Гендерные проблемы семейных отношений

"Муж и жена - две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства Эригена. Женщина способна доказать, что у нее может быть твердая воля, сильный дух, если она движима идеей о свободе." (М. Казымбек).

У каждого человека свое жизненное пространство - это отношения с другими людьми: родственниками, друзьями, соседями. Отношения с самыми близкими из них выстраивают уже непосредственно "дом", "семью", где они живут, - только здесь им хорошо. Семья является бесспорной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, этических норм и традиций, значение которых в современных условиях возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для общества в целом.

Т. Лоусон и Дж. Гэррод в словаре-справочнике так определяют семью - "в общепринятом понимании все те люди, с которыми мы объединены кровными или брачными узами". В. П. Ратников под семьей понимает "мини-группу с четко фиксируемыми интересами и целями. Ее главные задачи - выжить, сохраниться, удовлетворить основные потребности своих членов и обеспечить воспроизводство".

М. Гасанова в своей работе, посвященной азербайджанской семье отмечает, что семья - добровольный союз, построенный на взаимном согласии и желании женщины и мужчины. Отношения, складывающиеся между ними в семье, можно оценить и как естественное отношение человека к человеку.

Биосоциальное воспроизводство, как утверждают многие ученые-исследователи семьи, действительно является существенной потребностью общества, поэтому на протяжении всей человеческой истории семья оставалась основным институтом, обеспечивающим этот процесс. Являясь основной ячейкой общества, семья реагирует на все изменения, происходящие в нем. В современном мире наибольшее распространение получили три разновидности семьи:

супружеская пара с детьми или без детей (нуклеарная семья);

один из родителей с детьми (неполная нуклеарная семья);

супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками (сложная семья).

Нуклеарная семья - семья, представленная двумя взрослыми членами противоположного пола и находящимися на их иждивении детьми. Ряд социологов (в особенности функционалисты) такую форму семьи рассматривают как базовый, универсальный тип структуры семьи (состав группы людей, проживающих совместно как семья). Кроме того, функционалисты, в частности Т. Парсонс, полагает, что нуклеарная семья пришла на смену расширенной семье в качестве доминирующей в индустриальных обществах формы как более соответствующей, т.е. в наибольшей степени отвечающей общественным потребностям. В расширенной семье базовая нуклеарная структура дополнена или расширена либо по вертикали (например, включает родителей, детей и родителей), либо по горизонтали (двое или более братьев со своими женами и детьми проживают совместно).

Однако в социологическом смысле понятие семьи далеко не столь очевидно, что обусловлено нечеткостью разделительных линий между семьей, родством и домохозяйством. Существует разница между семьей, составляющей общее домохозяйство, и всеми теми, кого в более широком смысле также считают своей семьей. Кроме того, семья нацелена на моральный аспект взаимоотношений, поскольку одновременно является и социальной, и биологической конструкцией. Рассматривая семью как социальный конструкт, значение которого изменяется с течением времени, ученые используют либо институциональный подход, либо групповой. Исторически сложившись как группа, семья приобрела в ходе становления цивилизаций характер социальной общности и, наконец, превратилась в социальный институт. Семья анализируется как институт в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько ее образ жизни, функционирование соответствует или не соответствует тем или иным современным общественным потребностям. Модель социального института крайне важна для прогноза будущих изменений семьи.

Исторические изменения семьи как социального института в обществе происходили различными темпами. В его развитии встречаются и периоды медленных изменений, и периоды резкого перелома. Трудности исследования семьи заключаются в том, что она в различных обществах находится под сильным влиянием других социальных институтов, таких, как политика, религия, право. Но ученые отмечают и другую сторону семьи, а именно, воздействие ее на общество, на формирование личности, ее ценностных установок, идеалов, на ее отношение к культурному наследию и т.д. В этой связи они отмечают основные функции семьи, выполняемые всеми семейными ячейками и воспринимаемые как базовые, ключевые. Дж. Мирдок, один из первых функционалистов, полагал, что основными функциями семьи являются следующие: половая; репродуктивная; воспитательная (или социализации); экономическая.

Половая функция семьи заключается в реализации социального контроля над половым влечением и в его удовлетворении. Такой контроль позволяет избежать конфликта в семье, который может возникнуть в случае ничем не ограниченного свободного доступа к половым партнерам. Репродуктивная функция выражается не только в факте рождения в семье ребенка, но и в том, что правила, регулирующие вопросы брака и структуры семьи, обеспечивают возложение ответственности за ребенка на конкретную группу взрослых. Этим гарантируется выживание ребенка, а значит, и самого общества.

Воспитательная функция считается особенно важной, т.к. подразумевает процесс, обеспечивающий поведение ребенка как члена соответствующего общества, в ходе которого осуществляется передача культуры общества от одного поколения к другому. Под экономической функцией понимают производимую в рамках семьи работу. Многие социологи полагают, что в индустриальном обществе экономическая функция сводится не столько к производству, сколько к потреблению, т.е. семьи, где главным образом покупают и используют товары, а не изготовляют их непосредственно.

Во многих источниках указывается, что семья якобы утрачивает свои прежние функции, и соответственно, отчасти снижается ее значение как социального института. Однако ряд социологов, в частности, Т. Парсонс указывает на то, что в итоге остающиеся функции семьи становятся более специализированными и приобретают особую важность для общества.

Изучение структуры семьи прошлых лет, сети родственных связей, взаимоотношений с другими социальными институтами даже в значительно развитой зарубежной социологии семьи, вплотную начали заниматься только в 70-х годах XX в. Анализ семьи как института имеет свою специфику, т.к. исследователей гендерного аспекта интересуют, прежде всего, образцы мужского и женского семейного поведения, установившиеся роли в семье, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

В н. 90-х годов западные социологи предложили для описания проблем семейной жизни концепцию "жизненного пути". В ней подчеркивается многообразие путей, избираемых индивидуумами и группами в обществе, начиная с детского периода зависимости и до формирования различных форм совместного существования. При анализе "жизненного пути" делаются определенные попытки выявить те возможности и ограничения, которые влияют на выбор мужчинами и женщинами того или иного направления в жизни.

Исследователи гендерного аспекта семьи отмечают существование четырех типов брачных отношений:

1. групповой брак;

2. полигамию (один мужчина и несколько женщин);

3. полиандрию (одна женщина и несколько мужчин);

4. моногамию (один мужчина и одна женщина) в двух форматах: пожизненной и допускающей развод.

В настоящее время полиандрия практически исчезла, групповой брак сохранился лишь у немногих племен, полигамия сильно сократилась, но осталась у миллионов последователей ислама и тысяч членов секты мормонов, а моногамия расширилась, однако, не пожизненная, а, как правило, с разводом.

К середине XX в. в Западной и Центральной Европе установился преобладающий тип семьи, характеризующийся ранним браком, быстрым рождением двух детей, после чего процесс воспроизводства приостанавливался или вовсе прекращался. Но уже к с.60-х годов этот стереотип начал разрушаться: возросло число бездетных семей, либо имеющих одного ребенка, увеличились сроки между последовательными рождениями, рост внебрачных связей. Все это дало повод говорить о кризисе семьи. В качестве факторов выдвигались изменения возраста вступления в брак, снижение рождаемости, рост числа разводов.  Так, в Азербайджане (данные Госкомитета по статистике Азербайджанской Республики на 2002г.) уровень рождаемости с 1990 по 2002 г. снизился с 182989 до 110715 человек, снизился и естественный прирост населения с 140170 до 64193 человека. Количество детей умерших до 1 года составляет среди мальчиков 793 человека, девочек - 629 человек.

В последние годы растет приток сирот в специализированные учреждения. Если на предыдущих этапах истории это было связано с последствиями революций, войн и репрессий, то в настоящее время уже с "иными", "мирными факторами" - антиобщественным поведением родителей, алкоголизмом, наркоманией, всеобщим фоном безответственности, общим знаменателем для которых является низкая эффективность нашего общества. Некоторые ученые утверждают, что у современного населения снижаются потребности в семье, что сама семья под воздействием цивилизации эволюционирует в какие-то иные, либеральные формы сожительства. Однако многие социологические исследования (как зарубежные, так и отечественные) показывают, что для современного человека ценность семьи, детей, дома, материального благосостояния, досуга наоборот резко возросли. В этой связи необходимо остановиться на возможностях семейного права при регулировании поведения индивидов в семье. Право располагает в этой сфере двумя типами возможностей. Во-первых, оно направляет поведение индивидов с помощью обязательных процедур (регистрация брака, установление отцовства), а во-вторых, прямо или косвенно предусматривает те или иные модели поведения, которые закон посредством специальных положений оценивает как положительные или отрицательные, справедливые или несправедливые. Эти правовые модели, в свою очередь, опираются на определенные системы ценностей. Индивиды принимают и усваивают эти модели тогда, когда они гармонически сочетаются с их личной системой ценностей.

Три ценности, связывающие семью, являются символами правовой системы: это ценности закона, справедливости и права. В Азербайджане брачно-семейные права раскрыты в Кодексе о браке и семье, который регулирует брак на основе положений, заложенных в Конституции Азербайджанской Республики.

Согласно ст.34 Основного Закона Азербайджана "брак заключается на основе добровольного согласия", "семья и брак находятся под опекой государства", "права супругов равны". В республике принято дополнение к Кодексу о браке и семье - брачный контракт, где предусматривается договорной режим по имуществу супругов. Заботиться о детях, воспитывать их является как правом, так и долгом обоих родителей. На практике же вся ответственность за детей чаще всего ложится только на женщин. При разводах суд обязан принимать во внимание интересы несовершеннолетних детей, учитывая, кто из родителей в состоянии обеспечить детям лучшее воспитание. Однако часто дети остаются с матерью. А это, в свою очередь, является дискриминацией по отношению к отцу. Переход страны к новым экономическим отношениям существенно изменил обязанности и ответственность супругов при разводе. Согласно официальной статистики отношение числа браков к числу разводов на протяжении многих лет в Азербайджане относительно стабильно. Так, если в 1990 г. Количество браков составляло 73119, а разводов 14040, в 1995 г. соответственно - 43130 и 5669, то в 2003 г. эти цифры составляют 56091 и 6671 (данные Госкомитета по статистике на 2003 г.).

В целом в период социальных катаклизмов, которые переживают практически все постсоветские республики, вопрос о том, что происходит с институтом семьи, стал одним из самых актуальных. Это связано с тем, что любое общество, рассматривая семью как один из главных жизненных опор, особенно обеспокоено возможностью если не разрушения, то ее деформацией.

Как для семьи, так и для общества сегодня наиболее острой остается проблема сочетания семьи и работы. Отсюда вытекает необходимость обеспечения мужчин и женщин квалифицированными рабочими местами, введение различных форм гибкого графика, организации рабочего времени мужчин и женщин с учетом интересов семьи. Защита прав работников с семейными обязанностями не является чем-то абсолютно новым для общества. Еще в 70-80-х годах XX в. был сформирован своеобразный аналог систем мер по защите этих прав, встроенный в рамки семейной политики. Особенностью данной системы было то, что она была предназначена только для женщин, и ее действие было направлено на "создание наиболее благоприятных условий для сочетания женщиной ее профессиональных и семейно-бытовых обязанностей".

Переход стран к рыночной экономике, экономический кризис, сопровождающийся ростом неформальной занятости, привели к обострению противоречий между мерами семейной политики, закрепленными в трудовом законодательстве и регулирующими труд женщин, и новыми рыночными отношениями. Работающие женщины, "нагруженные льготами", стали восприниматься работодателями как второстепенные работники.

Ученые утверждают, что начало "революционному изменению домашнего труда" было положено сразу после Октябрьской революции 1917г. Борьба за равноправие женщин касалось не только установления законодательного равенства между мужчиной и женщиной, "максимально возможного" их вовлечения в общественный труд, но и "освобождения женщины" от домашней работы. Это освобождение планировалось осуществить, передав все семейно-бытовые обязанности женщин общественному производству (государству). Идеи передачи домашнего труда государству преследовали руководство страны вплоть до 60-х годов: еще в III программе КПСС (1961 г.) было намечено к 1980 г., при построении коммунизма, закончить обобществление всей домашней работы. Вторым этапом за "достижение фактического равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности стала борьба за сокращение "двойной" трудовой нагрузки и профессионально занятых женщин". Если в 1930 г. работающая мать семейства тратила на домашние дела около 40 часов в неделю, то в 1963 г. - 29,8 часов. Важная роль в формировании стратегии равных возможностей принадлежит международным организациям, таким, как Международная Организация Труда (МОТ). Конвенция МОТ "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями" распространялась на мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда эти обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.

Главное в данной Конвенции то, что страна обязуется в рамках разработки политики равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин добиваться того, чтобы лица с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, органично сочетая профессиональные и семейные обязанности. Быстрый переход от патриархально-крестьянского уклада к индустриальному обществу, всеобщая пролетаризация женского труда, урбанизация, сопровождавшаяся на протяжении всего советского периода истории тяжелейшим жилищным кризисом, хроническое отставание мер социальной политики от реальных потребностей - все эти, а также многие другие факторы оказывали прямое воздействие на репродуктивное поведение женщин и семей. Установка на малодетность с неизбежностью сужала перспективу положительных оценок материнства. А ведь известно, что семья воздействует на индивида и на все общество с помощью таких понятий, как "добро и любовь". Именно эти понятия раскрывают главную функцию семьи - непрерывное развитие человеческого рода.