Влияние улицы на формирование личности

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка является индивидуально-психологические особенности детского возраста.

В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

«Дети улицы» - это дети(ребенок), не достигшие 18 лет., результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие(живущий) на улице и для которых(которого) она является родным домом.

Основные причины формирования личностей «дети улицы»

Основными причинами формирования таких личностей является:

  ·  потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства;

  ·  если ребенок брошен родителями;

  ·  родители, лишенные или находятся в процессе лишения родительских прав;

  ·  жестокое обращение с ребенком в семье;

  ·  агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;

  ·  одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда родители отстраняются по разным причинам от его воспитания;

  ·  материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;

  ·  творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неординарное и не находящая возможности к самореализации;

  ·  недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и другие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатские учреждения;

  ·  психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству;

  ·  субкультура детской среды, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как к доминирующей, и другие причины.

«Дети улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами.

К ним относят оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с:

  ·  лишение их родительских прав;

  ·  ограничением в родительских правах;

  ·  признанием их безвестно отсутствующими;

  ·  признанием их недееспособных ( ограниченно дееспособными);

  ·   нахождением их в лечебных учреждениях;

  ·  объявлением их умирающими;

  ·  отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

  ·  уклонением от воспитания детей или то защиты их прав и интересов;

  ·  отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.

Классификация «детей улицы»

Существуют классификации «детей сирот»:

А) в зависимости от времени нахождения ребенка на улице:

  ·  дети, воспитание которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;

  ·  дети, периодически уходящие из семьи, на короткое время и возвращающиеся домой;

  ·  дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время( от нескольких недель до полугода);

  ·  дети, живущие на улице длительный срок (год и больше);

  ·  дети-воспитанники сиротских учреждений, лишенные попечения родителей и воспитывающихся средой жизнедеятельности;

  ·  молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формально они имеют жилье, но их за специфики организации жизнедеятельности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни и тоже оказываются на улице.

В) в зависимости от социального положения ребенка;

  ·  бездомные -дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те которым по каким-либо причинам негде жить;

  ·  безнадзорные -несовершеннолетние дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

Суть этого общественного явления заключается в отсутствии должного наблюдения за детьми(ребенком) со стороны родителей или лиц, их занимающихся. Такие дети могут приходить постоянно или периодически ночевать дома. К ним относят и тех, родители (или лица, их занимающие) которых(которые) используют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, проституции, воровству и пр. Надзор в таком случае используется в интересах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности - беспризорность;

  ·  беспризорные - безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами - это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие определенного места жительства. Такая категория детей может быть как при живых родителях или лицах, их заменяющих, так и без них.

Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их - значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитания и обучение, помочь в самоопределении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать социальный работник, социальный педагог и другие специалисты. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное учреждение.