Влияние социальной среды на развитие и воспитание подростков

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий [1, с.68].

Социальную среду подростка составляют: школа, семья, друзья, сверстники, средства массовой информации и др. Рассмотрим влияние основных составляющих социального окружения на подростка. К ним мы относим:

1) семья: социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростка.

2) школа: отношение к учебе, отношения с учителями, статус подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников;

3) друзья, сверстники: социальное положение, положение подростка в группе, ценностные ориентации.

4) средства массовой информации: телевидение, книги, журналы, газеты и пр.

Влияние семьи на воспитание подростка.

В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык.

Родители помогают раскрыться внутреннему миру и индивидуальным качествам личности. На подростков влияют образ жизни их родителей, их поведение, стиль воспитания. Это некая микромодель общества. А для того чтобы стать полноценной личностью с положительными жизненными установками, подростку надо помочь овладеть огромным багажом знаний, умений и навыков. Это и адекватная самооценка, и верное восприятие окружающего мира, и конструктивное поведение в опасных ситуациях, и многое другое.

Однако 50 процентов времени подростки проводят вне дома. Поэтому особое место в становлении личности занимают и школа, и различные учреждения системы дополнительного образования.

Влияние школы на развитие подростка.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний.

Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в школе. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях.

К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим важным параметрам. Такие различия существуют:

1) в отношении к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного;

2) в общем развитии - от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень ограниченного кругозора;

3) в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;

4) в интересах - от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.

Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения подростков со школьным коллективом, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Высокий социометрический статус подростка в классе обеспечивается:

1) наличием положительных качеств личности, ценимых классом;

2) совпадением ценностей подростка с ценностями класса,

3) адекватной и даже немного заниженной самооценкой по особенно ценимым товарищами качествам.

У непопулярных и отверженных классом подростков самооценка часто ошибочна, в большинстве случаев - завышена. Характер самооценки подростка - важный момент для развития отношений с товарищами. В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным, увеличиваются две крайние группы детей (популярные и изолированные) и возрастает стабильность положения ребенка в коллективе.

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.

В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.

Влияние сверстников и друзей на подростка.

Для подростка характерно отношение к определенной субкультуре. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на воспитание подростка постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, друзья), значимы для него [13, с.14].

Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание подростка.

В процессе взаимодействия подростка с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию подростка не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и др.

Увлечение кино характерно для подростков, а книга становится субъективно необходимой для подавляющего большинства их. Книга и фильм не только объективно, но и субъективно выступают как средство познания жизни и людей. То и другое является своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни и проблемы человеческих отношений.

Любимый герой подростка - это человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий победителем. Подростка увлекают сюжеты, где показана борьба с силами природы, различными трудностями, со злом в разных формах его проявления. С возрастом подростка все больше интересуют проблемы человеческих отношений, возможностей, любви. Именно книги и фильмы позволяют подростку узнать о сложности отношений и чувств, об их месте в жизни человека. Они раздвигают границы его жизни. Для подростков характерны сопереживание героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, подстановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного.

Благодаря книгам и кино он в особой форме и особым способом приобщается к жизни взрослых - осваивает опыт человеческих отношений и чувств, в данный момент ему недоступный. Мысленное освоение опережает практическое. Это очень важно для развития подростка.

Таким образом, на подростка оказывают влияние различные факторы. От социального окружения зависит развитие и воспитание ребенка. В семье закладываются основы поведения и жизненные установки (ценности), однако большую роль в воспитании подростка оказывает школа и школьный коллектив. Подросток проходит важную стадию становления своего "Я" и поэтому для него свойственно подражание значимым для него лицам и принятие тех установок, которые характерны для той или иной молодежной субкультуры. Немаловажную роль в воспитании подростка играет телевидение, которое формирует в подростке определенные образцы поведения.