Безработица молодежи

Молодёжь (в дальнейшем молодые люди) уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Молодежь в возрасте 21-24 лет – это люди, завершающие или завершившие, в основном, профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка молодежи, уволенных из организаций независимо от их организационно- правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Таким образом, понятие безработного включает в себя пять признаков:

1. Трудоспособность

2. Наличие трудоспособного возраста

3. Постоянное проживание на территории Российской Федерации

4. Отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы

5. Регистрация в качестве безработного в государственной службе занятости.

Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позволяет гражданину считаться безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.

Безработица – явление подвижное, текучее, изменяющееся. Одни отряды работников увольняются и пополняют армию безработных, другие покидают ее и вовлекаются в сферу занятости, третьи по тем или иным причинам вообще не покидают рынок труда. Организация занятости постепенно вышла в разряд первоочередных проблем.

Безработная молодёжь - трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в государственной службе занятости.

Занятость населения - это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и др. Этот показатель рассчитывается как коэффициент занятости, который представлен в виде относительной величины - отношение численности лиц, занятых во всех сферах хозяйственной, управленческой, образовательной и иной деятельности, к численности всего трудоспособного населения.

Итак, безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающего работать населения.

Условно всех безработных граждан можно разделить на две категории.

К первой относятся все безработные, нуждающиеся в социальной помощи и защите в области занятости, во – вторую категорию входят безработные, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы.

Деятельность - процесс, побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

В создании полидисциплинарного понятия деятельность в XX в. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная трудовая деятельность. «В конце процесса труда, — как вполне правомерно отмечает К. Маркс, — получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю» (Маркс К. Капитал. Изд. полит. лит., 1978, с. 189). Все виды и формы деятельности так или иначе исторически производны из труда и поэтому имеют ту же принципиальную структуру. Преобразуя природный или социальный предмет, человек всегда руководствуется идеальными представлениями о результате своей деятельности. Свои действия он подчиняет той цели, которая была выработана им в сознании (мышлении) еще до этих реальных действий в качестве их возможного результата, выраженного в идеальном представлении. В английском языке русское слово деятельность звучит как activity, — поэтому любой вид практической или познавательной энергии человека называется activity. Однако не все проявления жизненной энергии или активности человека могут быть отнесены к его деятельности, — подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.

А. Леонтьев разработал оригинальную общепсихологическую теорию деятельности, согласно которой целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности, мотивы, задачу, средства (решения задачи), действия, операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией)

Таким образом деятельность - процесс, побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

Ситуация, складывающаяся среди российской молодежной безработицы в последние годы, являются достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий поиска работы среди молодежи. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 21 до 24 лет в настоящее время приходится более одной пятой общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %. Современная молодежь как социальная группа, с одной стороны, характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями и технологиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма; с другой стороны общими проблемами, связанными с «жизненным стартом», – получением образования, началом трудовой деятельности, созданием семьи, профессиональным ростом. В силу этого, своеобразие молодежи, как социальной группы порождает ее уязвимость в широком смысле слова [58, c. 236].

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства.

С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой стороны – реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои права и социальные гарантии.

Продуктивность работы Центра занятости населения в полной мере зависит от положения на рынке труда.

«Рынок труда – по мнению доктора экономических наук А. Котляра – представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, которая за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационных разрезах. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых – в заработной плате» [19, c. 17]. Рынок труда может быть открытым и скрытым.

Открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех сферах экономики [19, c. 18].

Скрытый рынок – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства [19, c. 18].

Функционирование рынка труда определяется:

во-первых, совокупностью экономических отношений между спросом и предложением на рынке труда;

во-вторых, местом пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

в-третьих, взаимоотношением сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников предприятия[12 c. 113].

Особенность положения молодежи на российском рынке можно определить рядом факторов [23, c. 80]:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация, о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 31,5% безработной молодежи выпускники высших учебных заведений. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные кадры часто меняют специальность, что может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды.

Необходимо также отметить причины, по которым молодёжь остается без работы и ей присваивается статус безработного на протяжении длительного времени.

1. Заниженная самооценка. Молодые люди не уверены в своих возможностях в поиске работы. Страх перед трудностями, связанными с поиском работы.

2. Незнание законов в момент поступления и в момент увольнения, а также в процессе поиска работы.

3. Пребывание в состоянии стресса и медленное погружение в депрессию.

Молодые люди 21 – 24 лет, это категория граждан завершивших профессиональную подготовку, а также отслуживших в армии. Также данная группа достаточно уязвима на рынке труда, вследствие отсутствия социального опыта. Это обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формирует завышенные требования к будущему рабочему месту как сточки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути [7, c. 99].

Возникает противоречие между оценкой работодателем – молодого начинающего работника и самооценкой молодого человека, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства.

Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными лицами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные предприниматели [14, c. 254].

Наемные работники – свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального производства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности и др.) [14, c. 213].

Молодые люди, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин, лиц предпенсионного возраста), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.

Основными причинами низкой востребованности молодых специалистов на рынке труда являются несоответствие профессиональной подготовки потребностям рынка труда, неподготовленность к новым экономическим отношениям, недостаточная мотивация к трудовой деятельности.

Опрос наиболее востребованных вакансий для молодежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий, далее – необходимы молодые специалисты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемые молодым специалистам, – это все то, что связано с бухгалтерией, должностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием [39, c. 37].

К сожалению, большинство молодых людей не имеют представления о реальном спросе на профессиональные кадры со стороны рынка. Молодёжь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти «вслепую». Преобладает случайный, внесоциальный выбор, что, в свою очередь, влечёт значительные личностные и социальные издержки. Теряется вера в свои силы, а главное – время.

Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности [11, c. 28].

Вне зависимости от образования и опыта работы можно выделить основные группы проблем, с которыми могут столкнуться молодые люди, находящиеся в положении безработных:

1. социально-экономические;

2. социально-психологические.

Социально – экономические проблемы приводят значительные объемы молодежной безработицы к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей. За последние годы растет численность бездомных детей, появилось новое понятие – «социальные сироты», то есть дети, оставленные родителями. Более болезненно это воспринимается молодежью в возрасте от двадцати одного до двадцати четырех лет, которые к этому моменту уже успели создать семью и завести детей. Если в семье есть хотя бы один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень (отсутствие достаточных материальных средств на качественные товары: одежды, обуви, предметов первой необходимости, питания) и социальные возможности всех ее членов. Семья не выполняет или частично выполняет важнейшие функции, возложенные на нее обществом [22, c. 63].

Социально-психологические проблемы связаны с затруднениями в поиске места работы у законопослушных молодых людей, сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам в трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности [24, c. 63]. Факт безработицы подавляет нравственные начала поведения молодого человека. Он становиться раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным обществу, своей семье, даже самому себе. Безработица приводит к бездеятельности, неуверенности в завтрашнем дне и деградации человека [57, c. 47].

Большая доля эмоциональных расстройств приходится на безработную молодёжь, которые были уволены в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия или не сумевшими устроится на работу после окончания учебного заведения. Такие безработные испытывают чувство собственной бесполезности, боязни, что другие будут считать их иждивенцами, опасаются выглядеть неудачниками. Эти негативные чувства усиливаются, если безработный длительное время не трудоустраивается, и вот здесь появляется связь между безработицей и ухудшением отношений в семье, конфликтами, иногда разводами. Таким образом, безработица порождает серьёзные и социальные проблемы.

В этой ситуации люди ведут себя по-разному. Кто-то замыкается в себе, потеряв интерес к окружающей жизни, а кто-то, наоборот, становится излишне говорливым. Некоторые пытаются крепиться, словно не замечая тяжести ситуации. Есть и такие, кто воспринимает жизнь как окончательно неудавшуюся и решает свести с ней счеты, но все это проявления одного и того же состояния — «невроза безработицы».

Психолог В. Франкл ввел понятие «невроз безработицы», наиболее ярким симптомом которого является апатия. Иногда это состояние вызывает чувство разочарования в жизни, неуверенности в будущем, приводит к раздражительности, а нередко к усилению агрессивности.

Для молодых безработных, как правило, характерно [36, c. 153]:

– снижение чувство удовлетворения жизнью;

– усиление чувства одиночества и социальной изоляции;

– потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня;

– преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;

– потеря стремления к упорядоченности в своей жизни;

– повышение возбудимости и агрессивности.

В настоящее время в России практически не проводятся исследования по изучению социально-психологических последствий безработицы. Вопросы трудоустройства безработных, профессиональной подготовки и переподготовки рассматриваются преимущественно как социально-экономические. Вместе с тем без анализа внутриличностных факторов нельзя оптимальным образом обеспечить использование профессионального потенциала безработного человека. Австрийский специалист Л. Пельцман, исследуя психологические состояния молодых безработных, называет их стрессовыми и выделяет четыре фазы стрессовых состояний в связи с потерей работы, каждая из которых имеет свои особенности [51, c. 58].

Первая фаза – фаза неопределенности, связана со свершением жизненно важного события, порождающего эмоцию страха. Она характеризуется состоянием неопределенности и шока. На этой фазе очень высока вероятность возникновения различных заболеваний, обострения хронических болезней, осложнения семейных отношений и т.д. Л. Пельцман отмечает наличие начавшихся изменений образа «Я», спровоцированного внешними обстоятельствами. При этом для данной фазы, связанной с потерей работы, характерен не активный поиск работы, а активизация рефлексивных процессов осмысливания себя в новых жизненных обстоятельствах. Рефлексия на почве страха может привести к усилению тревожности.

Молодым безработным в этот период должна быть оказана психологическая помощь, направленная на снижение стрессогенности от потери работы.

Вторая фаза, называется фазой конструктивного приспособления к ситуации, имеет временные границы до 3 – 4 месяцев после потери работы. В этой фазе отмечаются две противоположные тенденции в поведении молодых безработных. Большинство начинает испытывать субъективное облегчение, и даже радость из-за открывшейся возможности свободно проводить время, выполнять домашнюю работу, посвящать время любимым занятиям. Отмечается улучшение состояния здоровья, самочувствия, появляется удовлетворенность жизнью. Но самое главное происходит переход к активному поиску работы.

Правда Л. Пельцман при этом отмечает, что у некоторой части молодых безработных на этой фазе наблюдается совершенно противоположная тенденция. Углубление стрессовых состояний, возникновение преувеличенной озабоченности по поводу собственного положения и страха вообще никогда не найти работу.

Молодым безработным в этот период должна быть оказана помощь по формированию готовности к предстоящему разговору с работодателем.

Третья фаза «утяжеление ситуации» - характеризуется утяжелением состояния. В этой фазе начинают проявляться личностные изменения деструктивного характера: разрушаются жизненные привычки, ценности, цели, интересы и прекращается начатый на предыдущей фазе активный поиск работы.

Именно в этот период важно помочь молодому человеку не потерять веру в свои силы, снять стрессовое состояние, помочь в поиске работы.

Иначе может наступить четвертая фаза, которая формируется беспомощностью и примирением со сложившейся ситуацией. Тяжелое состояние может наблюдаться даже при отсутствии материальных трудностей. Молодой человек прекращает попытки изменить свое положение и привыкает к бездеятельности.

Он не только не возобновляет поиск нового места работы, но даже боится найти его.

В этом случае помочь может только психологическая антистрессовая поддержка. Имеет смысл убедить молодого человека заняться хоть какой-нибудь работой, даже не престижной.

Длительность и глубина каждой фазы переживается молодым безработными по-разному в силу их индивидуальных особенностей (возраста; семейного и материального положения), уровня активности, профессионального опыта и других причин.

Для понимания психоэмоционального состояния безработного важно определить, что мы понимаем под стрессом. Под словом «стресс» в бытовом плане мы понимаем практически все ситуации, вызывающие сильное отрицательное нервно-психическое напряжение и имеющие негативные последствия для организма и психики человека. Стресс есть неспецифический ответ организма на субъективно значимый раздражитель.[39, с. 38]

Таким образом, психологическое состояние безработного — это стрессовое состояние и к нему применимы те принципы, которые используют специалисты при работе с другими стрессовыми состояниями.

Для длительно неработающих людей характерны определенные виды психологической защиты. Самым главным аргументом, которым они пытаются оправдать свое социальное положение, является отсутствие рабочих мест по специальности. Причем желания менять специальность они не имеют. Этот аргумент часто является стремлением рационально обосновать свое нежелание работать.

Другим способом «защиты от работы» является уход в семейные дела. Еще один важный вид защиты для нежелающих работать — соматические заболевания. Но, работая с такими людьми, необходимо помнить, что в то же время физическое заболевание, как уже было сказано выше, может быть признаком «маскированной» депрессии. В целом надо четко дифференцировать, где вербализованная безработным проблема является способом психологической защиты, а где — реальной проблемой.

Для безработных, имеющих длительный перерыв в работе, характерно не только изменение трудовой мотивации и трудового сознания, но и изменение трудового стереотипа. По мнению врача-психотерапевта М. Э. Ловчевой, в первую очередь это проявляется в смене внутреннего локуса контроля на внешний. Такие люди обычно перекладывают на других ответственность за себя, свою жизнь, свою семью. Во-вторых, у большинства безработных сильно деформирован материальный фактор. Чем дольше человек находится без работы, тем более важным становится вопрос материального обеспечения. В глазах же работодателя, чем больше человек провел без работы, тем ниже его профессиональный уровень. В-третьих, многие безработные неадекватно осознают свой нынешний социальный статус. Сложнее всего смириться со своим положением тем, кто занимал на предыдущих местах высокостатусные позиции. Тем не менее, подавляющее большинство безработных склонны к самоуничижению, а чтобы компенсировать это, начинают вести себя чрезвычайно демонстративно.

И, наконец, в-четвертых, у безработных деформирован временной фактор. По отзывам многих молодых людей, длительное время не работающих, они стали меньше успевать делать, чем в тот период, когда работали или учились. Это говорит о том, что постепенно безработные утрачивает навыки распределения и планирования своего времени.

Социальная защита от безработицы как составной элемент социальной политики направлена на ослабление противоречий, возникающих в экономическом и правовом статусе отдельных групп населения в условиях рыночных отношений. Государственное регулирование в области социальной защиты предполагает формирование целей и разработку путей их достижения [56, c. 217].

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы центры занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи центра занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения [42, c. 23].

Организация занятости молодежи – сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур – центра занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда, которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве.

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации, которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

Для помощи молодежи находящейся в положении безработных в нашей стране используется комплекс социальных технологий:

– социальное консультирование;

– социальное обеспечение;

– социальная адаптация.

Социальное консультирование – представляет собой квалифицированную помощь молодым безработным, испытывающим различные проблемы, с целью социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций. В это входит помощь в выборе профессии, направление безработных к консультанту по трудоустройству, помощь в поиске подходящей работы, защита прав безработного, контроль за своевременной явкой безработных к работодателям [16, c. 74].

Социальное обеспечение следует трактовать как социальную помощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода денежных выплат. Видами денежных выплат являются пособие по безработице, учебные стипендии [5, с. 11].

Международной организацией труда в «Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы» № 168 разработаны и сформулированы принципиальные основы системы социальной защиты от безработицы. Основная цель этой системы состоит в том, чтобы предоставление пособий по безработице содействовало полной, продуктивной и свободно-избранной занятости и имело бы такой характер, чтобы предприниматели были заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся искать такую занятость [51, c. 81].

Мерами для достижения указанной цели служат программы по социальному обеспечению, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, социальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости. В конвенции особо указаны категории населения, которые находятся в неблагоприятных условиях на рынке рабочей силы и сталкиваются с трудностями в поисках стабильной занятости. Молодежь является одной из категорий указанных в Конвенции.

Под социальной адаптацией подразумевается процесс приспособления человека, в данном случае безработного, к социальной среде, к социальному статусу. В этом случае социальная работа призвана помочь клиенту в гармонизации взаимосвязи с новыми для него условиями. Социальная адаптация помогает преодолеть молодым людям негативные психологические последствия безработицы, активизировать на самостоятельный поиск работы, помочь в освоении на новом месте работы [55, c. 201].

Социальной адаптации безработной молодежи, состоящей на учете в службе занятости, способствует реализация специальных программ «Клуб ищущих работу». Участие в данной программе позволяет преодолеть негативные последствия безработицы, восстановить мотивацию к трудовой деятельности, получить навыки самостоятельного поиска работы [27, c. 113].

Молодежная безработица вызывает целый ряд проблем, начиная с того, что молодежь больше всех остальных групп предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры; подвержена возникновению проблем девиантного поведения – алкоголизации, наркотизации, проституции. Также у молодежи в связи с отсутствием работы проявляются и социально-психологические проблемы – чувство унижения, ненужности обществу, неуверенности в завтрашнем дне.

Социальная защита направлена на оказание помощи молодым безработным в преодолении последствий безработицы и оказании помощи в трудоустройстве. Оказание помощи молодым безработным является приоритетным направлением деятельности цента занятости населения.

Таким образом, безработица молодежи является актуальной проблемой, в наше время, на ранке труда. Такая социальная служба, как Центр занятости населения, комплексно подходит к решению данного вопроса, решая социально - экономические и социально-психологические аспекты работы с безработной молодежью.