Город как среда развития общества

С самого начала своего существования человеческое общество обнаруживает склонность к созданию сложных многоуровневых структур во всех сферах жизни. По мере развития оно стремится к усложнению общинной иерархии, разветвлению и расширению общественных связей, созданию новых более сложных социальных институтов и ролей. Все эти связи, пронизывающие различные слои общества и сферы человеческой деятельности, призваны укрепить единство человеческого коллектива, одновременно предоставляя его членам многообразные возможности развития сущностных сил личности. Таким многообразием в единстве является и место человеческого существования – город.

Период существования традиционных земледельческих обществ с родоплеменным устройством велик, и по мере их развития накапливаются новые знания и технологии в производстве различных продуктов человеческой деятельности. В связи с этим увеличивается объем потребностей, расширяются межгрупповые связи. Это вызывает необходимость переорганизации человеческих поселений: их укрупнения и уплотнения. Таким образом, деревня с традиционным типом хозяйствования превращается в город, где основное место занимают ремесла, предполагающие разделение производства. С усложнением производственного процесса, дифференциацией отдельных его отраслей происходит разделение и усложнение структуры общества. Индивидуализируется и человеческое сознание, развивая другие сферы жизни: науку, искусство, литературу.[1]

Прогресс в этих областях порождает изменения в организации человеческих поселений. Это прежде всего проявляется в монументальной архитектуре – строительстве храмов и дворцов. Возведение храмов свидетельствует о развитии не только науки и ремесел, но и духовной жизни человеческого общества. Это значит, что в обществе, представляющем собой массу дифференцированных форм человеческой деятельности, есть единая основа для существования – единое мировоззрение. Как известно, без идеологической основы крайне проблематична здоровая жизнедеятельность общества. Именно таким фундаментом является духовность, которая все более культивируется с формированием и развитием городов.

Так человеческая цивилизация проходит путь от хаоса к порядку – космосу. С древнейших времен, характеризующихся господством мифологического сознания в обществе, человек понимает первостепенную важность создания и поддержания порядка в своем существовании. Этим целям служили ритуалы годового солярного цикла праздников, имевшие космоукрепляющий характер. Наведение порядка в пространстве началось с понимания символического значения центра, вокруг которого организуется среда человеческого существования. При этом центр является сакральным местом, которое отмечено признаками святости, избранности. Это символическое место творения мира, все остальные постройки вокруг него имеют подчиненное значение.

Возникновение города является необходимым этапом в развитии человеческой культуры, так он представляет собой не просто сумму различных видов человеческой деятельности, но всегда нечто большее. Наряду с кумулятивной (накопительной) и интегрирующей (объединяющей) функциями[2] он выполняет более широкие и сложные действия. С некоторого момента исторического развития город, созданный и изменяемый человеком, сам начинает менять его. Как сложнейший целостный механизм он создает новые значения, которые не может создать вся совокупность его элементов без теснейшего взаимодействия в пределах города. Эта уникальность его функционирования способствует еще большей сакрализации города, не просто как организованного в пространстве места существования, но как онтологического центра жизни.

Скрепленный незыблемыми духовными связями организм города становится сильнейшей движущей силой развития общества. В нем происходят все главные события и существенные преобразования в жизни общества. С некоторой задержкой эти процессы доходят до человеческих поселений, сохранивших традиционный земледельческий уклад. Так возникает несоответствие города и деревни: город в историческом процессе представляет собой динамическую преобразующую силу, а деревня – инертную консервативную. У каждой из этих сред человеческого обитания есть свои преимущества, которые будет рассмотрены на примере исторического развития городов России.