Гендерная социализация как проблема глобального общества

Глобализация всех сфер общественной жизни вносит коррективы и в теоретическое осмысление социального бытия, и в ключевые социальные практики. Процессы глобализации в немалой степени затронули сферу культуры общества, повлияли на интеллектуально-духовные традиции, на стратегии социализации, процессы образования и воспитания. Гендерная социализация, как один из неотъемлемых и долгое время, казалось бы, незыблемых ресурсов воспроизводства традиций, общественных устоев, норм и ценностей, также подвергается трансформации и пересмотру.

Традиционно гендерная социализация рассматривается как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний норм, ценностей, традиций гендера того общества, в котором он рождается и живет. Иначе говоря, гендерная социализация может рассматриваться, как общественное конструирование половой дифференциации норм деятельности. Классические социальные теории исходят из того, что «женственность» и «мужественность» формируется на основании биологической предопределенности в различных социально-психологических, культурных, духовных условиях. Как отмечают В. В. Макаров и И. В. Василенко, «гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов действия;

б) воздействие общества, социальной среды на социального субъекта с целью внедрения ему определенных правил и стандартов поведения, ожидаемых и приемлемых в данном обществе для мужчин и женщин» [1, с. 18].

Поведение социального субъекта формируется под воздействием, с одной стороны, общезначимых социальных норм и коллективного сознания. С другой стороны, большую роль играет ближайшее окружение, его субъективные установки и мировоззренческие комплексы. Все усвоенные поведенческие стереотипы, проецируясь на личностное сознание, биологические, психологические и физиологические контексты, отражаются в виде гендерных схем деятельности. Соответственно выделяют две взаимосвязанные фазы гендерной социализации: первая характеризуется внешним, формальным усвоением и приспособлением к господствующим гендерным стереотипам; вторая является внутренним, сущностным осознанием критериев «мужественности» и «женственности» и освоением их в практике социальной действительности.

Сферами, в которых происходит гендерная социализация индивида, традиционно считают семью, социальные институты (церковь, армию, досуг и т.п.), воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные организации, группы друзей, знакомых и т.п. Социализация, реализующаяся посредством данных сфер, направлена на усвоение норм поведения и деятельности.

Концепция глобализации как всеобщей коммуникации, в той или иной мере, представлена в трудах К. Апеля, М. Кастельса, Э. Гидденса, У. Эко, А. Адорно, Ю. Хабермаса, Н. Лумана и др. Очевидно, что интенсификация коммуникационных процессов в первую очередь связана с информационно-технической революцией. В соответствии с идеей Э. Гидденса, «глобализирующиеся тенденции модернити одновременно экстенсиональны и интенсиональны - они связывают индивидов с системами больших масштабов и на локальном и на глобальном уровнях» [4, с. 121]. Коммуникационные процессы вышли на уровень, когда личные, частные, субъективно переживаемые постижения могут определяться не только далекими явлениями, но и символьнознаковыми факторами. В большинстве трактовок отмечается, что коммуникация может рассматриваться как деятельностный, смысловой, нормативный и системный уровни социального бытия. В частности, по мнению С. В. Лещова [2, с. 67], основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада.

Когда социализация происходит в глобальном информационном пространстве, индивиды в значительной мере усваивают критерии «мужественности» и «женственности» исходя не из деятельностной парадигмы, а воспринимая транслируемые знаково-символьные нормы половой идентичности. Телевизионные передачи, газеты (в меньшей мере), Интернет и другие средства массовой информации многократно транслируют символическое содержание гендерных норм и ценностей. Традиционные факторы социализации зачастую не могут соперничать с коммуникативными идеологиями, технический и технологический уровень которых направлен именно на привлечение аудитории, находящейся на этапе социализации.

Непосредственные, естественные группы сверстников, компании, складывающиеся по интересам, по территориальному или гендерному признакам, заменяются на виртуальные Интернет-сообщества. Знаково-символьная доктрина этих сообществ может конструироваться с различными целями и соответственно социализация может происходить в самых различных интеллектуально-духовных традициях. К сожалению, на сегодняшней день, неоспоримым фактом является недостаточность цензуры в коммуникативно-информационном пространстве. Но если телевидение еще как-либо контролируется в плане половой, социальной и гендерной социализации и воспитания, то Интернет представляет собой «пороховую бочку», к которой субкультуры, контркультуры и пр. тянут зажженный фитиль.

Коммуникативные технологии социализации глобализирующегося общества нельзя рассматривать односторонне - это сложная система, которая будет транслировать и внедрять то, что в нее заложено. Гендерные наборы коммуникативных знаков-символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов воссоздания целостности личности, существуя в памяти поколений, они не дают ему распасться на изолированные топологическо-хронологические пласты. Однако гендерная социализация связана с биологической предопределенностью человека (даже если это отрицают феминистские концепции), а значит с продолжением нормального существования человеческого рода, с его воспроизводством, вскармливанием и последующей социализацией. Только единство деятельностного и знаково-символьного подхода и в значительной мере определяют современную гендерную социализацию.

Трудов, посвященных традиционным формам социализации, рассматривающим ее различные аспекты достаточно много. Исследование стратегий гендерной социализации в обществе глобальной коммуникации является одной из насущных задач современного социально - философского знания.