Возникновение и развитие социологии в ХІХ в

Социология Огюста Конта

Основные понятия: позитивизм, социальная статика, социальная динамика, социальная эволюция, классовая боротьба.

Термин "социология" появился лишь в начале XIX века. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Огюста Конта (1798-1857), часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит "наука об обществе". Фраза О. Конта: "Наука - сама себе философия", выражает стремление О. Конта отделить науку от метафизики (исследование бытия, природы мира), из этого следует, что О. Конт был позитивистом. Основная цель позитивизма - получение объективного знания. Впервые слово "социология" Огюст Конт применил в своей работе "Курс позитивной философии" 1842 г. Социологическая теория О. Конта состояла из "социальной статики"и "социальной динамики".

Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. По мнению Конта, в обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур. Социология возникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.

Огюст Конт характеризует свой метод следующим образом. "Поскольку, - говорит он, - социальное явление, рассматриваемое в целом, есть, в сущности, лишь простое развитие человечества, возникшее без всякого участия каких-нибудь способностей, таким образом, все действительные склонности, которые социологическое наблюдение сможет последовательно обнаруживать, должны будут, следовательно, быть найдены, по крайней мере в зародыше, в том основном типе, который биология заранее построила для социологии". с его точки зрения, доминирующий факт социальной жизни - это прогресс; в то же время прогресс зависит от исключительно психологического фактора, а именно стремления, влекущего человека ко все большему развитию своей природы. Социология О. Конта представляет собой не столько специальное исследование социальных организмов, сколько философское размышление о человеческой социальности вообще. Социология, по Конту единственная наука, которая изучает как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество - действительностью, подчиняющейся естественным законам. Общественные явления в отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения преобразований, развиваются во времени. Их сущностью является историчность. Существенной частью контовской социологии является разработка проблемы методов, применимых в исследовании общества.

Наблюдение, утверждает Конт, является основным методом исследования в социологии.

Вторым по значимости методом социологии Конт считал экспериментальный. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменениями, под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

Третий метод позитивных наук, применимый и в социологии - это сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития обществ.

Четвертый метод - это исторический метод - метод исторического сравнения последовательных различных состояний человечества.

Из всего вышеуказанного следует, что социология Огюста Конта - это наука, которой О. Конт дал имя, определил ее предмет и методы, хотя, как это не звучало бы странно, ни одну из своих теорий на практике не проверил.

Возникновение и развитие натуралистического направления в социологии

Натурализм в социологии 19-го века, это концепция в социологии, которая сводит социальные феномены к биологическим или физическим (редукционизм)

Идеологом этого направления принято считать Э. Дюргейма (1858-1917). По существу он дал новую методологию в современной социологии, а именно натурализм-понимание законов общества по аналогии с законами природы.

В социологии XIX - нач. XX в. существовали две главные формы натурализма - социал-биологизм и социал-механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма (А Шеффле, Р. Вормс и др.) и социального дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Вольтман и др.). Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом, а также переносили действие законов естественного отбора и борьбы за существование на развитие общества. Г. Спенсер заложил основы теории социальной эволюции еще до того как Ч. Дарвин разработал общие теории биологической эволюции. Сторонники механицизма в социологии (А. Кетле, Г. Кэри, Л. Винярский, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках. В современной социологии можно вычленить две основные ветви натурализма. - методологическую и онтологическую. Обе принимают позитивистский тезис "единства науки", но интерпретацию дают разную.

Сторонники методологического натурализма, исходят из признания единого для естественных и социальных наук "научного метода", распространяют на сферу социального познания наиболее общие принципы и понятия естественных наук, стремясь учесть вместе с тем своеобразие социальной действительности. Приверженцы онтологической ветви. настаивают на содержательном, предметном единстве социологии и естественных наук, пытаются редуцировать общественные закономерности к природным. Большинство современных редукционистских концепций - таких, как бихевиористская социология (Бихевиоризм), биосоциология, возникают под влиянием достижений в новейших областях естествознания - экспериментальной психологии, этологии, генетики и др. Для всех них характерно игнорирование качественные своеобразия социальных закономерностей, фатализм во взглядах на 'человеческую историю, что в свою очередь пересекается с марксистской социологией. Маркс считал что социальная эволюция (исторический процесс) изначально предопределена ее исходной сущностью, которая разворачивается во времени - наподобие роста растения из зерна, т.е. существует некое заранее известное конечное состояние эволюции

К. Маркс и социологическая концепция марксизма

Карл Маркс (1818-1881) считается основателем теории социального конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов.

Для социологии принципиальное значение имеет идея К. Маркса о том, что природа есть тело человека. А человек должен заботиться о своем теле. Именно человек, в конечном счете, является определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений с природой. Поэтому наряду с технологическими, организационными, экономическими проблемами многое зависит от экологического сознания, поведения людей.

История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций

Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания. Материальные потребности и интерес обуславливают поведение и деятельность людей, их цели, психологический настрой, идеи и теории. Имеются в виду как общие, так и личные интересы. По мнению Маркса общие интересы (интересы больших и малых социальных групп), выражают "взаимную зависимость индивидов между которыми разделен труд". Общественное сознание истолковывается как отражение общественного бытия людей в ходе их общественной практики, различных видов их социальной деятельности. Тем самым он объяснил природу, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективное социальное основание, а именно общественное бытие людей.

С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой. Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории.

Важно понимать, что основное внимание марксистской социологии направлено на изучение объективных законов материального производства и их воздействия на социальную, политическую, духовную сферы общественной жизни и общества в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущихся сил социального процесса, представляет развитие общества как закономерный исторический процесс. Для исповедующих марксистскую социологию - характерно отношение к ней как к догме, истине в последней инстанции, это гасит творческое начало в развитии и применении марксистской социологии.