Гендерная политика в Казахстане

Участие гражданского общества в продвижении гендерного равенства

В последние годы в РК наблюдается зримый качественный рост гражданского общества, институционально укрепившего свои позиции в диалоге с государством. Поскольку неправительственный сектор поддерживают три крупные силы: иностранные доноры, группы финансово-промышленной элиты и государство, сектор НПО обладает определенными возможностями для системного развития.

В 2003 году в стране было 2430 зарегистрированных НПО, из них женских - около 150. По оценкам экспертов, количество женщин, работающих в НПО, в 3 раза превышает количество мужчин; динамичнее НПО работают в столицах (Алматы, Астана) и крупных городах, а также в районах с преобладанием русскоязычного населения; число сервисных организаций превышает число членских НПО; оформилась элита НПО, имеющая преимущественный доступ к ресурсам доноров. Главной движущей силой неправительственного сектора остается энтузиазм и энергия лидеров. В условиях сокращения внешних ресурсов, не ангажированные государством НПО понимают, что шанс оказывать влияние на принятие социально значимых решений у них остаётся лишь через участие в выборах в представительные органы власти.

Относительно реального вклада женских общественных организаций в развитие страны существуют противоречивые мнения. Скептики полагают, что «женское политическое движение все еще является маргинальным явлением в политической жизни общества, влияние женщин на государственную политику остаётся минимальным»[6]. Оптимисты, наоборот, подчеркивают новаторскую, инициативную роль женских НПО, благодаря которым разрабатываются новые законопроекты, проводится гендерная экспертиза законов, упраздняются дискриминационные статьи законов, ведется широкая пропаганда гендерного равенства и гендерное обучение госслужащих, полицейских, молодежи, сельских, бедных женщин и других категорий населения. Например, в рамках проекта ОБСЕ «Информированность о правах женщин» в 2001 г. женскими организациями было проведено 125 семинаров по правам женщин, в их приняли участие 2.5 тысячи чел. Женское движение активно участвовало в обсуждении проектов законов о равных правах и возможностях мужчин и женщин, о домашнем насилии, о некоммерческих организациях, о социальном заказе, об образовании, Стратегии гендерного равенства в РК на 2005-2015 гг. и др.

В отличие от правительства, еще не приступившего к введению механизмов гендерного анализа бюджета, женские НПО уже лоббируют механизмы гендерного бюджета на областном и городском уровне. Так, в Усть-Каменогорске Федерация женщин «Status» проводит проект «Гендерное бюджетирование на местном уровне».

Отношение культурной и интеллектуальной элиты страны, академического сообщества к гендерным исследованиям находится в промежутке между спокойно-безразличным и позитивно-восприимчивым. Самый первый проект ПРООН по внедрению гендерного образования включал в качестве участников сотрудников Института философии АН РК, составивших и издавших первый в Казахстане учебно-методический комплект «Введение в теорию гендера» (Алматы: Акыл кiтабы, 1999) из 1 учебного пособия и 6 брошюр.

Можно смело утверждать, что гендерное образование в Казахстане развивается на довольно благоприятном культурно-идеологическом фоне, не считая безразличия Министерства образования и науки РК и недостаточного контроля и заинтересованности Нацкомиссии по делам семьи и женщин.

В стране нет признаков явного сопротивления введению новых курсов по гендерной тематике, однако, в силу малочисленности подготовленных и мотивированных преподавателей вузов появление новаторских курсов по инициативе снизу не стало массовым.

Будущее социальной сферы – реализация гендерной стратегии

Будущее социальной сферы – реализация гендерной стратегии. Ее специфика заключается в создании условий межгендерного согласования, удовлетворяющего потребностям и интересам женщин и мужчин; в развитии соответствующих технологических средств, процедур, связанных с нормами и правилами гендерного равенства, обеспечивающих организацию социальных ресурсов трудового, образовательного, медицинского, защитного характера; в установлении международных стандартов гендерного равенства, встраивающих региональные институты и структуры в социальные процессы. Большая гибкость жизненного курса и жизненных стратегий предполагают, что гендерные отношения будут еще более модифицироваться, будут усиливаться профессиональная мобильность и сфера занятости.

Указом Главы государства Н. А. Назарбаева от 29 ноября 2005 года утверждена «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». Ее цель – обеспечить в соответствии с Целями развития тысячелетия ООН, провозглашенными в Дакаре, реализацию не только равных прав, но и равных возможностей женщин и мужчин, равное их участие во всех сферах жизни и деятельности общества. Данная стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, обеспечивающей равенство мужчин и женщин, а также расширение прав и возможностей женщин.

В истории Республики Казахстан Стратегия гендерного равенства принята впервые. Более того, подобные документы имеют лишь немногие страны мира. Стратегия открывает новый этап в социальной политике государства и предусматривает внедрение гендерных знаний в систему образования и осознания обществом о необходимости правового и гендерного равенства.

Концепцией правовой политики Республики Казахстан, принятой в 2002 году, были определены основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года. За прошедшие годы принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана. Главными итогами реализации Концепции стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства (конституционного, административного, гражданского, банковского, налогового, финансового, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства). Разработаны и приняты новые кодифицированные акты. Государством приняты меры, позволившие вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень, среди которых: перспективное планирование законопроектной деятельности; введение научной (правовой, антикоррупционной, криминологической и других) экспертизы проектов нормативных правовых актов; полное финансовое обеспечение принимаемых законов. Вместе с тем фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

24 августа 2009 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, в которой указано, что в современных условиях все возрастающую роль будет играть фактор гендерного равенства в государственной и общественной жизни, обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин.

8 декабря 2009 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Данный Закон регулирует общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни. Закон направлен на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола. Принятие закона позволит постепенно ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола, расширит возможности для реализации гражданами Казахстана – мужчинами и женщинами – всей той совокупности прав и свобод, которая предусмотрена Конституцией и нормами международного права. Кроме того, документ имплементирует международные стандарты в области прав человека в национальное законодательство.

4 декабря 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия». Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике бытового насилия.

Нельзя не отметить, что нигде так не выразилась современная либеральная политика в отношении двух полов, как в уголовном праве.

Так согласно Уголовному кодексу Республики Казахстан привлечение к общественным работам не может быть назначено военнослужащим, женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам первой или второй группы. Арест не применяется к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора восемнадцати лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста. И наконец, смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Следует отметить, что уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право не та сфера, где необходимо культивировать равные права и возможности женщин и мужчин.

Исключение в Уголовном кодексе Республики Казахстан назначение лишение свободы к женщинам за совершение преступлений небольшой и средней тяжести уменьшит количество осужденных женщин в местах лишения свободы.

На уровне норм Уголовно-процессуального кодекса необходимо ввести специальную процессуальную форму производства по делам о преступлениях, совершенных женщинами с возможно короткими сроками расследования, высокими гарантиями их защиты от уголовного преследования, без применения, как правило, с учетом характера совершенного преступления, ареста в качестве меры пресечения до суда, с обязанностью прекращения уголовного дела о преступлениях небольшой и средней тяжести с их участием в любой стадии уголовного процесса.

На уровне норм Уголовно-исполнительного кодекса необходимо расширить условия и основания освобождения женщин в первоочередном порядке от дальнейшего отбывания любого вида наказания, особенно в виде лишения свободы в исправительных колониях. Не ограничивать их только состоянием беременности, кормящей матери или женщины, имеющей малолетних детей.