Волонтерское движение в России и за рубежом

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

На редкость кратко объяснялось слово "волонтер" в советских словарях и справочниках: "волонтер (от французского volontaire - доброволец) - человек, добровольно поступивший на военную службу". Между тем почти с самого начала XX столетия смысл слова начал меняться и изменился настолько, что теперь мысль о его военном значении приходит в голову лишь во вторую очередь.

Сегодня этот термин вызывает совершенно иные ассоциации. Согласно новым представлениям волонтер - человек, который сознательно и добровольно оказывает помощь и самые различные услуги тем, кто в них нуждается, без расчета на вознаграждение. Бескорыстно. То есть даром.

В СССР слово "волонтер", если употребление его не было связано с военной историей, являлось в некотором роде запретным. Даже в крупнейшем отечественном книгохранилище - Российской государственной библиотеке, бывшей Ленинке, не удастся найти ни одного(!) материала российских или советских авторов по истории современного волонтерского движения, которая насчитывает почти девяносто лет. Причиной тому - политическая разделенность нашего мира обитания, продолжавшаяся долгие восемь десятилетий.

В 1920 году под Страсбургом, на границе измученных четырехлетней войной противоборствующих государств, был осуществлен первый волонтерский проект. Немецкая и французская молодежь вместе восстанавливала разрушенные войной фермы по обе стороны границы. Наша молодежь в это время тоже боролась с послевоенной разрухой и трудилась также практически бесплатно, но это, конечно, было несколько иное. Задачи стояли другие: оборониться от враждебного окружения капитализма и подготовить его окончательную ликвидацию. Может, потому мы и не слышали до последней поры о германо-французской инициативе мирного созидательного братания.

А дальше было еще сложнее. Пик развития волонтерского движения пришелся на годы самого жесткого противостояния времен "холодной войны". В 1961 году президент США Джон Фитцджеральд Кеннеди с одобрения конгресса основал государственное агентство "Корпус мира". Романтики говорят: ради оказания бескорыстной помощи развивающимся странам. Реалисты: для повышения имиджа США в этих самых странах. Верно и то и другое. Помощь действительно оказывалась и оказывается, однако законы мировой политики таковы, что любое государственное решение принимается прежде всего в интересах самого государства - иначе для чего государство нужно населяющим его людям? Поэтому советской пропагандой Корпус мира был раз и навсегда объявлен филиалом ЦРУ, а его сотрудники - квалифицированной, специально подготовленной разведывательной агентурой противника, ведущей подрывную идеологическую работу против системы социализма. Наша идеология тогдашних лет просто отказывалась принимать саму возможность массового бескорыстного труда со стороны представителей капиталистического общества.

Тем не менее сотрудники Корпуса мира были волонтерами. Романтически настроенная американская молодежь по призыву правительства практически бесплатно отправлялась в беднейшие районы планеты сопровождать гуманитарные грузы, а заодно "поделиться плодами свободы и демократии" - именно к этому и призывал их DFK - основатель корпуса, президент Кеннеди. Среди 8 тысяч первых добровольцев разведчики, возможно, и были. Да наверняка были: в преддверии третьей мировой важна была всякая крупица информации с нейтральной полосы, за которой начинался "железный занавес". Но работали они там все-таки не джеймсами бондами, а врачами и преподавателями.

И тогда и сейчас добровольцы получают не зарплату, а две стипендии. Одна - в размере 225 долларов в месяц - накапливается на счету волонтеров и выдается единой суммой по окончании службы, другая - около 200 долларов в месяц - в местной валюте, чтобы купить еду и другие необходимые вещи. В самом деле, немного даже по современным российским меркам, если учесть отнюдь не комфортные условия труда. Принимающие добровольцев Корпуса мира страны - а таких сегодня насчитывается уже 75 - берут на себя жилищные расходы; они должны предоставить добровольцам жилье такого же стандарта, как у местных жителей.

Разумеется, у нас тоже были мирные добровольцы. Они отправлялись возводить

Комсомольск-на-Амуре, поднимать целину и строить БАМ. Но все же - за деньги, будущие квартиры и прочие незатейливые житейские блага, хотя и в весьма отдаленной перспективе. Пожалуй, единственными настоящими волонтерами можно было называть лишь тимуровцев - детишек от 12 до 14 лет, эпизодически помогавших по разнарядке райкома ВЛКСМ одиноким старикам, до тех пор, пока и тем и, кстати, другим это не надоело. Да большего от детей и требовать нельзя.

Как бы волонтерами становилось все население СССР в день ленинского субботника. Мыли потемневшие за зиму оконные стекла в своих институтах и конторах, подметали территории заводов, фабрик и жилых дворов, исправляя недостатки работы коммунальных служб и экономя бюджетные средства. Но все же именно "как бы". С другой стороны, особой необходимости в создании организаций систематического бесплатного труда в стране не было, поскольку заработная плата огромной части населения и так не достигала размеров волонтерского пособия.

Тем временем добровольческое движение в мире с каждым годом становилось все шире. Возникали международные организации волонтеров, в том числе под патронажем ЮНЕСКО и ООН. К настоящему времени ежегодно в различных добровольческих акциях принимают участие более 110 млн человек. Подсчитано, что 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Две трети из них регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. Каждый третий житель Германии является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Примерно те же пропорции характеризуют волонтерское движение Японии, Ирландии, США и многих других экономически развитых стран.

Естественно, что идеи волонтерской деятельности с 1990-х годов понемногу начали проникать и в Россию.

Прививать идеи добровольчества в современной России невероятно трудно. Если человек, занимающийся честным, созидательным трудом, в общественном сознании сделался почти символом неудачника, если взамен совсем недавно престижнейших профессий физика, химика, авиаконструктора, геолога и т. д. подростки мечтают сделать карьеру менеджера, работника банка или чиновника, как же можно относиться к тому, кто работает вообще бесплатно?

И все же те, кто добровольно и бескорыстно отдает свое время и силы, помогая тем, кому помощь так необходима, у нас есть. Масштабной деятельностью похвастаться мы пока не можем, однако российские студенты-волонтеры во многих городах работают с трудными подростками и детьми из детских домов, охраняют, поелику возможно, природу и очищают территории от мусора, помогают возрождать архитектурные памятники, пропагандируют донорство и профилактику СПИДа и делают многое другое. Волонтерские отряды создаются в крупных городах и глубинке не по приказу сверху, а по убеждениям. Пусть они пока не слишком многочисленны. Самое главное, что эти первые ростки лишены какой-либо идеологической окраски, превращающей любую благотворительность в смешную и жалкую пародию на саму себя. Бескорыстная деятельность очищает человеческую душу, сегодня она - своего рода маленький, но постоянный подвиг, требующий от совершающего его, как и всякий подвиг, немалой решимости и душевной силы. Пожалуй, степень готовности к нему наилучшим образом характеризует цивилизованность государства и всех его институтов. Волонтерство не самоцель, а следствие, результат нравственного роста человека и общества в целом.

В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до первой мировой войны 1914-1918). В XVIII - первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.

К сожалению, в отличие от стран Европы, Азии и Америки, уровень развития данного вида деятельности в России остается крайне низким. Труд волонтеров для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций практически не применяется, хотя с середины 90-х годов отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий.

Редкое использование безвозмездного труда в России объясняется сложным экономическим положением граждан, кризисным состоянием многих некоммерческих и государственных организаций, неразвитостью гражданского общества. До революции в помощи малоимущим, детям-сиротам, работе на добровольной и безвозмездной основе в приютах, больницах, школах участвовали представители не только российской интеллигенции, но и предпринимательского класса. В годы советской власти волонтерство приняло новую форму: участие в общественных работах на безвозмездной основе приобрело принудительный характер. То есть основной принцип добровольности был нарушен, что, естественно, не могло не сформировать негативное отношение граждан к подобному труду.

Непопулярность добровольчества в России в настоящее время связана и с отсутствием нормативных актов и, как следствие, невозможностью стимулировать труд волонтеров. В отличие от американского законодательства, закрепляющего предоставление добровольцам разнообразных скидок на продукцию организации, получение бесплатных образовательных и культурных услуг, российское законодательство этого не допускает (согласно ст. 5 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" труд добровольца безвозмезден). В результате многие российские организации для привлечения волонтеров вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя им привилегии. Кроме того, на развитие отечественного волонтерства отрицательно влияет то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж.

Улучшить ситуацию могло бы внесение дополнений в Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", прежде всего касающихся изменения формулировки о "безвозмездности труда волонтера", исключающей любое материальное и нематериальное поощрение, а также определения механизмов стимулирования добровольного труда и контроля за ним.

В целом же волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие "социум". История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Добровольческий труд имеет свою традицию и в России. Он явился важнейшей характеристикой отечественной истории. Для крестьянских общин в России был характерен этот вид труда при решении общих проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние которого сохраняется и поныне. Наряду с общинными формами, общественное благодеяние в России обретало и другие формы, что нашло отражение в гражданских движениях, объединивших в своих рядах большое число известных и неизвестных активистов, нравственной потребностью которых была помощь ближнему. Один из известных примеров - безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры - «хождение в народ». Другой пример: Московской городской Думой в 1894 г. учреждаются «Городские Попечительства о бедных», концепция которых разработана В. И. Герье. В «Русских Ведомостях» №57 за 1895 г. приводятся его слова: «Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы Попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей». После революции 1917 г. добровольный труд граждан в СССР был массовым в силу организационной его поддержки государственно-партийными структурами. Он рассматривался как предкоммунистический или даже коммунистический труд (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Однако добровольный труд не был полностью свободным для граждан общества этого периода, носил во многом идеологический и частично оплачиваемый характер.

Следует отметить: добровольческая помощь в различных видах издавна была существенной характеристикой русской национальной культуры наряду с традицией соучастия и сопереживания судьбе ближнего. Достаточно вспомнить распространенные в русских деревнях «помочи» – когда вся община помогала справиться с непосильными для одной семьи проблемами и трудностями. Чаще всего собирались на постройку дома, полевые работы, строительство плотин и т. п. Семья заранее объявляла о «помочах», готовила угощение и все, что потребуется для большой работы. Пословица «дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» отражает социальное значение таких обычаев, базирующихся на проверенных опытом принципах милосердия, благотворительности и гуманизма .

В СССР решающую роль в процессе социализации подрастающего поколения играло участие молодых людей в общественном производстве и труде (это позволяло на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять и развивать духовные и физические способности). С этой целью организовывалась работа в учебно-производственных комбинатах, молодежных производственных бригадах, лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. В трудовом воспитании работающей молодёжи значительную роль играло получившее массовый характер наставничество – движение высококвалифицированных кадровых рабочих по подготовке рабочей смены. Соединение обучения с производительным трудом создавало широкие возможности для переноса знаний, полученных при изучении основ наук, в область практической деятельности, стимулировало способность к самостоятельному, творческому решению трудовых задач, формировало важнейшие качества личности молодого человека.

С распадом СССР этот отлаженный механизм перестал действовать. Преобразования в России, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели к существенному росту негативных явлений. Самым беззащитным и неподготовленным к этим изменениям оказалось молодое поколение. Российское детско-молодежное общественное движение пережило в 1990-е гг. кардинальную ломку механизмов отношения к их инициативам со стороны государства. Произошла фактическая ликвидация и самоликвидация на государственном уровне крупнейших молодежных организаций, выполняющих воспитательную функцию в образовательных учреждениях и трудовых коллективах. Уменьшилось влияние молодежи на социально-экономическое, политическое и духовное развитие страны. Многих представителей нового поколения коснулся кризис идентификации: они не осознавали своего предназначения в обществе. Постепенно, однако, ситуация изменялась: появилось много новых молодежных объединений, предпринимались попытки воссоздать в государственном масштабе движения детей и молодежи. По официальным данным, в 2005 г. в стране было зарегистрировано почти 600 тыс. общественных организаций, в том числе и волонтерские объединения.

В Германии достаточно часто выпускники школ принимают решение отработать Добровольческий социальный год, так как хотят после 12-13 лет учебы заняться трудом, с учетом практического опыта, определить собственные интересы, направление будущей профессиональной деятельности. Все это развивает личность молодого человека, способствует его успешной социализации. Это подтверждают материалы социологического исследования (проведенного в 2002-2005 гг. «Югендауфбауверк» по поручению Федерального Правительства Германии и при сотрудничестве с различными министерствами): год добровольческой службы для развития личности, как считают социологи, соответствует примерно 3-м годам школьной жизни.

В России, как представляется, «инициативным ядром» реализации волонтерских проектов, их обширной социально базой может выступать студенчество. Современное понимание добровольческой деятельности, привлечение студентов к ней следует, на наш взгляд, рассматривать в рамках социальной и педагогической работы. В данном контексте понятие волонтерства как формы благотворительного служения во имя гуманистических идеалов органично связывается с деятельностью образовательно-воспитательных институтов. Принципы и мотивы волонтерства, сама добровольческая социальная работа, способствуют формированию у молодого человека не только навыков, необходимых для профессионального роста, но и таких важных качеств, как трудолюбие, милосердие, доброжелательность, гуманное, толерантное отношение к людям.

Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. Международное волонтерское движение появилось в 1920-х годах после Первой Мировой войны, во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. В 60-х годах возникают десятки волонтерских программ с миротворческой целью – подружить Восточную и Западную Европы, участники которых, совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир чуточку лучше.

История волонтерского движения в России насчитывает не одно десятилетие. Понятие «волонтер» (доброволец) очень изменилось за последние 20 лет. В 80-е годы "добровольцы" ехали на целину и получали за свою работу зарплату, а "добровольность" работы на субботниках и уборках часто была связана с общественным принуждением («добровольно-принудительно»). В современном понимании волонтерство в России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

Во «Всеобщей декларации волонтеров» определяется, что «в соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года и Международной Конвенцией о правах ребенка 1989 года исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития.

Волонтерство:

- это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

- это активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ;

- способствует улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности;

- выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода ассоциаций;

- способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого мирного общества;

- способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий».

Это добровольный труд в интернациональной команде молодых и продвинутых людей. Волонтеры отправляются в одну из 40 возможных стран мира для участия в археологических, социальных, архитектурно-восстановительных или экологических акциях.

Существует несколько видов волонтерской службы, можно участвовать в долгосрочных проектах, уезжать за границу на полгода или на год, можно поехать в добровольческий лагерь на пару недель, а можно участвовать в различных семинарах, акциях и мероприятиях.

Проекты добровольческой службы многогранны, они охватывают различные сферы, начиная с работы с детьми и молодежью и заканчивая деятельностью по охране окружающей среды. Заработная плата волонтеру не полагается, но взамен участник проекта получает бесплатное питание и проживание, карманные деньги, новых друзей и интенсивную языковую практику, ведь ничто так не улучшает знание иностранных языков, как общение с носителем языка.

Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79%.

В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Таким образом, добровольчество стало важной составляющей демократического общества.

Для западной (у нас это пока редкость) компании наличие в резюме записи "работал в волонтерском проекте" - серьезный аргумент в пользу кандидата на вакантную должность. Постепенно эта практика приживается и у нас, ведь из этой записи работодатель понимает, что перед ним человек с активной жизненной позицией, а он может стать и харизматичным лидером, который успешно справится с поставленными задачами и будет способен повести за собой людей. А такие работники везде нужны.

Волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране. На сегодняшний день добровольческое движение наиболее распространено в США. Оказание безвозмездной помощи другим считается абсолютно нормальным явлением в Америке и Европейских странах. К сожалению, из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. В задачи современных общественных и благотворительных организаций входит популяризация волонтерства, пропаганда идей добровольчества и создание позитивного имиджа волонтера. История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В России идея волонтёрства (добровольчества) уходит в далекие времена, вглубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам.

Смысловое значение слова "волонтер" сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ, то они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.

Интересно, что понятие волонтер в Большой Советской Энциклопедии трактуется как лицо, добровольно поступившее на военную службу. Понятия добровольца или добровольчества и вовсе не рассматриваются.

Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. Их деятельность регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: "Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации".

Волонтерство преследует цели реализации социальных, благотворительных и духовных интересов, а не получения материального поощрения. Труд волонтеров в учреждении культуры обычно сводится к работе с посетителями, помощи в организации мероприятий, сбору внешней информации и т.д. Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичный характер работы. Как правило, отношения между добровольцем и организацией культуры регулируются договорными обязательствами, строго определяющими объем работ. Кроме того, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности. К примеру, волонтеры несут ответственность за выполнение норм и требований организации, сохранность ее материальных ценностей, а также любую деятельность, подрывающую репутацию учреждения культуры и т.п. Все это позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

На наш взгляд, волонтерство (добровольчество) - это система трудовых отношений, использующая механизм нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. В ходе исследования добровольческих трудовых отношений в сфере культуры США нами выделено образовательное, информационное и досуговое (нематериальное) стимулирование волонтеров. К первой группе относится предоставление волонтерам возможности участия в образовательных программах организации культуры на бесплатной или льготной основе, приобретения опыта работы на различных направлениях деятельности и т.д. Вторая группа подразумевает доступ к информационным источникам и материалам, таким, как библиотечная система, научно-исследовательские разработки, новые технологии и др. Третья группа предполагает предоставление волонтерам возможностей организации досуга, например, бесплатного посещения проводимых учреждением культуры мероприятий, скидок на продукцию, услуги и т.д.

Бурное развитие волонтерства в США привело к использованию многими организациями культуры труда добровольцев в качестве основного ресурса. Чаще всего подобная практика характерна для небольших по размерам музеев, галерей и др. Кроме того, популярность добровольчества стала причиной появления в США организаций, занимающихся подготовкой и распределением волонтеров в некоммерческие структуры (различного рода благотворительные центры, агентства, специализирующиеся в сфере добровольческих трудовых отношений).

В современной России, в отличие от США, уровень развития добровольчества в экономике в целом и в сфере культуры остается крайне низким. В структуре привлеченных средств учреждений культуры такой источник, как добровольчество, практически отсутствует. Однако отдельные организации культуры с середины 1990-х годов начали применять труд волонтеров. Прежде всего - это музеи. Государственный Эрмитаж, Русский Музей используют труд волонтеров, чья численность в каждом музее не превышает десяти человек. Естественно, респонденты имеют, главным образом, среднее образование и располагают годовым доходом менее 1 тыс. долл. Принимают участие в волонтерстве и учителя, домохозяйки, пенсионеры. Таким образом, российская профессиональная структура добровольцев имеет общие черты с американской. Однако социальная и демографическая структуры добровольцев в России принципиально отличаются. В российских музеях среди волонтеров преобладают люди молодого возраста со средним уровнем образования и низкими доходами. В качестве мотивов участия российские добровольцы рассматривают по степени убывания важности: получение дополнительных знаний и информации, возможность участия в закулисной жизни учреждения культуры, а также желание быть социально полезными, реализовать собственную инициативу.

Так, школьники и студенты увязывают добровольчество с прохождением учебной практики, получением опыта работы и профессиональных навыков. Пенсионеры и домохозяйки видят в волонтерстве способ организации досуга, а учителя и другие респонденты оценивают добровольчество как плату за пользование услугами учреждения культуры. Следовательно, в отличие от США, волонтерство в российской сфере культуры расценивается в основном с позиций взаимовыгодного обмена и не пользуется широкой поддержкой среди населения. Непопулярность волонтерства в России, по сравнению с США, можно объяснить сложным экономическим положением граждан, а также отсутствием законодательных мер стимулирования труда добровольцев. Как отмечалось выше, методы стимулирования волонтеров в США крайне разнообразны - от скидок на продукцию организации до бесплатных образовательных и культурных услуг. Отметим, что российское законодательство не допускает получение добровольцем продукции и услуг организации на бесплатной или льготной основе. [Городецкая И. Добровольческое движение в США // МЭ и МО. 2001. № 1.]

Добровольческое движение в России сегодня переживает новый подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. По оценкам экспертов в России сегодня добровольцами являются около 9 млн. человек. К сожалению, добровольческое движение в России не поддерживается государством, которое пока не оценивает его как значимый политический и социально-экономический ресурс. Российские добровольцы, в отличие от добровольцев других стран, работают только в некоммерческих организациях – благотворительных, экологических, правозащитных и других. Они помогают организациям решать вопросы обеспечения их деятельности (привлечение финансовых ресурсов, пропаганды ее деятельности в СМИ, организация мероприятий и т.д.) и выполнять их программы (оказание социальной и другой помощи населению, охрана природы, защита прав инвалидов, беженцев и т.д.). При этом число добровольцев, вовлеченных в деятельность организации, определяется не только ее финансовыми возможностями по оплате труда персонала, но и видом деятельности, а также идеологией, то есть желательностью для нее привлечения в качестве добровольцев широких слоев населения. Некоторые характеристики российского добровольческого движения позволило получить исследование, проведенное Институтом проблем гражданского общества в 2002 году.

Мотивации участия в добровольческой деятельности очень разнообразны. Наиболее часто называются желание помочь нуждающимся, стремление усовершенствовать окружающий мир, самореализоваться, интересно провести свободное время, получить новые знания и профессиональные навыки, расширить круг общения.

В каждой возрастной и социальной группе можно выделить преимущественные мотивации. Так, например, пенсионеры в добровольческой деятельности видят возможность «подтверждения их нужности и полезности для общества», шанс «вернуться к системе взаимоотношений людей советского времени, основанной на взаимопомощи, к коллективному образу жизни». Исследование, проведенное Институтом годом раньше среди московских пенсионеров, показало, что 8,4% опрошенных, сами остро нуждаясь в социальной, материальной и другой помощи, готовы работать безвозмездно в общественных организациях, которые оказывают помощь другим нуждающимся.

Оценить в денежном выражении деятельность добровольцев крайне затруднительно из-за разнообразия выполняемых ими работ, отсутствия системы учета их труда и общепринятой методики его оценки. Однако даже по отдельным данным можно судить об экономической эффекте добровольчества.

Что то же движет людьми, которые на безвозмездной основе выполняют общественно значимую работу? Для кого-то волонтерство – это возможность интересно и с пользой провести время, для кого-то – желание объединиться с единомышленниками в решении определенных проблем, для кого-то – стремление к получению новых знаний. Участие в работе различных общественных организаций отвечает естественной потребности человека быть членом группы, ценности которой совпадают с его собственными.

Волонтеры оказывают существенную помощь организациям, существующим часто лишь на благотворительные пожертвования и очень ограниченным в средствах. Добровольцы могут как выполнять любые задания, так и проявлять инициативу, предлагая свои идеи, способствующие достижению целей организации. Волонтеры распространяют информацию об организации в личном общении, привлекают новых добровольцев, поощряют гражданскую активность. Волонтер – это не просто помощник, это социально активный человек, который распространяет знания и своей работой подает пример другим людям.

Сейчас в России волонтеры участвуют в работе общественных организаций, реализующих свои проекты в различных сферах – социальной, культурной, сфере здравоохранения.