Виды и причины фанатизма

В настоящее время существуют различные виды фанатизма, но наиболее распространенными являются такие виды фанатизма как: религиозный, спортивный, музыкальный, политический, идейный, научный фанатизм. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Музыкальный фанатизм. +Многие поклонники, особенно в юном возрасте, проходят стадию фанатизма по отношению к любимому исполнителю. Обычно целью музыкальных фанатов является физическая близость к своему кумиру: дружба, общение, любовь [5].

Музыкальный фанатизм начинается со стирания границ между творчеством исполнителя и его личностью. Легко отличить поклонников, просто с удовольствием слушающих новую музыку и тех, что расписывает стены дома известного человека, караулит каждый его выход из подъезда.

Музыкальных фанатов можно разделить на четыре категории по углублённости в процесс, эмоциональной окраске и отношению к кумиру.

Первый тип – это фанат-романтик. Фанат-романтик в первую очередь ориентирован на сценический образ кумира. Он чаще всего испытывает к кумиру чувство влюблённости и духовно-эмоционального расположения. Для него кумир – это идеал поведения, внешности, музыкальной экспрессии и человека.

Второй тип – сексуально-ориентированный фанат. Для этого типа характерно отношение к кумиру как к носителю мужской (чаще всего) сексуальности. Кумир воспринимается как идеальный сексуальный партнёр, большое внимание фанат такого типа уделяет его внешности, физическим чертам, личной жизни, в меньшей – музыке как таковой.

Третий тип фаната – фанат-рационалист. Такой тип позиционирует себя в первую очередь как любитель музыкального творчества кумира. Он в меньшей степени сосредоточен на сценическом образе и сексуальности кумира, однако чаще всего за расположенностью к музыке скрывается всё тот же фанат-романтик.

Самый крайний тип фаната – это фанат-сталкер. Обычно сталкеры преследуют кумира, ищут с ним встречи, посылают письма с угрозами, просьбами, признаниями в любви. Данный тип фаната чаще всего представлен одинокими, несостоявшимися личностями, для которых кумир становится частью смысла жизни. [5]

Явление фанатизма не ограничивается влиянием только лишь на музыкальную сферу. Очень часто фанат одной группы является фанатом другого музыкального коллектива или фанатом киноактёра, спортсмена. Как таковой фанатизм в обыденном понимании этого явления наносит вред только самому фанату, ограничивая его кругозор, сужая рамки сознания, поглощая полезную духовную энергию и настраивая агрессивно по отношению к иной части аудитории.

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.

Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психологическая основа - вера. В основу понимания веры теологи обычно кладут слова, приписываемые еще апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть, по сути, религиозный фанатизм - групповой фанатизм.

Фанатизм и религия тесно связаны между собой. Справедливо писал Э. Дюркгейм: «Когда более или менее сильное возбуждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер» [5]. Однако Э. Дюркгейм не сводил религию или даже «религиозное возбуждение», экстаз исключительно к вере в Бога. «И современное общество, по Дюркгейму, религиозно, даже если интеллектуальные функции религии отступают на задний план в пользу моральной интеграции, которая находит свое выражение в национальных и политических символах» [5]. Э. Дюркгейм считал совершенно однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих главные события из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями и митингами граждан в память какого-нибудь национального события. Основной функцией религии Э. Дюркгейм считал не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций и чувств радости и экзальтации, связанного с фанатизмом побуждения к действию. Он считал, что именно религия отвечает устойчивым «коллективным потребностям», имеющимся в каждом обществе.

Фанатизм, замешанный на вековой безграмотности и отсталости, подкрепленный средневековым фанатизмом духовенства, оторванного даже от исламских реформаторских идей и течений, приверженного тактике и методам раннего ислама тысячелетней давности, - опасная вещь... Один из лозунгов моджахедов звучит весьма однозначно: «Ни Запад, ни Восток, а канонический ислам!» [5].

Религию надо рассматривать не только как фанатизм, но и как истинную веру.

Политический фанатизм отстаивает исключительность своих политических целей и взглядов, определенной политической системы, режима, власти и требует жертв ради них (например, во имя «Великой Германии» или во имя советской власти, ради «торжества демократии»). Можно привести многочисленные примеры политического фанатизма и связанного с ним терроризма как в борьбе за власть, так и, напротив, в отстаивании своего права на сохранение власти. Борьба за власть, если она становится ожесточенной, всегда в той или иной степени носит признаки фанатизма. От Цезаря до Брута, от В. И. Ленина до Б. Ельцина фанатическая тяга к власти и приверженность идеям террора и осуществления отдельных террористических актов пронизывает всю историю борьбы за власть. Практически не имело особого значения, какой именно строй намеревались установить те или иные люди или, напротив, с каким строем они боролись, - при наличии определенной степени фанатизма, такая борьба неизбежно включала, в той или иной степени, акты террора [1].

В психологических истоках политического фанатизма всегда скрывается жажда власти, стремление к подчинению людей практически любой ценой. Поэтому наиболее яркие фанатичные политики так или иначе всегда обращались к террористическим методам и, в конце концов, очень часто сами становились жертвами террора [1]. Однако существует и другая точка зрения, что не жажда власти сама по себе как таковая является основой политического фанатизма. А фанатичная борьба за власть, которая, становясь хронической, ведет к своеобразной утрате цели. Как писал А. Леонтьев, происходит «сдвиг мотива на цель».

Причины фанатизма могут быть следующими:

1. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.

2. Уход от неприятной реальности, посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к «праведной» цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.

3. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме «приказ-послушание», срабатывает как анормальный импульс к действию [11]

Так же причины фанатизма могут быть: политические (как помощь в управлении государством или народом), психологические (как средство ухода от реального мира или поиск своего «я»), религиозные (как норма некоторых религий или излишняя требовательность к верующим в связи с неправильным пониманием заповедей).

Итак, основными признаками фанатизма являются:

наличие определенной атрибутики, отражающей приверженность какому-либо клубу, музыкальному направлению или вере: одежды и аксессуаров,

особый сленг (гимны и «кричалки» на стадионе, песнопения в храме и т.д.)

проявление агрессии,

объединение в фан-клубы,

«зацикленность» на одних взглядах и убеждениях, их догматичность, навязывание образцов поведения окружающим,

наличие определенной субкультуры, т.е. особый образ жизни, во имя общей деятельности (например, сбор и обсуждением фактов личной жизни Бритни Спирз).