Гомосексуальность в истории

Для того чтобы лучше понять этот вопрос, коснемся его истории. Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента, находили особый изыск в мужских ласках. От греков гомосексуальность перекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.

На различных этапах развития цивилизаций отношение к сексуальным меньшинствам было далеко неоднозначным. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующей идеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигенов Новой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения). Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим мужчиной только в том случае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты: мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии (яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народов русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институт бердачества (от исп. bardajo – мальчик на содержании). Бердачи носили женскую одежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство).

У японцев, считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизация мужского тела. А самурайская гомоэротическая дружба являлась типичным феодальным институтом.

С установлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомиты были объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. В частности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткам священная инквизиция, сжигая неверных на кострах.

В допетровской России, в отличие от Западной Европы, серьезных наказаний относительно содомитов не практиковали. Русская православная церковь осуждала «смертный грех», но, между тем, именно монастыри являлись источником распространения однополых отношений. Петр I попытался ужесточить политику, касающуюся сексуальных меньшинств, и в 1706 г. ввел смертную казнь через сожжение на костре для военных за «противоестественный блуд» (по шведскому образцу). А в 1716 г. заменил сожжение телесным наказанием и ссылкой. На гражданских же лиц эти нормы не распространялись. То есть, до прихода большевиков к власти в 1917 г., мы вполне вписывались в современную модель политкорректности и толерантности, опережая по этому параметру Европу.

После же Октябрьского переворота положение кардинально меняется. Завинчивание гаек государственного аппарата и приобретение партией роли руководящей и управляющей ячейки общества загнало геев и лесбиянок нашей страны в подполье. В 1934 г. в силу вступила статья 121 Уголовного кодекса Советского Союза – лишение свободы за мужеложство сроком до 5 лет, а в случае физического насилия – до 8. Мнительность, фобии, боязнь за собственную безопасность провоцировали людей на наушничество, доносительство. С легкой руки КГБ целые группы моряков, военных, чиновников и представителей творческой интеллигенции отправлялись в концентрационные лагеря.

Уголовная наказуемость гомосексуализма породила в кругах советских геев чувство страха перед расправой. А среди простых граждан – презрительное отношение ко всяческому «инакомыслию».

Параллельно с криминализацией гомосексуализма в СССР, в Европе и на Западе разворачиваются обратные процессы. До прихода Гитлера к власти в Германии шла борьба между руководством страны и гей-сообществом, ратовавшего за отмену § 175 Уголовного законодательства (уголовное наказание лиц нетрадиционной сексуальной ориентации), которая случилась только в 1969 г., спустя сто лет после первых попыток.

В Европе в 1970-е был принят официальный символ гомосексуалов – «радуга» и выработана концепция с основными политическими требованиями: легализация однополых отношений и право на вступление в брак. В последнее время добавилось еще требование – право на усыновление. Первой страной, узаконившей в 1989 г. союзы (зарегистрированное партнерство) между гомогенными парами стала Дания. Вслед за ней последовали Нидерланды (где с сентября 2000 г. существует еще и институт непосредственно брака), Чехия, страны Скандинавии. В апреле 2005 г. Новая Зеландия разрешила однополые гражданские союзы. В декабре 2005 г. очередной страной, вступившей на путь легализации гомосексуальных отношений, стала консервативная Великобритания. Существуют страны, которые имеют в своих конституциях пункты, официально запрещающие дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.

Что касается России, то первые попытки инкорпорирования гей-институтов на родную почву не увенчались успехом. В 1984 году 30 молодых ленинградцев объединились в сообщество геев и лесбиянок – «Гей-лабораторию». Они занимались тем, что переправляли на Запад информацию о бедственном положении советских «голубых». Им удалось установить связь с финскими коллегами, с помощью которых лаборатория разработала программу по профилактике СПИДа.

Однако КГБ предъявил организации политические и идеологические обвинения и подверг членов группы репрессиям.

В 1985 году генеральным секретарем КПСС становится член Политбюро М. С. Горбачев, приступивший к либерализации режима. Политика гласности во многом способствовала поднятию гомосексуального самосознания. На волне распада СССР оформляется и ряд организаций сексуальных меньшинств – «Ассоциация сексменьшинств», «Московский союз геев и лесбиянок», «Ассоциация за равноправные права гомосексуалистов» (АРГО). Под их эгидой издаются тематические периодические издания – газеты «Тема» (при поддержке демократичного Моссовета), РИСК («Равноправие-Искренность-Свобода-Компромисс»), «1/10»; журналы – АРГО, «Ты», «Гей-славяне» и др.

Воодушевленные геи и лесбиянки, мобилизуясь, начали добиваться от власти отмены 121 статьи. Фактически, вся их деятельность в тот период сводилась именно к этому (за исключением вопросов, относящихся к профилактике и предупреждения СПИДа). Когда же в мае 1993 г. требование гомосексуалистов новой России было удовлетворено, в большинстве их организаций наметился серьезный кризис с последующим расколом. Вдруг обнаружилось, что дальнейшей стратегии развития и плана действий просто не существует. Иностранные фонды, поддерживающие в начале 90-х гг. гей-движение России, быстро свернули свою деятельность, понимая бесперспективность вложений. Стало ясно, что новая власть не собирается покровительствовать гомосексуалам.

Массовости гей-движение в России так и не достигло. После раскола оно так и не смогло вновь выступить единым фронтом. На сегодняшний день мы имеем лишь разбросанные по стране локальные организации.

В 2003 г. несколько депутатов нижней палаты российского парламента вынесли на обсуждение 2 антигомосексуальных законопроекта.

Первый из них предполагал уголовную ответственность «За пропаганду гомосексуализма» (наводнившего телевидение) путем лишения возможности занимать определенные должности или отстранение от деятельности на срок от 2 до 5 лет.

Второй предлагал реинкарнировать статью за мужеложство, и ввести тюремное заключение от 1 года до 5 лет. Однако эти инициативы не были поддержаны необходимым большинством депутатов.

Характерные черты русских гомосексуалов – индифферентность и аморфность. Есть и еще один нюанс – фактически, законодательство РФ не запрещает деятельность ассоциаций геев и лесбиянок на федеральном уровне. Дискриминирующих статей в этом аспекте нет ни в Уголовном, ни в Трудовом кодексах. Но, на практике власти делают все возможное, чтобы отказать группе геев или лесбиянок в юридической регистрации.

Как можно заметить, в каждой исторической эпохе, каждого какого-либо государства присутствовал элемент гомосексуализма. Сколько существует человечество, столько существует и гомосексуальность. Все-таки это неопровержимо. Если так подумать, сейчас идет 2010 год, а порой нравы нашего гомофобного общества сильно смахивают на средневековые. Где демократия? где либерализация? А ущемление прав? Геи и лесбиянки те же люди, те же биосоциальные существа. Одно только отличие – это сексуальная ориентация. А разве она может играть какую-то роль, допустим, в становлении человека как личности? Может, но это будут только внутренние установки индивидуума. Которые не противоречат законам страны, культуре, нравам. Вот о нравах поподробнее. Каждый вкладывает свой смысл в понятие «нравы общества». Да, конечно, гомосексуальность в основном осуждается обществом. А почему? Потому что люди боятся. Ищут глупые причины: «спадет рождаемость», «все станут гомосексуалистами».

Но при том большинство людей понимает, что эти слова не несут в себе какого-то здравого смысла. Во-первых, от общего процента населения мира, страны (100%), геев и лесбиянок будет всего лишь 5%. И это может как-то повлиять на демографическую ситуацию в стране? Отнюдь.

И все же гомосексуалистами, в основном, не становятся – ими рождаются.

Имеется несколько точек зрения на этот вопрос, несколько причин:

1. Неврогеннанейрогенна теория утверждает, что к изменению сексуальной ориентации приводят некоторые заболевания: опухоли, кровоизлияния в определенные части мозга, энцефалит, травмы черепа, некоторые виды отравлений, наркомания;

2. Приверженцы условно-рефлекторной теории считают, что гомосексуализм возникает под влиянием социального климата в семье: девочка, которая вырастает при злом отце, потом ощущает страх к мужчинам, хочет защитить всех женщин и берет на себя мужскую роль в сексуальной паре. Этот самый синдром повторяется в мальчиков со злой матерью. К урожденному гомосексуализму научные работники относят и те случаи, когда в основе явления лежат нейроэндокринные нарушения внутриутробного периода. Например, если плод (мальчик) ощущает на 4–6 месяца беременности матери недостаток андрогенов, то у него возбуждается половая диференция, ведь он будет иметь женские черты и будет проявлять гомосексуальную склонность. Когда плодом является девочка, рубеж риска возникает в том самом сроке беременности. Лесбийские склонности проявляются у тех девушек, которые подвергались влиянию повышенной концентрации женских и мужских гормонов;

3. Генетическая теория. Специалист по молекулярной биологии Гаммер утверждает, что склонность к гомосексуализму наследуется от матери, тому ген, ответственный за это, необходимо искать в Х – Хромосоме, которую ребенок наследует 18.

Даже у гетеросексуальных родителей может родиться ребенок-гомосексуалист. И наоборот. Некоторые же вообще считают, что это заразно. Слова выше опровергнут эту ложь.

Несмотря на социальное осуждение в современном обществе, мужчины и женщины гомосексуалы не только продолжали существовать, но порой достигали выдающегося положения в обществе и правительстве, науке и искусстве, церкви и юриспруденции. Установлено, что такие гении Ренессанса, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, были гомосексуалами. Среди выдающихся людей нашего времени известны как гомосексуалы драматург О. Уайльд, писательница Гертруда Стайн, математик и изобретатель компьютера А. Тьюринг, писатели Т. Уильямс и Дж. Болдуин, композитор Чайковский, певец Элтон Джон.

Институционализированная гомосексуальность

Институционализация гомосексуальности означает признание допустимости и даже необходимости гомосексуальных отношений в строго определённых ситуациях и неприемлемость их во всех остальных случаях.

Этнографические исследования XX века показали, что у первобытных народов мужские гомосексуальные контакты во многих случаях выступают как составная часть инициации: взрослые мужчины племени должны совершить те или иные сексуальные действия с мальчиками-подростками для того, чтобы те тоже могли считаться взрослыми, и эти действия понимаются как передача мужской силы, мужского статуса.

Поздним, значительно трансформированным вариантом такой культурной нормы выступала характерная для древних Афин и отражённая в сочинениях Платона, Ксенофонта и других авторов практика любовных (а не только сексуальных) отношений между мужчиной и юношей, содействовавших, по представлениям афинской аристократии, эмоциональному и интеллектуальному созреванию младшего партнёра. Какие-либо иные проявления гомосексуальности, кроме институционализированных, как в первобытном обществе, так и в Афинах, судя по всему, не одобрялись.

Другой тип институционализированных гомосексуальных отношений, также существовавший во многих древних культурах, был связан с культами плодородия и выражался в сакральной проституции, которую могли практиковать храмовые служители обоих полов; мужская храмовая проституция отмечалась во многих культурах Ближнего Востока и Передней Азии.

Третий тип институционализированной гомосексуальности – выделение в обществе «третьего пола», то есть людей, которые биологически принадлежат к одному полу, но выполняют социальные роли противоположного пола, что зачастую распространяется и на их сексуальное поведение; наиболее исследован феномен «третьего пола» у ряда индейских племен, где такие люди назывались бердач или бердаче (возможно, впрочем, что правомернее рассматривать бердачей как институционализированных транссексуалов). Кроме того, можно указать на существование ханит у омани и на таитянских маху.