Этноэлиты в межнациональных конфликтах

Актуальность исследования проблем предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов в последние десятилетия не вызывает сомнения ни отечественных, ни за рубежных учёных. Межэтнические конфликты в Великобритании, Испании, Франции, на Ближнем Востоке и т.д. тому подтверждение. По данным Стокгольмского института исследования мира, более две трети насильственных конфликтов, произошедшие в 90 гг. XX в., были межэтническими. Общественные перемены, происходящие в обществе, всегда отражаются на межэтнические взаимоотношения, порождая порою противоречия, конфликты, часто сопровождающиеся столкновением и насилием.

Такая ситуация имела место в Российском Северном Кавказе. Во многих случаях роль этноэлит, так называемых национальных лидеров, здесь также сказывается. Наша задача заключается в выявлении роли этноэлит в межэтнических конфликтах в данном регионе. Для этого нужно прояснить вопрос: что такое этноэлита? Мы исходим из следующего определения, согласно которому этноэлита - то привилегированная, политически господствующая группа лиц из числа того или иного этноса, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Составляя меньшинство в обществе, она располагает значительными ресурсами власти, влиянием и финансированием, способными транслировать её собственный выбор зависимых от неё рядовых граждан. В последнее время власть и общество в России были вынуждены обратить внимание на межнациональные и межрелигиозные конфликты, возникающие с опасной частотой, практически на всей ее территории, и особенно на Северном Кавказе.

Главной причиной этого, мы считаем, является распад СССР, разрыв единого экономического пространства, ослабление социокультурных связей, обострение противоречий внутри СНГ, а также ослабление власти в России. Анализ основных тенденций развития идей и ценностей этноэлит, соотношение взглядов, оценок различных правящих группировок между собой и с мнением рядовых граждан, является важным источником познания того, какую роль элиты играют в обществе, обладают ли они необходимой квалификацией, задают ли стратегию и тактику модернизации региона, страны или они только, находясь "наверху", пользуются временными благами. Достаточно изучить, затянувшиеся грузино-абхазский, грузино-юго-осетинский, осетино-ингушский, приднестровско-молдавский конфликты и конфликт в Чечне, чтобы придти к пессимистическим выводам об однозначной позитивной роли этноэлит. В условиях доминирования сепаратизма как, например, в ряде регионов России и Закавказья, функционирования межэтнических конфликтов, этнические элиты обладают реальными условиями прийти к власти. Они могут влиять на массы, электризовывают националистической риторикой, опираются на традиционные институты и представления, а также на невысокую политическую культуру населения.

В национальных республиках Северного Кавказа прослеживается сильное влияние местных этнических элит на процесс развития и эскалации региональных конфликтов. Особое влияние на политическую жизнь Северного Кавказа оказывают этнические общественно-политические объединения, казачество, религиозные организации, поскольку именно они обладают серьёзными ресурсами влияния на уровень социально-политической напряженности в регионе. Во многом именно эти организации вступают в конфликт между собой за раздел сферы влияния, способствуют радикализации населения и формирования у него конфронтационной психологии. Федеральным органам власти необходимо обратить серьезное внимание на опасность обострения межнациональных и межрелигиозных отношений. Нельзя допускать, чтобы возникающие конфликты перерастали в противоборство. Эти конфликты нельзя гасить только силами правопорядка. Здесь нужна продуманная совместная с различными социальными группами, кланами разъяснительная и воспитательная работа. Важно не следовать за конфликтами, а упреждать их. Эта большая теоретическая и практическая работа, требующая реализации интеллектуальных и миротворческих ресурсов в регионе, что далеко не всегда достигается.

Для осуществления такой работы, как нам представляется, в каждом российском субъекте на Северном Кавказе, могли бы быть соответствующие центры, поддерживаемые государством. Надо отметить, что региональные этноэлиты это хорошо понимают, но этому не способствуют. Для них важно сохранения своих привилегий, сохранения власти и доступа к ресурсам. Вместе с тем было бы неверно не отметить позитивную роль этноэлит в сохранении политической стабильности в регионе, как это имеет место, в Чеченской Республике, Республике Адыгея, Республике Калмыкия.

И этот вопрос также требует детального изучения. Сегодня в России необходимо создать целевые государственные программы общефедерального и регионального уровня, нацеленные на выявление болевых точек проблем межнациональных проблем, и механизмов их решения. Государственная национальная политика России не должна быть слепой, здесь необходим зрячий, конкретный подход с учетом общих и частных вопросов. В данном контексте важно объективно оценивать роль этноэлит, которая, как нам представляется, носит противоречивый характер.