Государственная молодежная политика

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:

Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

Государственное регулирование молодежной политики.

Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

- общереспубликанском;

- региональном.

И основывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации.

В поле их деятельности находятся проблемы:

1. занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

2. включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

3. формирование системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;

4. профилактика преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

5. поддержка социально значимых программ молодежных и детских организаций;

6. участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение «вечно молодого», полностью зависящего от родителей и «дающего» государства.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды.

Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Для современной социально-экономической ситуации типичны ограниченность государственных ресурсов и государства в регулировании социальных процессов, что привело к ограничению возможностей молодежи при получении образования, трудоустройства, снижению материального уровня жизни, к затруднениям в решении жилищных вопросов. Решение коренных проблем жизнедеятельности молодого человека недостаточно гарантировано государством и необходимы действия, компенсирующие эту недостаточность. Эта ситуация порождает и усиливает антиобщественное поведение молодежи, что весьма чувствительно отражается на функционировании государства и жизни молодого человека. Следует отметить, что основные направления и приоритеты молодежной политики определяются с учетом содержания и структуры деятельности министерств и ведомств социального блока и реализуемых ими социальных программ. В Федеральной программе «Молодежь России», принятой на 2001-2005 гг. определены следующие основные направления:

1. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

2. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;

3. Государственная поддержка молодых семей;

4. Оказание социальных услуг для молодежи;

5. Обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Приоритетные направления государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.

Принципы деятельности органов исполнительной власти государства по реализации Государственной Молодежной Политики (ГМП) основываются на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.

2. Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.

3. Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.

4. Принцип участия - молодежь - не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские общественные объединения – активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Разработка современной концепции государственной молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и отдыха и находить свои механизмы содействия их реализации. Только координация и совместное осуществление различных направлений социальной политики сделает их сильными в своей особенности и общности. Главное в государственной молодежной политике - повышение субъектности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

- создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

- воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- недопущения дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

- создания условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- расширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- реализации инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Задачи по реализации молодежной политики определяются всеми государственными органами исполнительной власти и утверждаются Межправительственной комиссий по работе с молодежью. Задачи по реализации молодежной политики в субъектах РФ рассматриваются и утверждаются государственными органами исполнительной власти субъекта РФ. Молодежные, детские общественные объединения являются активными участниками формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян.

В Программе муниципальной молодежной политики «Молодежь XXI века» определены следующие задачи:

1. Создание условий для гражданского становления, физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;

2. Решение социально-экономических проблем молодежи, осуществление социальной поддержки и защиты молодежи;

3. Формирование здорового образа жизни детей и молодежи;

4. Интеллектуальное развитие молодежи; развитие художественного и научного творчества;

5. Формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для защиты студенчества;

6. Получение школьниками навыков общения и разрешения конфликтов, планирование мероприятий, повышение интереса к участию в культурной жизни школы и города в целом;

7. Правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений.

Основанием для определения основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики является широкий взаимосвязанный круг процессов и явлений:

- общие задачи государственной политики;

- возможности и ресурсы государственной власти;

- содержание и направленность социальной политики, реализуемые социальные программы;

- уровень развитости государственной молодежной политики;

- этапы жизненного пути молодежи;

- реализация прав молодого человека как гражданина;

- характер процессов включения в трудовую и общественную жизнь.

Следует иметь в виду, что ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых и достаточных условий для вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь и актуальных в любых социально-экономических условиях функционирования государства; другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями.

При определении основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной политики, учитывать отраслевые концепции и отраслевые программы, общее и устойчивое в региональных программах.

Стратегические цели государственной молодежной политики

Направлены на:

- создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества;

- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть:

- воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;

- воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

- подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;

- становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.

Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.

Применительно к государственной молодежной политике это означает:

1. Соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека – гражданина;

2. Социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;

3. Адресную социальную помощь;

4. Социальную поддержку молодой семье.

Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья (в т.ч., рождение, здравоохранения, роль семьи), образование (общее и профессиональное) и воспитание (связь школы, семьи и общественности), профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи.

Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные орган исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки зрения ГМП.

Для современной социально-экономической ситуации типичны ограниченность государственных ресурсов и государства в регулировании социальных процессов, что привело к ограничению возможностей молодежи при получении образования, трудоустройства, снижению материального уровня жизни, к затруднениям в решении жилищных вопросов. Коренные проблемы жизнедеятельности молодого человека недостаточно гарантированы государства и необходимы действия, компенсирующие эту недостаточность.

Определение основных направлений и приоритетов ГМП следует определять с учетом содержания и структуры деятельности министерств и ведомств социального блока и реализуемых ими социальных программ.

В Федеральной программе “Молодежь России”, принятой на 2001-2005 гг. определены следующие основные направления. Учитывая специфику концептуального и проектного документов, возможно уточнить и дифференцировать основные направления и приоритеты ГМП.

Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики.

Необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодежи подтверждает международный опыт. Об этом убедительно свидетельствует практика осуществления молодежной политики (ее закрепления в конституциях) в зарубежных странах - Германии, Франции, Швеции, США, Италии, Испании и др. К началу 90-х гг., по данным ООН, в мире насчитывалось более 130 стран, принявших специальные законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья, образования (общее и профессиональное) и воспитания (связь школы, семьи и общественности), а так же профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи. Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные органы исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки зрения молодежной политики.