Г. Зиммель - немецкий философ-идеалист и социолог

Г. Зиммель родился в 1858 году. С 1885 года приват-доцент, и профессор университетов Берлина с 1901 года и Страсбурга с 1914года.

Его ранний период прошел под влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина, в 1900-х годах сменился воздействием идей И. Канта, в особенности его априоризма.

"Жизнь" понимается им как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Характерный пафос жизни как иррациональной судьбы пронизывает философию Зиммеля.

В работах по социологии он выступает основоположником формальной социологии. Предметом социологии считает формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. При этом социальное односторонне понимается как совокупность межиндивидуальных отношений.

Зиммель дал социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы. Работы оказали большое влияние на последующее развитие буржуазной социологии в Германии.

Обширное теоретическое наследие Г. Зиммеля содержит в себе множество продуктивных социально- философских и социологических идей и целостных концепций, отчасти воспринятых традицией социального теоретизирования, отчасти всё ещё ожидающих критической интерпретации и соотношения со сложившимся в социологии "концептуальным словарём". Особенно значимы для общей социологической теории зиммелевские взгляды на общество как предмет социологического анализа, а также на природу социального действия.

Зиммелевская формальная социология имеет своим предметом не общество как абстракцию, а формы обобществления, она изучает основные формы взаимодействия. В его социальной теории субъективный смысл действия определяется и переопределяется в ходе взаимодействия двух и более индивидов, то есть интенциальное социальное действие - это всегда взаимодействие по меньшей мере двух сторон, и понимания мотива действия возможно лишь в этой обоюдной рефлексивной перспективе.

Неоднократно повторяется в работах Зиммеля ментальный, духовный характер происходящего обобществления, который позволяет говорить о том, что общество и социальное взаимодействие для него существуют прежде всего в сознании, в разуме действующих, а социальные изменения и исторический процесс в целом отражают прежде всего изменения в формах обобществления, рационализацию, усложнение структуры пересекающихся социальных кругов.

Ключевые идеи Зиммеля о рефлексивной и обоюдной природе социального взаимодействия сыграли большую роль в становлении теорий деятельности "модернистского" периода, прежде всего, оказав воздействие на формирование основ теоретического символического интеракционизма. Они также очевидным образом повлияли на новейшие попытки создания теории действия как "реляционной прагматики".

Зиммель считал, что социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, то есть от деятельности и целей, ради осуществления которых люди и вступают в соответствующие отношения.

Релятивистская социология Г. Зиммеля

Зиммель считал социологию, относительно всех существующих наук, новым методом, вспомогательным средством исследования, который должен изучать формы обобществления. Он ввёл подразделение на общую, чистую и философскую социологию. Указав на роль социологии как метода, он перешел к группе проблем, которые в более узком смысле можно назвать социологическими.

Во-первых, все события, все фактические обстоятельства жизни могут рассматриваться как порождение общественной жизни - их истока и субъекта, это общая социология.

Во-вторых, если общество - это взаимодействие между индивидами, то описание форм этого взаимодействия - задача социологии, это чистая социология.

В-третьих, определяется область философской социологии - это теория познания и метафизика соответствующих отдельных областей.

Проблема понимания, как метода гуманитарных наук остро стояла в ту эпоху. Речь шла о том, чтобы ухватить в науке, с ее общезначимыми и необходимыми выводами, уникальное, сугубо индивидуальное, имеющее особый интерес для историка и не выводимое ни из каких общих законов. Зиммель разработал свой оригинальный подход к пониманию.

Первым условием понимания является воссоздание в личности тех актов сознания, которые позволяют ей "войти в душу" другого. Так происходит, например, когда она понимает некую высказанную фразу. Но здесь, она понимает не говорящего, но сказанное. Чтобы понять говорящего, личности надо понять его мотивы.

Познание есть духовный процесс, он совершается самим субъектом и может быть возбужден только извне. Здесь речь идет о "агрегатном состоянии представления", где воедино сплавлены воссоздание соответствующего душевного акта и сознание того, что этот душевный процесс происходил в другом или других. "Определенным связям представлений сопутствует ощущение, что они возникают не только в силу случайности и моментальной переходящести духовной жизни субъекта, но что они имеют типическую значимость, что одно представление само собой указывает на свою сопряженность с другими, независимо от состояния души в данный миг, которое осуществляет это внутреннее отношение представлений в субъекте".

Таким образом, образуется новая категория, ее можно назвать синтезом, а можно говорить о том, что она находится по ту сторону различения индивидуального и необходимо-всеобщего, причины и основания.

Разрывая круг субъективности, Зиммель вводит идею априорности познания. Но поскольку познающий есть один из участников социального взаимодействия, то есть условие, при котором возможно существование индивидов и познание ими этого сосуществования.

Априори не ограничиваются их мыслительным содержанием, которое в мыслительном познании как бы скоординировано с содержанием чувственного данного, оно играет динамическую роль в представлении индивида, это реальная функция, внесенная в его конечный результат - познание. Его значение состоит в его действенности для осуществления нашего познавательного мира.

Первое априори социального взаимодействия - дополнение фрагментальных восприятий участниками взаимодействия.

Второе - каждый элемент общества есть не только часть его, но и нечто еще сверх того.

Третье - постулат о "принципиальной гармонии" между индивидом и обществом, ибо каждый индивид занимает в обществе некоторую позицию являющуюся именно позицией внутри данного общества и поэтому необходима для него.

Социальность не возможна без взаимного понимания, без ряда принципиальных взаимных типизаций индивидов; без взаимных представлений о вступлении во взаимодействие целостных личностей, а не марионетки социальных сил; без функциональной гармонии человека и общества, мера которой есть показатель обобществленности.