экономики нашей страны после распада СССР проходило в 3 этапа:

1. разгосударствление и приватизация

2. создание благоприятных инвестиционных условий. реформирование экономики Казахстан получил независимость в условиях жесточайшего кризиса. Именно поэтому главной задачей в новых условиях стало постепенное построение эффективных рыночных механизмов, позволяющих стабилизировать финансовые и кредитные системы, снизить темпы падения уровня производства. Главным направлением экономической реформы стали либерализация экономических отношений, изменение форм собственности на основе приватизации, развитие предпринимательства, широкое привлечение иностранных инвестиций. Стабилизация финансовой системы стала возможной в результате введения в ноябре 1993 г. национальной валюты – тенге и ужесточения денежно-кредитной политики.

В результате удалось снизить уровень инфляции уже в 1995 г. до 4% в месяц. К концу 1996-началу 1997 года началась стабилизация экономической системы, существенно снизились темпы падения промышленного производства. Начавшаяся стабилизация экономической ситуации, к сожалению, не стала определяющей тенденцией развития. Виной этому стал мировой экономический кризис, охвативший в середине 1998 г. и ближайших соседей Казахстана, в первую очередь, Россию. Многократное падение курса рубля по отношению к доллару при сохранении действующих рублевых цен привели к резкому удешевлению российских товаров на казахстанском рынке. Пытаясь поддержать местных товаропроизводителей, правительство пыталось ограничить импорт, а затем вынуждено было пойти на девальвацию тенге. В нарастании кризисных явлений сыграли свою роль и снижение мировых цен на нефть – основную статью экспорта Казахстана. Кроме того, резко сократились поступления в бюджет от приватизации, так как основные интересующие инвесторов объекты были распроданы в 1993-1997 гг. В связи с этим основной задачей правительства на данном этапе стала помощь отечественным товаропроизводителям, пополнение бюджета, сокращение расходов государства. Тем не менее, кризис 1998 года в Казахстане был не столь глубоким, как в России, да и вышла страна из кризиса быстрее.

В определенной степени Казахстану помогли более "новые" основные фонды. Падение ВВП в 1998 году составило в Казахстане 2%, а в России - 5%, промышленное производство упало на 2, 5% против тех же 5% в России. Более быстрый и менее болезненный выход из кризиса во многом предопределил более высокую динамику инвестиций в экономику Казахстана. Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с существенными дополнениями и изменениями. В настоящее время в рамках официальной помощи развитию Казахстан развивает финансовое сотрудничество с целым рядом международных финансовых, экономических организаций (МФЭО), таких, как МВФ, МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и правительствами стран-доноров – Японии, США, ФРГ и т. д. В течение последних лет наблюдаются высокие темпы экономического роста. За 1999-2003 годы рост совокупного валового внутреннего продукта республики составил более 50%, что позволило стать Казахстану одним из мировых лидеров по темпам развития экономики.

За этот период экономика Казахстана росла в среднем на 8, 9% в год, что заметно выше темпов роста ряда стран СНГ и Восточной Европы, как Россия - 7, 1%, Украина - 5, 3%, Венгрия - 4, 4%, Румыния - 3%, Польша - 2, 7% и т. д. Если в 1995 году ВВП Казахстана составлял в стоимостном выражении около 90% от совокупного ВВП других стран Центральной Азии, то на сегодня он более чем в два раза его превосходит. В 2003 году экономика продолжала развиваться высокими темпами и по предварительным данным рост реального ВВП Казахстана в 2003 году составил 9. 1%. Рост реального ВВП сопровождался также ростом доходов на душу населения. Если в 1993 г. среднедушевой доход составлял 697, 6 долл. США, то в текущем году он приблизился к 2000 долл. США и увеличился за 10 лет почти в 3 раза. Структура экономики Казахстана приближается к современной рыночной структуре с преобладанием сектора услуг и снижением доли сельского хозяйства. Так, доля товаров в 2002 году в ВВП составила 43, 8%, а услуг - 49, 1%. Одновременно с этим доля сельского хозяйства снизилась с 34% в 1990 году до 8% в 2002 году, доля строительства с 12% до 6, 3%. Удельный вес промышленного производства вырос с 27, 1% в 1991 году до 29, 5% в 2002 году. Несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском пространстве перешла от государственной 'солидарной' к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон 'О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан.

Накопительная пенсионная система, формируется на трех уровнях: государственном, обязательном индивидуальном и добровольном, что предусматривает наличие: - базовых пенсий, призванных обеспечить материальный минимум граждан при достижении установленного пенсионного возраста; - трудовых (страховых) пенсий - за счет накоплений обязательных отчислений граждан; - добровольных пенсий - за счет добровольных взносов работающих или их работодателей. Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. С 2002 года в республике действует новый Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

Активные приватизационные процессы в начале 90-х годов создали в стране базу для становления и развития малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса в республике стало одним из индикаторов успешного формирования экономики. В структуре ВВП на начало 2003 года доля малых предприятий составила 19, 9% или увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 1998 годом. Доля малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов Казахстана неуклонно возрастает и в 2003 году достигла 93, 3% (для сравнения - в 1998 году 86, 6%). Становление и развитие банковской системы Казахстана можно условно разделить на пять этапов.

Первый этап (1988-1991 гг. ),

Второй этап (1992-1993 гг. ),

Третий этап (1994-2004 гг. ),

Четвертый этап (2004-2008 гг. )

Пятый этап – с 2008 года. 81% активов всего банковского сектора сконцентрировано в 7 крупнейших банках.

Из них выделяются три крупнейших банка (более половины активов сектора), сохраняющих лидирующие позиции на протяжении более 5 лет. Это Kazkommertzbank, АО «БТА банк» и АО «Народный сберегательный банк Казахстана») с долей провизий всего 19%. Кроме частных банков, в Казахстане существенную роль в кредитовании экономики играют государственные институты развития. Государство осуществляет управление институтами с помощью управляющих компаний: АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» - в агропромышленном комплексе и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» - в остальных секторах экономики. Созданный в 2001 году Банк развития Казахстана - один из главных проводников государственной инвестиционной политики, финансирующий проекты в приоритетных несырьевых отраслях промышленности, а также инфраструктурные проекты. В целях стабилизации финансового сектора в начале 2009 г. правительством Казахстана было принято решение о входе в акционерный капитал 4-х системообразующих банков. Таким образом, на данный момент государство контролирует почти четверть банковского сектора. Фактически национализированными оказались два банка, допустившие дефолт по своим обязательствам – БТА и Альянс банк. По оценкам подавляющего большинства экспертов Казахстан в плане реформ является самым динамичным государством среди стран СНГ, а привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику является стратегическим ориентиром экономической политики государства. Несмотря на мировой финансовый кризис, интерес инвесторов к Казахстану остается высоким.

С началом мирового финансового кризиса и закрытием доступа к международным источникам капитала банковская система Казахстана была подвергнута серьезному испытанию. Переход кризисных симптомов на реальный сектор экономики привел к снижению деловой активности, недостатку ликвидности, замедлению экономического роста. Вместе с замедлением экономики снизилось и инфляционное давление. Это позволило Национальному Банку перейти от жесткой антиинфляционной политики в сторону умеренной денежно-кредитной политики, обеспечивая стабилизацию в банковской системе, предоставляя ликвидность через инструменты открытого рынка и стабилизацию курса национальной валюты. Осознавая стратегическую роль прямых иностранных инвестиций, в 1998 году в Казахстане был создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. С этих пор диалог с инвесторами ведется на высшем уровне, благодаря чему на текущий момент достигнуты договоренности между Правительством Республики Казахстан и крупными иностранными инвесторами по привлечению дополнительных средств и реализации совместных проектов в объеме 23 млрд. долларов США с партнерами из Китая, Южной Кореи, России и Франции. 1 февраля 2010 года высшее руководство Казахстана приняло стратегический план развития страны до 2020 года.

Это документ - один из основополагающих в системе государственного стратегического планирования в республике, претерпевшей кардинальные изменения в прошлом году. Первым шагом по подготовке к посткризисному развитию казахстанское правительство считает восстановление благоприятного делового климата. В связи с этим, будет разработан блок реформ, который упростит регистрацию и аккредитацию бизнеса, получение разрешений, лицензий, сертификатов, а также улучшит возможности получения консультаций. Упрощение административных процедур снизит временные и финансовые издержки для местных и иностранных бизнесменов. В настоящее время разрабатывается комплекс новаторских реформ в сфере внешней торговли – будут значительно сокращены количество досмотров грузов и время оформления таможенного оформления. В качестве приоритетных отраслей для развития рассматриваются переработка сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, переработки нефти, металлургическая, химическая и фармацевтическая промышленность.