Влияние мер государственной политики на политический консьюмеризм молодежи

Политическая активность – интенсивность участия субъекта в политическом процессе.

Политическое участие – регулярное применение молодежью различных форм политической деятельности, посредством которого молодые граждане пытаются повлиять на процесс принятия политических решений[159].

Термин политический консьюмеризм в современной политической науке имеет два значения. С одной стороны, под политическим консьюмеризмом понимается форма потребительского поведения, имеющая политические мотивы. Одним из примеров подобного политического консьюмеризма являются ситуации, когда рядовые граждане, пытаясь оказать давление на политических деятелей, органы государственной власти, организуют массовые компании покупки определенных товаров, или отказываются от покупки определенных товаров и услуг[160].

Во-вторых, политическим консьюмеризмом называют политическое поведение, мотивированное потребительски. Иными словами, в условиях маркетизации политической сферы граждане относятся к сфере политики как политическому рынку, на котором производятся и потребляются политические товары и услуги. Как отмечает С. Н. Пшизова, в России доминирует вторая форма политического консюмеризма[161].

Следуя логике С. Н. Пшизовой, политический консьюмеризм представляет собой расширенную трактовку различных форм политического участия. В этом плане политический консьюмеризм включает не только традиционные формы политической активности (голосование на выборах, членство в политических партиях), но и новые формы (политическая активность в сети Интернет, альтерглобализм, направление петиций, обращений в органы государственной власти по электронной почте, бойкот товаров и услуг по политическим причинам, участие в протестных акциях).

Политический консьюмеризм может быть конвенциональным (законным) и неконвенциональным (по аналогии с конвенциональными и неконвенциональными формами политического участия).

Отдельной разновидностью политического консьюмеризма является политический просьюмеризм. В западной социологии просьюмеризм трактуется как производство продукта или услуг, прежде всего, в целях собственного потребления, вне зависимости от того, оплачивается ли данное производство. Предлагаются следующие формы просьюмеризма: самообслуживание, в том числе DIY-активности (покупка мебели в ИКЕА, ремонт под руководством колл-центра и т.д.); вирусный маркетинг; массовая кастомизация продукции; открытое программное обеспечение; домашняя работа, хобби, клубы «по оказанию самопомощи»[162].

Просьюмеризм как политическая практика среди молодежи включает следующие виды: гражданская журналистика (политический блоггинг и открытые новости); участие молодежи в деятельности пиратских партий и оккупай-движений, уличных демонстраций.

Пиратские партии – это политические партии, целью которых является реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов, копирайта. Партии выступают за свободный некоммерческий информационный обмен, осуждая при этом коммерческое пиратство, за реформу законов об авторском праве, сохранение гражданских прав и свобод в интернете, введение электронной демократии. Интернет для пиратов – важный ресурс развития гражданского общества. Активисты пиратских партий выступают за укрепление прав на повседневную жизнь в онлайне и оффлайне, за «прозрачность» государственного аппарата.

Первая пиратская партия возникла в 2006г. в Швеции. Спустя несколько месяцев аналогичные партии возникли в Германии, Австрии, Испании и других странах. В настоящее время созданы 64 пиратские партии, более 600 тыс. людей стали участниками данного движения. Развивается международное пиратское движение. В 2010г. была официально оформлена неправительственная организация «Интернационал пиратских партий»[163].

Российское пиратское движение зародилось в 2009г. В настоящее время Пиратская партия России представлена в 47 регионах России и находится в процессе официальной регистрации. Для партии «пираты» – это пользователи сети Интернет, обменивающиеся информационным контентом в некоммерческих целях. В программе партии пиратство характеризуется как «современная политическая идеология, выражающая интересы пользователей Интернета. Пиратство как идеология не связано ни с морским разбоем, ни с контрафактом, но является современной идеологией защиты гражданских прав»[164].

Протестное движение «Occupy» привлекло своих сторонников новыми технологиями прямой демократии. Активисты «occupy», самоорганизующиеся по сетевому принципу граждане, строили публичное пространство, не зависимое от управления городскими властями, отказавшись от формального лидерства, принимая решения на ассамблее с использованием технологии «народного микрофона». Старт движению дала акция гражданского протеста «Захвати Уолл-стрит», начавшаяся в сентябре 2011г. в Нью-Йорке. Участники лагерей протеста в США, Европе поставили цель «разоблачить» и «свергнуть» несправедливую «капиталистическую систему» («мы – 99%»), требуя более равномерного распределения доходов, роста занятости, ограничения влияния банков и корпораций, списания студенческих займов и ипотечных ссуд и пр.

Локализация придала специфику местным манифестациям оккупай-движения. Российский «ОккупайАбай», лагерь оппозиционеров на Чистопрудном бульваре около памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву в период с 9 по 15 мая 2012г., копируя форму «OccupyWallStreet», отличался от западных аналогов своим политическим содержанием. Значительное количество участников состояло из интернет-пользователей, информация об акции получила распространение на интернет-ресурсах, а координация и информирование проходили через Twitter. В сервисе микроблогов лагерь обрел устоявшийся хэштег Оккупайабай. В лагере действовала ассамблея – форма уличного принятия решений, форма самоорганизации без лидеров, введенная движением «occupy». В оппозиционном лагере был принят устав и сформулированы основные принципы жизни на «ОккупайАбай». Основной состав «ОккупайАбай» разбивался на группы по 8-10 человек, ответственных за информационную, потребительскую, финансовую, коммунальную политику и т.д. Лагерь финансировался на принципах краудфандинга. В лагере велась онлайн-трансляция событий, были организованы дискуссионные клубы по интересам, площадки для обмена мнениями, на которых каждый участник мог высказать идеи, проекты, критику. Каждый день составлялось расписание лекций, дискуссий, докладов, велся сбор предложений и пожеланий в расписании. Таким образом, движение «ОккупайАбай» характеризовалось координационной моделью взаимодействия между акторами, «оккупированием» публичного пространства путем самоорганизации в нем палаточного городка, разбитого в городской зоне, организацией лекций как формы привлечения и удержания публики.

Рассмотрим меры государственной политики в сфере традиционных форм политического участия молодежи. В СССР основным актором ГМП выступал Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. В РФ система ГМП стала формироваться с 1992г., когда был подписан Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», в соответствии с которым роль молодежных объединений рассматривалась как ключевая. Поддержка молодежных объединений является одним из важных направлений государственной молодежной политики. При этом подобные объединения выступают в роли субъекта и объекта ГМП.

ФЗ от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации[165].

Государственная поддержка осуществляется в следующих формах: информационное обеспечение деятельности, содействие в подготовке кадров для молодежных общественных объединений; реализация совместно с молодежными объединениями проектов, направленных на стимулирование общественно-политической активности молодежи. Межрегиональные, региональные и местные молодежные объединения в субъектах РФ, пользующиеся государственной поддержкой, включены в региональный реестр. Государственная поддержка на региональном уровне подобным организациям в Краснодарском крае осуществляется Департаментом молодежной политики Краснодарского края.

В 1990-е гг. система государственной молодежной политики опиралась на деятельность молодежных общественных объединений. В 2000-х гг. ситуация изменилась. Так, в Стратегии государственной молодежной политики, молодежные общественные объединения рассматриваются лишь в контексте реализации проектов «Доброволец» и «Команда» [166]. Тем не менее, в регионах поддержка молодежных общественных объединений является ключевым направлением деятельности органов по молодежной политике. Так, ст.3. Закона Краснодарского края от 04.03.1998 N 123-КЗ (ред. от 04.10.2011) "О государственной молодежной политике в Краснодарском крае" в качестве принципов ГМП определяет поддержку молодёжных общественных объединений[167].

При реализации государственной политики в сфере политического консюмеризма автором определена роль комплексного структурного механизма, включающего в себя следующие меры. Это: программные (федеральные, региональные, муниципальные программы); информационные (проведение социологических мониторинговых исследований, пропаганда в СМИ), политические (разработка и принятие законодательной и нормативно-методической базы государственной властью), экономические (финансирование программ поддержки) и научные меры (выработка стратегии такой политики).

Для государственной политики и активизации политического консюмеризма в молодежной среде значение имеют социальные технологии. Существуют различные классификации технологий. По сфере активности отмечают культурно-массовые, спортивные, научные технологии в политической сфере (например, спортивные молодежные мероприятия, проводящиеся под эгидой поддержки политической партии, проект создания молодежных парламентов и т.д.). О. М. Карпенко и И. А. Ламанов характеризуют технологии привлечения молодежи к политическому участию как «определенную последовательность приемов и способов воздействия на молодежь, рассчитанных как на собственно привлечение молодежи к участию в политическом процессе, так и на осуществление ряда глобальных целей»»[168].

К субъектам применения технологий стимулирования политического консюмеризма среди молодежи можно отнести государство, институты государственной власти, общественно-политические движения, политические партии и т.д.

Н. М. Беляева предлагает четыре механизма формирования гражданской активности молодежи в рамках государственной молодежной политики: гражданское образование, молодежные политические организации, молодежный парламентаризм и молодежные образовательные форумы (Селигер)[169].

В 2003г. Министерством образования РФ было принято информационно- методическое письмо «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ», которое заложило основу формирования системы гражданского образования, направленной на «подготовку молодого человека к жизни в условиях гражданского общества и демократического государства».

В Рекомендациях по развитию молодежного парламентаризма Министерства образования и науки РФ молодежный парламентаризм определен как система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы[170]. Молодежный парламентаризм является важным механизмом социализации и развития правовой и политической культуры молодых граждан. Кроме того, молодежные парламентские и правительственные структуры являются формой влияния молодежи на осуществление молодежной политики государства.

С 1995г. стали создаваться молодежные парламенты на региональном и муниципальном уровне. В 2001г. при Государственной Думе РФ была создана Общественная молодежная палата, а в 2004г. при Совете Федерации РФ — Молодежная парламентская Ассамблея. В 2005г. при Законодательном собрании Краснодарского края был сформирован Совет молодых депутатов Краснодарского края.

С. Н. Пшизова использует понятие политического консьюмеризма в анализе политического поведения российских граждан, рассматривая соответствующие эффекты с точки зрения динамики политической активности российского избирателя. К. А. Сулимов подразумевает более широкое поле взаимодействий граждан и государства, в котором последнее выступает производителем различных общественных благ[171].

Модернизация системы государственного управления привела к экономизации отношений между государством как производителем услуг и молодыми гражданами как их потребителями. Развитие института электронного правительства приводит к изменениям в характере отношений молодых граждан и органов государственной власти. В этом плане потребление молодыми «опытными пользователями-потребителями» производимых государством услуг является объектом государственной информационной политики.

Инфраструктура «электронной демократии» должна включать систему электронного голосования, интерфейс взаимодействия органов власти с населением и институтами гражданского общества; механизм сетевой коммуникации граждан с политическими партиями, негосударственными и правительственными объединениями. 6 мая 2008г. распоряжением Правительства РФ №632-р утверждается концепция «Электронное правительство». Действовала Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010гг.)[172].

Политическая активность молодежи в сети Интернет может иметь различные формы:

- участие в онлайн-сообществах в поддержку тех или иных политических деятелей;

- ведение политических блогов;

- обсуждение политической повестки на форумах, иных площадках;

- выкладывание в сети Интернет роликов, картинок и иных информационных единиц на ту или иную политическую тему.

Регулирование сетевого пространства в РФ осуществляется органам государственной власти на основании Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"[173].

Информационная безопасность детей в данном законе определена как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В целях государственной защиты информационной безопасности законодатель предусматривает ряд мер в части установления требований к обороту информационной продукции, запрещенной для детей. Не подлежит распространению в сети Интернет также информация, которая содержит угрозу в отношении прав и свобод, государственной и общественной безопасности, основ конституционного строя в соответствии со ст.3 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

ФЗ от 29.12.2010 N 436-ФЗ разрешил блокировку подозрительных Интернет-ресурсов и инициировал создание черного списка сайтов – единого реестра доменов и сайтов, содержащих информацию, запрещенную к распространению. В свою очередь обязанность оператора Реестра (Роскомнадзор) – вносить ссылки или доменные имена, содержащие любые запрещенные материалы. К запрещенным материалам относятся детская порнография, пропаганда самоубийств и использования наркотиков, информация о приготовлении наркотических средств, а также любая запрещенная судом информация.

На практике данный закон дает возможность органам государственной власти заблокировать любой электронный ресурс. Представители крупнейших поисковых ресурсов в России –Google и Яндекс – отметили недовольство данным законом, поскольку для выполнения формально обозначенных законом целей хватит точечного блокирования.

С 2000г. в РФ существует система протоколирования обращений к сети интернет – СОРМ-2. Система была разработана группой представителей Госкомсвязи РФ, ФСБ, ЦНИИ Связи и Главсвязьнадзора. В 2000г. также были сформулированы основные правила взаимодействия операторов связи с органами ФСБ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 №583 г. Москва «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», органы ФСБ получают право взаимодействовать с операторами связи при проведении оперативно-розыскных работ. П.13-14 Правил обязывают операторов связи составлять базы данных абонентов и предоставлять их сотрудникам ФСБ. Подобные базы должны содержать в себе такую информацию о пользователе, как ФИО, место жительства, паспортные реквизиты, сведения об оказанных услугах связи, в том числе о соединениях и входящем/исходящем трафике. Для получения данной информации санкции суда не требуются. На сегодняшний день все провайдеры РФ подключены к СОРМ-2[174].

Молодежь может участвовать в ультраправых национал-социалистических движениях. Государственная политика в сфере подобной формы политического консюмеризма молодежи включает в себя совокупность норм, структур, процессов и технологий, которые направлены на борьбу с участием молодежи в подобных радикальных движениях. Если говорить о технологиях, которые используют государственные институты в сфере борьбы с крайне правыми национал-социалистическими движениями, обычно фиксируется принцип наблюдения и невмешательства. Только когда ультраправая организация выйдет из-под государственного контроля, начинается ее преследование по всей строгости закона.

Характеризуя нормативно-правовую базу по борьбе с экстремистскими молодежными движениями, отметим, что в 2001г. Россия подписала Шанхайскую конвенцию «О борьбе с экстремизмом и терроризмом», в 2002г. в стране был принят ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Ведущее положение в сфере борьбы с экстремистскими молодежными организациями занимает Прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности, органы внутренних дел РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций связи, охраны культурного наследия.

Профилактика ультраправого экстремизма в молодежных сообществах связана с проведением ряда мероприятий, направленных на повышение толерантности, патриотизма в молодежных сообществах.

Государственная политика патриотического воспитания молодежи – система мер, осуществляемых органами государственной власти, предусматривающая принятие НПА, регулирующих вопросы патриотического воспитания молодежи, проведение агитационных мероприятий молодежи и т.д.

В РФ действует ФЗ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии со ст.14 ФЗ от 28.03.1998 №53-ФЗ, граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военно-образовательные учреждения профессионального образования[175].

В 1996г. Указом Президента РФ от 16.05.1996№727 были утверждены меры государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи[176]. В РФ действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015гг.»[177].

Основные мероприятия в рамках реализации программы включают: проведение творческих научных конкурсов, фестивалей среди молодежи; организацию сборов и слетов руководителей патриотических молодежных клубов; проведение полевых лагерей с участием кадетских корпусов, школ, классов; подготовку теле- и радиопрограмм; размещение в средствах массовой информации социальной рекламы; учреждение ежегодных наград; организация и проведение историко-патриотических мероприятий; спортивных игр; координация деятельности общественных организаций в интересах патриотического воспитания.

В целом, государственная политика патриотического воспитания молодежи предполагает создание соответствующей нормативно-правовой базы; деятельность органов государственной власти в области патриотического воспитания молодежи; государственное воздействие на пропаганду патриотизма в СМИ и т.д. В политической сфере воспитание патриотизма связано с созданием государственной молодежной политики, которая следила бы за положением молодежи.

В образовательной и научно-исследовательской сфере воспитание патриотизма связано с государственной поддержкой научно-образовательных кружков, клубов, талантливой молодежи. В соответствии с Постановлением Правительства учреждена премия для поддержки талантливой молодежи[178].

Однако, как отмечает Н. Р. Ахвледиани[179], существует нехватка молодежных проектов патриотического воспитания; нет достойного субсидирования и финансирования молодежных проектов данной направленности; в некоторых регионах РФ не созданы центры патриотического воспитания молодежи.

В заключение второй главы «Потребительское поведение молодежи в фокусе государственной политики РФ» можно сделать следующие выводы. Теоретический анализ государственной политики по формированию здорового образа жизни молодежи позволяет аргументировать государственное вмешательство в формирование образа жизни молодых граждан несовершенством рыночных отношений в данной сфере, нерациональностью отдельных молодых потребителей, недооценкой ими рисков для здоровья.

С точки зрения воздействия государственных мер политики здорового образа жизни на отдельные элементы модели потребительского выбора, можно выделить следующие инструменты: информационные, административные и экономические.

В РФ приняты следующие программные документы, регулирующие государственную политику по формированию здорового образа жизни: «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года»,«Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 –2015 годы», «Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года».

Согласно материалам социологических опросов, существует расхождение между представлениями о здоровом образе жизни и фактическим поведением населения, отсутствие мотивации к поддержанию своего здоровья. Существует определенная специфика в восприятии и отношении молодежи к различным мерам государственной политики ЗОЖ. Наблюдаются существенные отличия в факторах, влияющих на курение и потребление алкоголя молодыми людьми, несмотря на то, что существует положительная зависимость между этими привычками. Это означает, что при разработке государственной политики необходимо учитывать особенности формирования каждого из факторов риска.

Политический консьюмеризм включает две формы: политически мотивированное потребительское поведение граждан, а также потребительски мотивированное политическое поведение граждан. Политический консьюмеризм молодежи включает не только традиционные формы политической активности (голосование на выборах, членство в политических партиях), но и новые формы (политическая активность в сети Интернет, альтерглобализм, направление петиций, обращений в органы государственной власти по электронной почте, бойкот товаров и услуг по политическим причинам, участие в протестных акциях, уличных демонстрациях). Отдельной разновидностью политического консьюмеризма является политический просьюмеризм.

Государственная политика в области традиционных и новых форм политического участия молодежи включает: государственную поддержку позитивных молодежных общественных объединений; государственную информационную политику в сфере предоставления государством молодым пользователям государственных услуг в электронной форме; государственное регулирование политической активности молодежи в сети Интернет. Данное направление государственной политики также предполагает борьбу государственных структур с участием молодежи в ультраправых молодежных объединениях и стимулирование развития патриотических настроений в молодежной среде и т.д.

Можно выделить четыре механизма формирования гражданской активности молодежи в рамках государственной молодежной политики: гражданское образование, молодежные политические организации, молодежный парламентаризм и молодежные образовательные форумы.

Существуют различные подходы к определению сущности культурного потребления молодежи. На наш взгляд, молодежь является потребителем культурных благ и услуг, когда посещает кинотеатры, театры, оперу, балет, выставки, фестивали, концерты классической и иной музыки. Молодежь выступает в роли производителя культурных благ и услуг, обучаясь в музыкальных, художественных школах, занимаясь в театральных студиях; участвуя в конкурсах, фестивалях, организуя праздники, фестивали и иные культурные мероприятия.

Государственная молодежная культурная политика (политика государства в области культурного развития молодежи) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры в молодежной среде, а также сама деятельность государства в области молодежной культуры.