Виды детских общественных объединений

Виды детских общественных объединений определяются исходя из целевых установок их участников и степени влияния детских объединений на ближайшее социальное окружение:

Организация - объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель, определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношения социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных профессиональных работников[8]. Они могут быть международными, профильными, национальными и т. д. Количество членов - более 7 человек.

Союз детских организаций - объединение коллективных участников, действующих на основании совместно разработанных и принятых документов, регулирующих компетенцию и самостоятельность в рамках союза[8]. Они могут иметь городской, районный, областной, региональный, межрегиональный, международный статус и охватывать различные территории и социальные группы детей и взрослых. Количество организаций - более двух.

Федерация детских организаций - объединение коллективных участников действующих по «Федеративному признаку», в рамках заранее оговоренных приоритетов, имеющие обычно выборный или назначенный представительный орган для представления их интересов в государстве и обществе (например «Совет») [8]. Структура деятельности - зонтичная сфера интересов - неограниченная. Статус - городской, районный, областной, региональный, международный. Количество организаций - более трех.

Ассоциация детских организаций - объединение близкие по ведущим направлениям деятельности, реализующие совместную программу, аккумулирующие ресурсы для удовлетворения и потребностей своих членов[8]. Принцип формирования - представительство зарегистрированных организаций или деятельность в специально созданных отделениях организации. Ассоциации могут быть школьные, межшкольные, студенческие, всероссийские, международные (Например: ассоциация игровых клубов, ассоциация «Золотая игла»).

Лига - широкомасштабное профильное сообщество, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развития определенных профессиональных и культурных интересов личности, (например: «Лига малой прессы», «Молодежная морская лига» и т. д.) [8].

На практике встречаются следующие формы организационного оформления детского движения:

Коммуна - организация деятельности и управления основывающаяся на свободных демократических началах при отсутствии стандартных задач поведения ее членов и социального контроля внутри коммуны[9]. Выборные или представительные органы практически отсутствуют, все решается всеми членами.

Дружина - структурное подразделение скаутской, пионерской организации, объединяющее в себе звенья, отряды[9]. Может иметь название или носить имя героя. Высший орган - пионерский, скаутский сбор. Существует система поручений, специальностей, школ актива, проводимых вожатыми или инструкторами. Статус обычно школьный или межшкольный.

Отряд (экипаж, команда и т. д.) - объединение детей в соответствии с их интересами, потребностями[9]. Могут быть сводными, разновозрастными, пионерскими.

Современные общественные объединения представляют собой группы, отражающие интересы различных слоев общества, отличающихся по уровню благосостояния, здоровья, месту жительства, национальной, профессиональной, образовательной, научной, трудовой принадлежности; существующие как особый некоммерческий сектор государства. Представление о видах организационного оформления детского движения противоречивы и неустойчивы[11].

Большую роль для организации оформления детского движения сыграло развитие деятельности международных молодежных организаций в России (скауты, «Falken», AIESEC, AIESTI, YMCA, YHA и др.). Так, современное скаутское движение России представлено рядом официально зарегистрированных общероссийских общественных организаций: «Национальная организация скаутского движения России» (представитель Всемирной организации скаутского движения в России), «Организация Российских Юных Разведчиков», «Русский Союз скаутов», «Ассоциация девочек-скаутов». Десятки организаций носят «региональный» статус (Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и т.д.). Хотя скаутинг ориентирован, прежде всего, на личность ребенка, разногласия между лидерами скаутских организаций препятствуют развитию этой воспитательной системы. По разным оценкам, в России сегодня от 10 до 100 тысяч скаутов, активно действуют детские и молодежные экологические организации («Зелёные», «Молодые друзья природы», «Гринпис» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами[8].

Согласно результатам исследования, наибольшим вниманием (в сумме более 35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у 6,8%опрошенных, коммунарские объединения - у 0,8 %, членство в религиозных, национальных и политизированных детских объединениях ребята явно не склонны афишировать. Свою принадлежность к такого рода формированиям в сумме отметили лишь около 8 % респондентов[21].

Примером современных детских и юношеских объединений позитивной направленности могут быть следующие объединения:

Молодёжная морская лига.

Организация объединила клубы юных моряков и речников, детские морские флотилии и речные пароходства, яхт-клубы и кружки судомоделистов страны. Ее цели: формирование физического и нравственного здоровья на принципах патриотизма, уважения к истории, традициям отечества, армии и флота; профессиональная ориентация, подготовка к службе в Военно-Морском флоте; укрепление материальной базе клубов, содействие при осуществлении ими дальних морских походов и т. д.

Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом было вступление лиги в Международную ассоциацию учебных парусных организаций.

Клуб «Богатырь».

Общественное молодёжное объединение Училища русской народной культуры клуб « Богатырь» находится в городе Зеленограде. Руководители клуба - Андрей Капранов и Михаил Сковородин. В клубе занимаются 40 мальчишек и девчонок. Ребята поют, читают, устраивают различные состязания, что-нибудь мастерят, ходят в походы, ездят на этнографические сборы, проводят праздники, устраивают игры и боевые состязания, в общем, живут интересно.

Студия «Сделай шаг».

При Московском театре детской книги «Волшебная лампа» в 1999 году под руководством Владимира Штейна была открыта студия «Сделай шаг». Каждую субботу после спектакля в театре собиралась группа детей-инвалидов и их родителей. Студия способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми, сближает родителей больных детей, которые общаются друг с другом, делятся своим непростым опытом сопротивления недугу.

Скауты.

Днём рождения Русского Союза Скаутов (РСС) считается ноябрь 1993 года. Тогда в Нижнем Новгороде, в школе № 91 образовалась небольшая скаутская дружина, состоящая всего из 2 скаутских патрулей. Это произошло благодаря инициативной тройке: Игоря Михайловича Богданова- директора школы № 91 и двух его единомышленников - Вячеслава Черных и Максима Воробьёва. Все они хотели научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. Решили, уйдя от политики, проводить теоретические и практические занятия по выживанию в экстремальных условиях. Так при школе начали проводиться интереснейшие занятия по туристической подготовке, рукопашному бою, альпинизму, скалолазанию, оказанию первой медицинской помощи.

В Союзе разработана система профессиональной подготовки скаутов. Здесь облюбовано множество «взрослых» специальностей. Причём, если у младших скаутов полезные навыки приобретаются в процессе игры, то у старших вполне «серьёзным» специальностям - спасатель, эколог, связист, бизнесмен - обучают по специальной программе.

Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются: воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества.

Сейчас отделения РСС работают во многих городах России, штаб-квартира расположена в Нижнем Новгороде.

Скаутинг учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно – чувство милосердия.

Таким образом, существует множество различных детских общественных организаций. Их направленность самая разнообразная, что предоставляет широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям.

Однако в настоящее время возникают и активизируются молодежные объединения негативной направленности.

Наиболее точно отражает положение дел в ряде опасных для общества религиозных объединений термин "деструктивная религиозная организация", имеющий своими аналогами два других - "деструктивный культ" и "тоталитарная секта"[21].

Среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами ("Белое Братство", "АУМ Синрике", "Свидетели Иеговы" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее, он проявляется в виде различных громких инцидентов.

"Белое Братство" Другие названия: "Международный институт души Атма", "Великое Белое Братство" (ББ), юсмалиане, юсмалитяне.

Возникнув в Киеве, "Белое Братство" быстро распространилось по Украине, Белоруссии и России. Судя по звонкам в "Общественный комитет защиты молодежи от псевдорелигий", редакции газет, к лету 1993 года "Белое Братство" распространилось как минимум в 45 городах России. Данные, естественно, неполные. Экстраполируя, можно утверждать, что филиалы "Белого Братства" существуют практически в каждом областном городе. Известно, что в настоящее время небольшие (от нескольких адептов до десятков человек) незарегистрированные группы "Белого Братства" в условиях строжайшей конспирации действуют в следующих городах:

Астрахань и Астраханская область (Ахтубинский район), Барнаул и населенные пункты Алтайского края, Белгород, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург и города Свердловской области, Красноярск, Курган, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Тюмень, Челябинск, Улан- Удэ, Ярославль и др. Известно, что в настоящее время законспирированные группы адептов "Белого Братства" действуют в более чем 35 городах России.

Учение "Белого Братства" называется "Юсмалос", что является аббревиатурой, которая расшифровывается белыми братьями следующим образом: Юс - Юоанн Свами, искаженное в псевдовосточном духе "Иоанн Святой" (Креститель), то есть лидер учения - Кривоногое ("свами" - получивший посвящение и давший обет отречения); Ма - Мария Дэви Христос, также от искаженного "Дева Мария", она же - живое воплощение Иисуса Христа, одновременно - его мать и невеста, а именно – Марина Цвигун; Лос - сокращение от слова "Логос" (греч.) - "слово" - одна из ипостасей Бога. Таким образом, название как бы включает в себя идею новой божественной Троицы. Оно также используется адептами в качестве мантры (мистической формулы), при длительном ритмическом повторении которой адепт впадает в транс, что расценивается как слияние с Богом и растворение в божественной сути.

Суть воззрений юсмалиан изложена в "Учении о Фохате". Особое место в этом учении занимает в ярких деталях нарисованный конец света, а центральной частью этого учения является не теоретическая часть, а детально разработанная культовая практика. Используя элементы культовых обрядов и учений различных религиозных движений, Кривоногов организовал эффективную систему формирования религиозного сознания.

Наибольшую опасность для психического и физического здоровья адептов и вообще общества представляет в доктрине "Белого Братства" тема жертвоприношения.

"Семья" (другие названия: "Семья любви", "Дети Божии", "Дети бога", секта Дэвида Берга, "Союз независимых христианских миссионерских общин").

Культ был основан в 1967-68 гг. в Южной Калифорнии американским пастором Дэвидом Брандтом Бергом. Берг провозгласил себя Моисеем-Давидом, или "Мо", и основал молодежную коммуну для изучения Библии "отроки для Христа". В печати за ней закрепилось название "Дети Бога".

Жизнь в коммуне, где "все вместе и все общее", проповедь "всеобщего добра", "свободная любовь" и т.п. - все это привлекало сотни и тысячи молодых людей из хороших семей в автокараван Берга, путешествовавший по Америке. Проповедь сексуальной свободы и гибели грешного мира привела к увеличению числа последователей, которые стали называть себя "Семьей Любви".

Люди, которые выражали желание вступить в "Семью Любви" должны были бросить работу или учебу, переписать на имя секты все свои сбережения и имущество, равно как и ожидаемое наследство.

Попадание подростков в организации такого рода крайне опасно. Известно, что во многих из них широко применяется зомбирование. Родители должны крайне настороженно относиться к приверженности их детей к таким объединениям.

Неофашисты (скинхэды). «Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.

У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» мало чем отличаются от дворовой шпаны, их костяк составляют подростки 16-19 лет. Даже будучи «стопроцентным белым», любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.

Русское Национальное Единство (Р. Н. Е.). Появление данной организации в России 90-х было обусловлено некоторыми факторами, при стечении которых это стало вполне реально осуществимым.

После развала С. С. С. Р. в России стало появляться множество организаций и объединений националистического и профашистского характера. Появление Русского Национального Единства не было случайным. Воспоминания о войне в Афганистане, бесконечные конфликты на Северном Кавказе, общество «Память», либерализм в свободе мышления и другие факторы оказывали влияние на людей, которые были настроены неформально и сразу перестали воспринимать прошлую, советскую идеологию. Резкая реакция на настроения в внутри страны привела А. Баркашова и его соратников к созданию организации, военно-патриотического союза молодежи, более похожего на воскресшее собрание дивизии СС «Адольф Гитлер».

Народная Национальная Партия Н. Н. П. появилась вследствие раскола единого национального движения Москвы и Московской области. Многие члены Р. Н. Е., неофашисты и «скинхэды» образовали Н. Н. П. Насчитывает около 500 членов (в основном Москва) и издает газету «Я - Русский». Деятельность не придается огласки, поэтому имеет небольшое количество членов и, практически, не играет роли в национальном движении России.

Детские и юношеские организации нейтральной направленности.

Кроме позитивных и негативных детских общественных объединений существуют ещё и организации нейтральной направленности. Членами такого рода организаций являются, к примеру, фанаты. На первый взгляд они не представляют интереса: просто тихо коллекционируют информацию о своих кумирах, слушают музыку, ходят на концерты, где, прорываясь через толпу таких же фанатов или оцепление сотрудников охраны, пытаются взять заветный автограф (если это фанаты каких- либо групп или исполнителей); посещают спортивные мероприятия с участием любимых спортсменов или команд; скупают печатную информацию о любимых актёрах и пополняют домашнюю видеоколлекцию новыми фильмами с их участием… Часто фанаты объединяются в фан-клубы. Там они обмениваются информацией о кумирах, обсуждают прошедшие матчи, просмотренные фильмы или посещённые концерты. Фан-клубы объединяют всё большее количество поклонников, во многих журналах можно наблюдать огромное количество предложений обмениваться информацией, а также в них можно найти интересующие адреса клубов или сайтов.

Всё это не представляет никакой угрозы для окружающих до тех пор, пока фанаты не становятся агрессивными по отношению к другим людям, не понимающим их увлечённости или проявляющими интерес к иным командам, группам, исполнителям, актёрам и т. д. Известно немало случаев стычек фанатов, которые заканчивались весьма печально, а зачастую даже трагически.

Таким образом, детское общественное движение это социальное явление, имеет огромный социально значимый потенциал, но без должной поддержки со стороны общественности и государства достойно существовать, продуктивно достигать своих целей и развиваться не сможет. Не внимание государства к интересам подрастающего поколения может привести к росту числа общественных объединений негативной экстремистской направленности.