Взаимосвязь социальной работы с психологией

Социальная работа, будучи направленной на различные потребности людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, и активизацию потенциала их жизнедеятельности, в своем функционировании не может обойтись без массива знаний, аккумулированных в лоне психологии - науки о закономерностях, процессы, формы психической деятельности человека.

Именно благодаря использованию научных, достоверных, доказательных знаний о психике человека, которые можно проверить логическим анализом и опытом, социальная работа может обеспечить свою результативность, поскольку опора на обыденный опыт, эмпирические наблюдения за психологическими процессами, реакциями клиентов часто порождают неисправимые ошибки.

Психика как совокупность душевных качеств, внутренний субъективный мир личности возникает и изменяется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, выражается в форме мыслей, чувств, образов, действий. Познавая окружающий мир, человек познает законы природы и общества не только с целью приспособления их для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, но и для определенного воздействия на них.

Центральным объектом психологии является личность, ее потребности, мотивационная и познавательная сферы, направленность индивидуальности во всем многообразии проявлений.

Для социальной работы важны знания не только об общих закономерностях человеческой личности, но и о ее особенностях, которые зависят от конкретных условий социальной ситуации, развития, жизнедеятельности, профессии, возраста, статуса в группе и в системе межличностных отношений, позиций и диспозиций (норм, определяющие правила поведения), особенностей социально-психологической адаптации.

О ценности психологии для социальной работы свидетельствует и то, что различные концепции социальной работы в основном выстраиваются на соответствующих психологических теориях и взглядах. Например, идеи психоанализа послужили обоснованию диагностической теории социальной работы, которая была предтечей психосоциальной работы, которая стремится вычленить проблемы клиента со среды, усиливая при этом сильные стороны «Я» человека и механизмы, с помощью которых клиент может решать проблемы самостоятельно при минимальной поддержке социальных работников.

Психологические знания, соответствующие методики, техники является основой психологически и комплексно ориентированных моделей практики социальной работы. Особое значение для нее имеют такие отрасли психологической науки и психологической практики:

а) психодиагностика - отрасль психологического знания о психологическом состоянии клиента или об отдельных его психологические свойства, связанная с установлением психологического диагноза;

б) психологическое консультирование - оказание помощи психически здоровым людям в реализации ими своих функций, достижении жизненных, профессиональных и других целей, в организации эффективной и поведения;

в) использование техник, методов и средств психологического взаимодействия с клиентом (психодрама, музыкотерапия и др.).

Социальная работа в своих научных поисках и в реальной практике не может обходиться без достижений возрастной психологии - отрасли психологической науки, которая исследует особенности личностного и психического развития, внутреннего мира человека на разных этапах его жизненного пути в онтогенезе (от рождения до смерти).

Юридическая психология обогащает социальную работу знаниями о различных психологических проблемах отклонений в поведении и их последствия, а также методы их предвидения и профилактики. Как правило, нелегко дается взаимодействие с людьми асоциального поведения: девиантное (такой, что противоречит принятым в обществе нормам), делинквентного (не предусматривает обязательной уголовной ответственности), уголовной (такой, которая предусматривает наказание судом). Не зная присущих таким индивидам особенностей протекания психических процессов, не обладая необходимыми во взаимодействии с ними методиками воздействия, социальные работники не смогут достичь целей в своей работе.

Теснейшая связь между социальной работой и социальной психологией - наукой о взаимодействии, взаимозависимость социального и психологического на уровне отдельного человека, группы, общества, о социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия и характеризующих индивида и группы. Так, своим содержанием социальная психология сосредоточена на исследовании общественно-психологических явлений и субъектов: потребностей, настроений, психологического климата, общественного мнения; массовых социально-психологических механизмов общения (внушение, мода, убеждения и т.д.), психических состояний (возбуждение, подъем, энтузиазм, растерянность). Ее интересует, насколько механизм передачи конкретного психического настроя способствует реализации общественной или индивидуальной субъектности личности, кто и зачем использует настроение как «рычаг» в достижении определенных целей и как все это сказывается на благосостоянии народа.

В конце XX в. психология заметно расширила границы своих исследований, заинтересовавшись такими феноменами, как «благополучие», «общественная деятельность», «социальные службы», которые помогают людям сделать свою жизнь осмысленной, реализовать свою деятельность, развивать жизненные силы, оказывать помощь и поддержку тем, кто нуждается.

Для специалистов, в т.ч. и социальных работников, которые работают с людьми, участвующими в регулировании социальных отношений важны знания по конфликтологии - науки о социальных конфликтах, их причины и последствия, механизмы формирования и приостановление, способы и методы управления ими и решения Вязание их. Сформировалась она во второй половине XX в. на грани социальной психологии, социологии и педагогики.

Совместно с социальной работой как наукой конфликтология изучает потенциальные и существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциуме), которые являются значимыми для обеих сторон. Без учета конфликтологической аспекта невозможно осмыслить содержание, объект, предмет, категории социальной работы как науки. В противном случае неизбежен ее отрыв от общественных потребностей и задач. Игнорирование конфликтологической рассмотрения теоретико-методологических проблем социальной работы приводит к одностороннему их трактовки, сужение границ социальной деятельности, сведения его только к благотворительности и милосердия, социальных выплат, медицины.

В социальной работе нередки случаи столкновения интересов клиента и социального работника, индивида и группы, группы клиентов и общественного сообщества, системы учреждений и групп клиентов и др.. Умелое поведение в конфликтной ситуации социального работника, психологически грамотное управление конфликтом удерживают его в деловой сфере, защищают от переноса на личности, что является предпосылкой успешного его преодоления.

Итак, специфика социальной работы междисциплинарной сферы научного знания обусловливает необходимость глубокой осведомленности специалистов с основными теориями психологии, направлениям психодиагностики и психологического воздействия на личность в кризисных ситуациях. Разнообразные психологические концепции вооружают социальных работников осознанием особенностей развития психологической структуры личности, динамики позитивных изменений, дают им возможность определить собственный подход к оказанию социальной помощи, согласованный с их профессиональными взглядами и ценностными ориентациями. Поэтому знание психологии является основой для деятельности социальных работников.