Государственная молодежная политика РФ в сфере молодежного потребления

Молодежное потребление является объектом государственной социальной, культурной, экономической политики.

Таблица 1 – Направления государственной политики в области молодежного потребления

Область молодежного потребления Направления ГП
1. Потребление алкоголя, табака, наркотических средств, физкультурно-спортивных услуг молодежью ГМП (государственная молодежная политика);

государственная социальная политика в области ЗОЖ, здравоохранения, физической культуры и спорта

экономическая ГП

2. Культурное потребление в молодежных сообществах ГМП

Государственная социальная политика (выплата стипендий для творческой молодежи)

государственная культурная политика

3. Потребление молодежью политических товаров и услуг ГМП

Государственная информационная политика

Рассмотрим подробнее основные этапы формирования, институциональные и нормативно-правовые основы государственной молодежной политики в РФ.

Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства (совместно с различными общественными организациями), направленную на создание экономических, политико-правовых, социальных и организационных условий для реализации инновационного потенциала молодежи, а также на поддержание социального статуса молодежи, находящейся в трудных условиях.

Выделяются следующие этапы исторического развития государственной молодежной политики:

1. Период до 1917г., связанный с выделением молодежи как особой социально-демографической группы с собственными политико-идеологическими приоритетами.

2. 1917-1953 гг., происходила реализация жесткой партийно-политической модели молодежной политики.

3. 1953-1989г. – ослабление коммунистической модели государственной молодежной политики. Так, в 1986г. началась разработка государственной молодежной политики под руководством И. М. Ильинского; в 1990г. XXVIII съезд КПСС принимает специальную резолюцию «О молодежной политике КПСС».

4. первая половина 1990-х гг. – поиск новой модели и институционализация ГМП в РФ[100], что было связано с изменением политического режима страны, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, активизацией международного сообщества в сфере решения молодежных проблем. Закон СССР от 16.04.1991г. №2112-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» определял основные принципы ГМП в СССР. В 1992г. после общероссийской молодежной акции Президент провел встречу с представителями молодежных общественных организаций и руководителями региональных отделов по делам молодежи. По результатам встречи был принят Указ Президента РФ от 16 сентября 1992г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», в рамках которого впервые на законодательном уровне закреплялись гарантии социального обеспечения молодежи. В реализации ГМП выделялись следующие направления: соблюдение прав молодежи, создание условий для ее физического и духовного развития, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости, предоставление молодежи минимума социальных услуг, поддержка молодых семей, молодежных движений, международных обменов.

Таким образом, в рамках четвертого этапа становления институционально-правовой базы молодежной политики основная инициатива в развитии ГМП принадлежала федеральному центру.

Дальнейшее развитие ГМП получила с появлением в 1993г. Постановления Верховного Совета «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации». В документе были зафиксированы общие положения ГМП, ее принципы, цели и формы реализации. ГМП определялась как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив[101]. Возрастные границы молодежи фиксировались в рамках промежутка 14-30 лет. Вводился пункт об обязанности органов власти выделять в бюджетах всех уровней средства на финансирование перечня мероприятий государственной молодежной политики, которая осуществлялась государственными органами, должностными лицами, молодежными объединениями, ассоциациями, молодыми гражданами.

Наиболее полное выражение практические меры по реализации государственной молодежной политики нашли в Федеральной целевой программе «Молодежь России», утвержденной Указом Президента в 1994 году. Федеральная программа «Молодежь России», рассчитанная на 1994-1997гг, включала ряд подпрограмм: создание системы информационного обеспечения молодежи; решение социально-экономических проблем молодежи; обеспечение условий духовного и физического развития молодежи; поддержка деятельности детских и молодежных объединений[102].

В 1995г. был принят Федеральный закон РФ от 08.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который регламентирует взаимодействие органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений[103]. В настоящее время положения закона носят декларативный характер. Утратили силу меры государственной поддержки в виде целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ. Происходит фактическое устранение государства от предоставления льгот, выполнения субсидий.

В первой половине 1990-х гг. институционально-правовую базу ГМП начали формировать только национальные республики: Адыгея, Чувашия, Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкария и т.д.

В этот же период государственная молодежная политика осуществлялась полномочным представителем Правительства РФ по делам молодежи (1992), Комитетом по делам молодежи при правительстве РФ (1992), Комиссией Совета Национальностей Верховного Совета РФ по делам молодежи, спорта и физического воспитания населения (1993), Советом по делам молодежи при Президенте РФ (1994-1996).

5. вторая половина 1990-х гг. знаменует новый этап в развитии нормативно-институциональной базы ГМП, когда инициатива в развитии государственной молодежной политики переходит на региональный уровень. Экономический кризис 1998г, военная кампания в Чечне, болезнь президента Б. Н. Ельцина привели к тому, что становление ГМП на федеральном уровне существенно замедлилось. На текущий момент региональное законодательство по молодежной политике включает законы о ГМП, государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений, региональные комплексные целевые программы. Можно говорить о практически завершенном процессе складывания законодательных основ ГМП в регионах РФ.

На пятом этапе Указом Президента были утверждены меры государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

6. Шестой этап становления институционально-правовой базы ГМП начинается со сменой политического руководства в государстве в 2000-х гг. и продолжается по настоящий момент. На данном этапе инициатива в развитии ГМП вновь переходит в руки федерального центра, что связано с эволюцией политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти.

По причине отсутствия федерального закона о молодежи основным механизмом реализации государственной молодежной политики становятся федеральные целевые программы. Если в 1994-1997гг. Федеральная целевая программа «Молодежь России» закрепила создание правовых, экономических, организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, в 1998-2000 в рамках ФЦП укреплялись условия для гражданского становления и социальной самореализации молодежи, то в 2001-2005 упор ставился на создание условий для воспитания у молодых людей гражданского сознания. С 2002г. начался активный поиск эффективных проектов и механизмов реализации ГМП.

Становление институционально-правовой базы ГМП в РФ связано с принятием Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2001-2005гг.» (2000), Концепции (2001)и Стратегии государственной молодежной политики РФ (2006).

В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики РФ основные направления ГМП: вовлечение молодежи в социальную практику; интеграция молодежи, попавшей в трудную ситуацию, в общество; развитие созидательной активности молодежи. В рамках стратегии действуют следующие проекты: Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; Доброволец России; Карьера; Молодая семья России; Молодежь России; Гражданин России[104].

Значимым шагом стало принятие "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г.", имеющей целью создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи, развития ее потенциала и его использования в интересах инновационного развития страны. ГМП в документе рассматривается как самостоятельное направление, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны.

Следующей вехой развития ГМП является принятие документа "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г.", в котором предусматривается необходимость продолжения реализации приоритетных направлений молодежной политики, определенных Стратегией. Одной из задач Правительства России является приобщение молодежи к участию в разработке эффективных моделей и форм вовлечения молодых людей в трудовую и экономическую деятельность, а также развитие молодежных бирж труда. При этом физкультурно-спортивное воспитание должно стать одним из направлений патриотического воспитания молодых людей. Предполагается совершенствование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи. В связи с этим продолжится деятельность органов управления, направленная на увеличение количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады); создание и развитие системы поддержки лауреатов премий, талантливой молодежи из малых городов и сельской местности. Будет разработан комплекс мер по развитию сети молодежных досуговых учреждений[105].

На данном этапе государственную молодежную политику осуществляли: Комитет ГД РФ по делам женщин, семьи и молодежи (2000), Комиссия СФ по делам молодежи и спорту (2002), Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию (2004), Комитет ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи (2005), Комитет ГД по делам молодежи (2007), Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральное агентство по делам молодежи (2008). Начиная с мая 2012г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации с передачей функции по выработке и реализации государственной молодежной политики Министерству образования и науки Российской Федерации.

Опишем структуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих ГМП в РФ. В структуре Министерства образования и науки РФ следует особо выделить Федеральное агентство по делам молодежи[106].

Росмолодежь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ГМП, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Федеральное агентство по делам молодежи реализует следующие проекты в сфере ГМП[107]: Зворыкинский проект, предоставляющий возможность для молодежи реализовать научный и творческий потенциал; Технология добра, популяризирует добровольческую деятельность в молодежной среде; Информационный поток, связанный с выявлением и поддержкой талантливых молодых журналистов, открытием возможностей для профессионального роста молодым сотрудникам СМИ, стимулированием деятельности СМИ (в т.ч. сетевых), созданных при участии молодежи. Проект Беги за мной распространяет культуру питания и физической активности среди молодежи РФ, Ты – предприниматель связан с вовлечением молодежи в предпринимательство и поддержкой молодых предпринимателей; Артквадрат ориентирован на продвижение молодежи в сфере искусства и культуры; Все дома предполагает вовлечение молодежи в содействие реформированию ЖКХ; Молодежные правительства – вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь. Также действуют проекты Молодые строители и Команда 2018.

В структуре Министерства образования и науки РФ есть также Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики, который образован в октябре 2012года[108].

Среди федеральных органов законодательной власти, реализующих ГМП в РФ, следует отметить Комитет Государственной Думы по делам молодежи и Комиссию Совета федерации по делам молодежи и туризму. К ведению Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму относятся вопросы законодательного обеспечения: ГМП, прав молодежи; государственной поддержки деятельности детских, юношеских и студенческих объединений, молодежных общественных объединений и движений; гражданско-патриотического воспитания молодежи. Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму оказывает правовое, методическое и организационное содействие деятельности Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблеи). При Совете Федерации существует Молодежная парламентская ассамблея.

Помимо федеральных органов государственной власти, ГМП реализуют региональные и муниципальные органы по делам молодежи. Например, в Краснодарском крае это Департамент молодежной политики Краснодарского края; Комитет ЗСК по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества; Комитет ЗСК по физической культуре, спорту и делам молодежи. На муниципальном уровне – Управление по делам молодежи администрации МО Краснодар; Комитет Городская дума г. Краснодара по образованию, спорту, делам молодежи, культуре и туризму.

Таким образом, современная государственная молодежная политика связана с деятельность органов государственной власти по созданию условий самореализации молодежи; позитивной деятельностью молодежных объединений, молодежных инициатив. Традиционно в осуществлении ГМП используется программно-целевой подход, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация целевых программ.

В заключение первой главы «Теоретико-методологические основы исследования государственной политики в области молодежного потребления» можно сделать следующие выводы.

В рамках социологических теорий молодежи можно выделить следующие исследовательские направления: психоаналитический, структурно-функциональный, субкультурный и социологический. Психоаналитическая ориентация связана с работами Э. Эриксона, концептом социального характера Д. Рисмена, идеями Р. Бенедикт, интерпретацией И. Кономгетерохронности как причины противоречий юношеской психологии. Структурно-функциональный подход в изучении молодежных проблем был разработан американским социологом Т. Парсонсом в 1940-х гг. в ходе дискуссии о роли возрастных групп в обществе. Представители данного подхода (Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт, М. Титма) подчеркивали роль молодежной культуры в снятии социальной напряженности в обществе. В данной парадигме молодежь рассматривалась как функциональная система позиций, социальных статусов и институциональных ролей, определяющих ее социально-групповую сущность. Одним из примеров применения структурно-функционального анализа отечественными социологами является стратегия лонгитюдных исследований. Представители субкультурного подхода (П. Уиллмот, Ф. Коэн, С. Коэн) обратили внимание на девиантное поведение различных групп молодежи. Сторонники культурологического направления (К. Мангейм, М. Мид, С. Фрис) исследуют молодежные проблемы сквозь призму термина «поколение».

Российская социология молодежи в своем развитии прошла ряд этапов. В отечественном обществоведении до начала 1940-х гг. молодежь не рассматривалась как самостоятельная социальная группа. Всплеск социологических исследований молодежи пришелся на 1960-е годы. Главным фактором, определившим развитие социологии молодежи после распада СССР, явилась отмена идеологического контроля. В настоящее время социология молодежи активно развивается, в фокусе исследовательской оптики исследователей появляются новые молодежные феномены.

Потребление - это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага.

Социологические концепции потребления включают в себя следующие направления: классическое (представленное структуралистскими концепциями), постмодернистское (основанное на конструктивизме) и социально-конструктивистское (сочетающее в себе принципы первых двух направлений).

Институционализация социологии молодежного потребления начинается с появлением работы М. Абрамса «Подростковое потребительство» (1959), в которой автор указывает на возникновение феномена молодежного потребления в Великобритании в послевоенные годы, отличительные особенности потребительского поведения молодежи от других возрастных групп, а также влияние на потребление британских подростков ценностей американской культуры.

Суммируя различные подходы в интерпретации молодежного потребления, автор выделяет следующие типы потребительских стратегий в молодежной среде. Это материальное молодежное потребление; культурное потребление молодежи; потребительские практики молодежи в сфере досуга; безденежное потребление в молодежной среде (автостоп, дарение, каучсерфинг, фри маркет, фриганство); политическое потребление в молодежной среде; потребление молодежи в контексте формирования здорового (нездорового) образа жизни.

Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа, переживающая период активного становления социальной зрелости, обладающая определенным социально-экономическим положением и психологическими особенностями, связанными со специфическим этапом жизненного пути.

Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна. Она дифференцирована по нескольким признакам: по полу, возрасту, образованию, доходу, месту в социально-классовой структуре общества и в системе трудовых отношений, по образу и стилю жизни.

Теория поколений помогает проанализировать особенности различных генераций и предсказать потребительское поведение, исходя из их базовых ценностей.

Автор выделяет шесть этапов в историческом развитии институционально-правовой базы государственной молодежной политики РФ. По причине отсутствия федерального закона о молодежи основным механизмом реализации государственной молодежной политики являются целевые программы.