Гендерная идеология в конце XIX-XX вв

Феминизм и эмансипация

Отправной посылкой мирового феминизма навсегда стали две фразы. Одна совсем короткая: "Мужчина и женщина - вот социальный индивид", произнесенная Анри де Сен-Симоном. Другая: "Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса", - сформулированная Шарлем Фурье. Эти великие утописты двумя фразами, в сущности, создали основу для переворота в общественных представлениях о существе гендерных отношений.

Они вышли за пределы суждения о "природном назначении" женщины, нисколько на него не посягая и не оспаривая. Помимо репродуктивных, природных функций, у женщин могут быть еще и другие - социальные, гражданские функции, и что все эти функции способны не отрицать, а дополнять друг друга. Отныне речь шла уже не столько о "естественном", сколько о социальном праве женщины, праве на свободу, равенство, братство. Этот теоретический фундамент упрочил все феминистские идейные конструкции. [3].

Феминизм и женская эмансипация, как одна из мировых политических концепций представляет собой интерес в понимании и определении места и роли женщины в политическом обществе. Говоря о политической активности женщин, обратившись к истории, мы можем пронаблюдать динамику и развитие движения женщин, боровшихся за свои политические и социальные права. К основным требованиям относились: право женщин на образование, право избирать и быть избранными, право на труд и равную с мужчинами оплату за труд и т.п.

История стала исследовать темы истоков и причин гендерного неравенства, женского подавления и угнетения. Терминами женской истории стали выступать такие понятия как "женский вопрос", "женская эмансипация", "женская культура", "феминизм", "женское движение".

Передовое русское общество внимательно следило за событиями во Франции, где свой голос подняли женщины. Русский феминизм берет начало в XVIII в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 года и идей Просвещения.

Русский феминизм имеет свой специфический характер - западное почитание женственности русские феминистки считали «духовным гетто» (А. Тыркова), «шелковыми силками» (М. Н. Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины» прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация. [4].

Целям "усиления социализации" женщин способствовало Женское патриотическое общество - первая русская организация, созданная в 1812 году для достижения общественных целей. Это общество положило начало истории организованной женской политической активности в России. В известной степени, его деятельность была продолжена последовавшими за своими мужьями и братьями в Сибирь декабристками Е. И. Трубецкой, М. Н. Волконской, Е. А. Уваровой, А. Г. Муравьевой. [5].

Во время Крымской войны 1853-1856 г.г. появилась русская санитарная служба. Она олицетворяла собой показательный пример внесемейного применения и самоэмансипации женщин.

Девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованных женщин», созданном в 1896 в Петербурге, мог бы стать девизом всего женского движения в России конце XIX – начале XX веков.

Движение за эмансипацию охватило несколько столетий. И в настоящее время феминизм считается жизненным и заметным социальным движением.