Борьба женщин за равноправие

В 19 веке американские женщины испытали немало проявлений неравноправия. Они были лишены избирательных прав, перед ними были закрыты двери профессиональных учебных заведений и большая часть высших учебных заведений. Они не могли выступать публично и даже посещать собрания; не могли владеть собственностью. Несмотря на это, возникло много различных женских обществ. С помощью писем, личных дружеских связей, официальных собраний, газет и книг, женщины ускорили ход социальных перемен. Образованные женщины сравнивали свое положение с положением рабов. Они бесстрашно требовали коренных реформ, таких как уничтожение рабства и права голоса. Женщины боролись за это, несмотря на осуждение общества, а иногда и ценой финансового краха. Их работы положили начало новой литературной традиции, которая включала в себя сентиментальный роман. Сентиментальные романы, созданные писательницами-женщинами, были необычайно популярны. Они обращались к чувствам читателей и часто драматизировали острые социальные вопросы - в особенности те, которые касались семьи, роли женщины и ответственности.

Аболиционистка Лидия Чайлд (1802-1880 гг.) была во главе этого движения. Она была активным общественным деятелем: открыла частную школу для девочек; основала и редактировала первый американский детский журнал. Она опубликовала и первый трактат против рабства "В защиту тех американцев, которых именуют африканцами" (1833 г.). Эта вызывающая публикация сделала ее имя скандально известным и привела ее к финансовому краху. В своей работе "История положения женщины в разные века и у разных народов" (1855 г.) Чайлд выступала за равноправие женщин, указывая на их исторические достижения.

Энджелина Гримке (1805-1879 гг.) и Сара Гримке (1792-1873 гг.) родились в большой семье богатого рабовладельца в респектабельном Чарльстоне, штат Южная Каролина. Став взрослыми, сестры переехали на Север, чтобы защищать права негров и женщин. В качестве представителей нью-йоркского общества борьбы с рабством, они были первыми женщинами, которые обратились с публичными лекциями к слушателям, среди которых были мужчины. В письмах, эссе, научных трудах они проводили параллель между расизмом и дискриминацией женщин.

Элизабет Кейди Стэнтон (1815-1902 гг.), аболиционистка и сторонница равноправия женщин, жила некоторое время в Бостоне, где подружилась с Лидией Чайлд. Вместе с Лукрецией Мотт она организовала в 1848 г. собрание сторонников борьбы женщин за равные права. Она также составила проект "Декларации чувств". Ей принадлежит "Декларация независимости женщин", которая начинается словами: "Мужчины и женщины созданы равными". В Декларацию включено требование предоставить женщинам право голоса. Вместе с Сьюзан Б. Энтони, Элизабет Кейди Стэнтон развернула в 1860-1870 гг. кампанию за равноправие женщин. Она основала антирабовладельческую организацию "Национальная лига женщин" и "Национальную ассоциацию суфражисток"; была одним из редакторов еженедельника газеты "Революшн". В течение 21 года она была президентом Ассоциации суфражисток и вела борьбу за права женщин. Она выступала с публичными лекциями в нескольких штатах.

После смерти своего мужа Кейди Стэнтон еще больше стала заниматься борьбой женщин за равноправие. Ее книга "Библия для женщин" (1895 г.) рассматривает глубоко укоренившееся предубеждение против женщин в христианской и иудейской традициях. Она выступала с лекциями на разные темы: о разводе, о правах женщин, о вопросах религии. Умерла Стэнтон в возрасте 86 лет, после того, как написала письмо президенту Теодору Рузвельту в поддержку требования права голоса для женщин. Ее многочисленные работы, которые вначале она публиковала под вымышленными именем, а затем - под своим собственным, составляют трехтомную "Историю борьбы женщин за равные права" (1881-1886 гг.), а также автобиографию, написанную с большим юмором.

Соджорнер Труф (1797-1883 гг.) воплощает в себе терпимость и умение увлечь за собой. Родилась она рабыней в Нью-Йорке, ее родным языком был датский. В 1827 г. она бежала от рабства вместе с сыном и дочерью. Их приютила семья Ван-Вагенеров датско-американского происхождения. Она стала у них служанкой. Эти люди помогли добиться законной свободы для её сына, дали ей свою фамилию, и она стала носить имя Исабелла Ван-Вагенер. Она была очень энергичной и работала со священником, помогая ему обращать проституток в христианство. Жила она в одном из домов общины. Ее окрестили и дали имя "Соджорнер Труф", так как она слышала мистические голоса и ей являлись видения. Чтобы поведать людям об этих видениях, она поселилась одна, выступала с лекциями и религиозными песнопениями и проповедовала аболиционизм во многих штатах в течение трех десятилетий. Получив поддержку у Элизабет Кейди Стэнтон, она стала выступать за равноправие женщин. Она написала о своей жизни в книге "История Соджорнер Труф" (1830 г.). Это автобиографическое повествование, записанное и изданное Оливером Тилбертом. Сама Соджорнер Труф всю жизнь была неграмотна и говорила по-английски с сильным датским акцентом. Говорят, что когда на съезде борьбы за женское равноправие ее обвинили в том, что на самом деле она - мужчина, Соджорнер Труф публично обнажила грудь. Ее ответ мужчине, что женщины - слабый пол, стал поистине легендарным:

"Я пахала, сеяла и собирала урожай, и ни один мужчина не делал это быстрее и лучше меня! А разве я не женщина? Я могла работать наравне с мужчиной и есть как мужчина - когда у меня было что есть! И я терпела удары плетью наравне с мужчиной - а разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них продавали в рабство, и когда я рыдала, выплакивая свое горе матери, кто, кроме Господа, слышал меня? А разве я не женщина?"

Гарриет Джейкобе (1818-1896 гг.) родилась рабыней в Северной Каролине. Ее госпожа научила Гарриет читать и писать. После ее смерти Джейкобе продали белому хозяину, который пытался силой заставить ее вступить с ним в связь. Она сопротивлялась и нашла другого белого любовника, от которого имела двоих детей. "Кажется менее позорным отказаться от своего "я", чем подчиниться насилию", - откровенно писала она. Джейкобе бежала от своего владельца и пустила слух, что отправилась на Север.

В ужасе при одной мысли о том, что ее могут поймать, наказать и вновь обратить в рабство, она провела почти семь лет в городе своего хозяина, сидя взаперти в крошечной комнате на чердаке дома своей бабушки. На своих любимых детей она могла смотреть только через дырки, которые просверлила в полу. Наконец, она смогла уехать на Север и обосновалась в Рочстере, штат Нью-Йорк. Здесь Фредерик Дуглас издавал антирабовладельческую газету "Норт стар", а неподалеку недавно проходил съезд женщин, борющихся за свои права. Там Джейкобе подружилась с Эми Пост, феминистской и аболиционистской, которая убедила ее написать повесть о своей жизни. Так появилась на свет книга "Случаи из жизни девушки-рабыни", которая вышла в свет под псевдонимом "Линда Брент" в 1861 году. Издала ее Лидия Чайлд. В ней откровенно описывалась и осуждалась сексуальная эксплуатация чернокожих рабынь [19].