Благотворительность, основные понятия

Одной из проблем, препятствующих нормальному взаимодействию общества и благотворительных организаций, является недостаток информации о деятельности последних. Причем непонимание присутствует даже на уровне базовых понятий. Я рассмотрю основные термины благотворительности, чтобы отразить современные тенденции к пониманию тех или иных терминов.

В самом общем виде благотворительность — оказание безвозмездной помощи. По определению Э. Фомина, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям, для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни»[12].

Корпоративная благотворительность — это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

Благотворительный фонд — фонд, ведущий благотворительную деятельность, различные социально ориентированные программы или занимающийся распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:

— получать благотворительные пожертвования от организаций и частных лиц;

— получать гранты и целевое финансирование из других благотворительных фондов;

— вести коммерческую деятельность;

— инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;

— вести другую не противоречащую законодательству финансовую деятельность.

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью, и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского «community foundation»). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ»).

Частная благотворительность – наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частным лицам на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.