Влияние неполной семьи на становление личности

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.

Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.

Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.

Существование неполной семьи в настоящем обусловлено в основном следующими признаками: смертью одного из супругов, относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью, распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания.

Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом.

Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.

Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя.

Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.