Государственная политика по решению проблемы негативного влияния СМИ на молодежь

В современный период, характеризующийся значительным прогрессом развития техники и технологий СМИ, обращает на себя внимание озабоченность мировой элиты проблемой негативного влияния СМИ на подростков. К сожалению, в России очень мало серьезных исследований на эту тему, а между тем, негативная деятельность СМИ продолжает «набирать свои обороты» и в нашей стране, привлекая к экранам телевизоров и заманивая сетевыми играми все большее количество детей и молодежи.

Всего лишь несколько десятилетий назад, никто из нас даже не мог себе представить, что ежедневные программы телевизионного вещания будут такими, какие они есть на сегодняшний день. Осознанно проводимая СМИ политика пропаганды насилия, жестокости и безнравственного поведения способствует «вымыванию» естественных жизненных и семейных ценностей, приводит к нивелированию в обществе норм этики и морали, а также, по мнению прогрессивных ученых, способна вызвать различные детские поведенческие расстройства, которые чаще всего проявляются в форме гиперактивности, агрессии по отношению к окружающим и себе самому, повышенной утомляемости детей во время обычных школьных занятий. Хотя данные статистики правонарушающего поведения детей и молодежи и свидетельствуют об общем снижении количества преступлений, совершаемых представителями данных возрастных групп, но между тем, ученых и практиков беспокоит другая проблема: увеличение количества преступлений совершаемых агрессивно настроенными подростками.[1] Такие преступления зачастую характеризуются проявлением крайних форм агрессии по отношению к жертве. Подростки готовы на все, чтобы получить желаемое.

По нашему мнению, проявление агрессии и экстремизма в молодежной среде напрямую зависят и от деятельности СМИ. Дети и подростки часами, зачастую бесконтрольно, проводят свое время у экранов телевизоров или у мониторов компьютеров. Как уже упомянуто нами выше, далеко не все телевизионные передачи являются полезными для детей и подростков, а, пожалуй, даже наоборот, просмотр большинства из них может привести к негативным последствиям. Что касается содержания передач, а особенно иностранных мультфильмов, где дядям, тетям и другим персонажам дозволено нарушать нормы морали и нравственности, а также быть жестокими по отношению к друг другу, в том числе убивать, резать и грабить других персонажей, то это рассматривается представителями СМИ как само собой разумеющееся явление. К сожалению, аналогичным образом все вышеуказанное воспринимают и сами дети.

Сразу оговоримся, мы не склонны принимать за должное точку зрения, согласно которой - «возможность просмотра детьми и подростками тех или иных телепередач, в любое время суток, должны регулировать родители, от них, в конечном итоге, зависит безопасная организация досуга их детей». Так, как спрятать от детей компьютеры и телевизоры все равно не получится.

Где гарантия, что дети и подростки не посмотрят недозволенную родителями телепередачу у своих друзей, или не поиграют вместе с ними в «плохие» компьютерные игры?

О компьютерных играх и интернете: ни для кого из нас не является секретом, что персональный компьютер, а иногда и несколько компьютеров, есть почти в каждой российской семье (в данном случае имеются ввиду родительские семьи, проживающие в городах). Большинство семей, которые позволяют себе покупку компьютера, сразу или спустя некоторое время подключаются к сети интернет. К сожалению, многие родители не подозревают о том, что вместе с покупкой компьютера и подключением его к сети интернет, для получения доступа к полезной и нужной информации, они приобретают и массу серьезных проблем, при наличии которых незаменимый источник доступа к СМИ – компьютер, может стать для семьи и ребенка настоящим врагом. Ведь ни для кого не является секретом, что в сети интернет содержится также информация крайне негативного содержания. Некоторые родители наивно полагая, что их подросшие дети «уже умеют отличать зерна от плевел» и «могут сами разобраться в потоке информации, содержащейся в сети интернет», позволяют им, без надзора со стороны старших, находиться в сети интернет довольно длительное время. Что касается родителей подростков, то они зачастую просто не представляют, сколько времени, на самом деле, проводят за компьютером, находясь непосредственно в сети онлайн, их подросшие дети. Помимо того, что долгое нахождение детей возле компьютера представляет опасность для их физического здоровья, зачастую содержащаяся в сети информация и тем более сетевые игры наносят невосполнимый ущерб их психическому развитию и нравственному здоровью, вплоть до формирования у детей виртуальной зависимости.

Что касается игр, в которые играют, находясь в сети подростки, то эти игры опасны для детей тем, что сами по себе они содержат элементы агрессии, убивая других персонажей игры в сети онлайн, (то же самое можно сказать и о содержании большинства обычных компьютерных игр, покупаемых детьми на простых компьютерных дисках) дети становятся более жестокими. К сожалению, жестокость и вседозволенность, которая позволена игрокам в виртуальном мире, уже «выплескивается через край» и перерастает в различные формы детской, подростковой и молодёжной агрессивности и заканчивается применением насилия в реальном мире. Так, например, по сообщению ИА REGNUM от 09:11 02.06.2010, в Уфе (Башкирия) за убийства соперника по компьютерной игре осужден 22-летний студент 5 курса высшего учебного заведения (ч.4 ст.111 УК РФ). Ему назначено наказание в виде семи лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. "Следствием установлено, что ночью в декабре 2007 года между ним и еще одним игроком сетевой игры, состоящих по игровому сценарию в противоборствующих кланах, произошла ссора из-за того, что он "убил" виртуального героя - гнома, за которого играл потерпевший, - пояснила следователь прокуратуры Кучина. - В ходе ссоры "убийца" гнома был избит. Через неделю подсудимый совместно с двумя друзьями пригласил обидчика к торговому центру "Башкирия" в Уфе, чтобы разобраться и выяснить, за что он его избил. Между молодыми людьми вновь произошла ссора. Инициатор встречи ударил знакомого кулаком по лицу, а затем нанес множественные удары ногами в область лица и головы, что повлекло смерть потерпевшего". Потерпевший занимался частным извозом, был женат, у него осталась 10-летняя дочь.[2]

В данном случае, по всей видимости, причиной печально закончившегося конфликта, скорее всего, стали разногласия, возникшие в процессе сетевого общения путем переговоров в чате популярного модного сетевого тренда - «Лайн Эйджа-2» (Lineage-II) — игры, в которой могут участвовать одновременно тысячи пользователей интернета. Там, в виртуальной реальности, они объединяются в кланы, армии, группировки, вместе охотятся на монстров и часто воюют между собой… Свою компьютерную войну геймеры могут вести когда угодно и где угодно: в игровом клубе, дома или в офисе. Чтобы побеждать в этой игре, говорят они, надо в ней постоянно жить. Как выяснилось, эта виртуальная жизнь иногда

способна привести ко вполне реальной смерти.»[3] Причем, как поясняет topnews.ru, это не единственный случай, когда виртуальная агрессия перерастает в агрессию реальную. Имеются другие печальные примеры неудачного сетевого общения.[4]

Хотим обратить внимание и на другие опасности, которые поджидают детей и подростков в сети он-лайн: все знают о том, что сеть наводнена порнографическими снимками, просмотр которых детьми до достижения ими определенного возраста, небезопасен для их здоровья.

Кроме того не дремлют в сети и «добренькие тети и дяди», которые так и норовят пригласить наших детей сниматься в «хорошем и веселом кино», или «устроиться на хорошую работу». Зачастую за такими предложениями кроется опасность совращения несовершеннолетних, либо попытка завлечения их в секту.

Согласитесь, даже мы взрослые, не вдруг и не сразу откажемся от таких предложений, а разберемся лишь спустя некоторое время, да и то не всегда. В данном случае, речь идет о сайтах «защитников прав человека от незаконного психиатрического вмешательства» - Гражданской комиссии по правам человека (ГКПЧ). А на самом деле эти сайты и сама ГКПЧ, своей деятельностью представляют интересы тоталитарной деструктивной сатанинской секты саентологии и дианетики. «Церковь Саентологии и

Дианетики - мощная международная секта с большим капиталом. Учение саентологии является религией, в которой Рон Хаббард, по сути, занимает место Бога, а все его труды - Священного писания. Дианетика и саентология "работает" за счет сеансов одитинга, дающих гипнотическими методами чувство эйфории (душевного подъема) клиенту. Адептам секты внушается мысль о всемирном заговоре против них, чувство своей избранности, резко враждебное отношение к критике и безграничная преданность организации. Истина находится только в саентологии, все остальное человечество заблуждается и погибает. В организации вырабатывается зависимость и комплекс вины у своего адепта. Конечной целью саентологов является захват мировой власти и перестройка мира по саентологическому образцу, что

достигается искоренением всех остальных движений, религий и даже мнений».[5] Не стоит полагать, что руководители сект не интересуются судьбой детей и для них главное - завлечь в свой культ людей взрослых, от которых будет больше пользы во всех смыслах, в том числе и в материальном. Это совсем не так. Интерес к детям со стороны сект огромен. Они даже и не скрывают этого.

Рон Хаббард, основатель секты сайентологов, писал: "Спасите ребенка - и вы спасете нацию". Слова хорошие, но нелишне напомнить, что "спасение по Хаббарду" возможно лишь в сайентологической секте. Если следовать, например, теории Муна, то ребенок - это третий мессия после самого преподобного. Один из текстов свидетелей Иеговы уточняет: "Чем раньше начинается формирование ребенка, тем более велики шансы, что дети прочно укрепятся в истине и сделают своим призванием службу ей". Истина же здесь только одна - та, что проповедуется адептами секты. Раэль - французский мессия, утверждающий, что еще в 1973 году с ним в контакт вступили инопланетяне и поручили ему открыть на Земле их посольство, предлагает давать детям соответствующие тесты уже в детских садиках, чтобы "выявить будущих избранных.»[6] Как мы понимаем, это далеко не все «подводные камни», которые поджидают наших детей в сети-онлайн. По нашему мнению, пора серьезно задуматься над тем, стоит, или не стоит позволять им, находиться там бесконтрольно в любое время суток. Отсюда возникает вопрос, а чем все-таки занять наших детей в свободное время? Данная проблема, на наш взгляд, уже сейчас должна стоять в ранге первых по вопросу обеспечения национальной безопасности.

По нашему мнению, в целях решения проблемы сохранения физического здоровья детей и молодежи, обеспечения их наилучшего психологического и нравственного развития, необходимо решить следующие задачи:

1) Организовать ежегодную диспансеризацию детей, подростков и молодежи, с целью выявления и профилактики развития различных заболеваний, в том числе наркомании, алкоголизма и других видов зависимостей.

2) Принять государственные меры, направленные на обеспечение наилучшей защиты прав детей и подростков. Запретить законодательно, в дневное и вечернее время трансляцию телепередач, содержащих сцены насилия, пропагандирующие безнравственное поведение, нарушающие нормы общественной морали и нравственности. Аналогичным образом решить вопрос о работе сетевых ресурсов, пропагандирующих безнравственное поведение, применение насилия, нарушающих нормы общественной морали и нравственности.

Решить вопрос о запрете ресурсов, созданных представителями тоталитарных сект, признанных деструктивными и опасными, которых в настоящее время существует более трехсот. [7]

Инициировать создание полиции (милиции) общественной нравственности. Привлечь к работе в сети-онлайн детских правозащитников.

За нарушение норм Закона, регулирующего деятельность СМИ, предусмотреть возможность привлечения представителей СМИ, нарушающих права детей, в зависимости от тяжести совершенного ими деяния к административной, либо уголовной ответственности;

3) Принять меры по возрождению деятельности детских и молодежных организаций и пусть они будут называться иначе, чем Пионерия и Комсомолия, но цели их будут направлены на решение задачи - наилучшего воспитания высоконравственного человека, строителя нашего будущего демократического государства.

4) Принять меры по организации детского и молодежного досуга, по месту жительства детей и молодежи: строительство и открытие «Клубов детского и молодежного досуга». Обеспечить государственную поддержку действующих и вновь созданных таких клубов, вовлечение в воспитательную деятельность, на базе клубов детского и молодежного досуга, людей способных и готовых к работе с детьми, настоящих патриотов своего отечества.

5) Поддерживать работу действующих детских и молодежных физкультурно-оздоровительных организаций, строить и открывать новые физкультурно-оздоровительные комплексы, в целях вовлечения детей и молодежи в занятия физкультурой и спортом, проводить различные соревнования, например «Веселые старты», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Молодежные олимпиады» и т.д.

6) Поддерживать действующие и формирующиеся общественные объединения, которые ведут работу, направленную на сбережение физического здоровья детей и подростков, обеспечивающие наилучшее нравственное и психологическое развитие детей и молодежи. Для решения этой задачи допустимо привлечение положительно зарекомендовавших себя представителей общественных объединений и людей готовых начать работу с детьми, по месту их учебы, или жительства.

7) В целях ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, проводящих за сетевыми играми длительное время, организовать круглосуточное дежурство психологов и социальных педагогов в сети-онлайн, с целью профилактики возникновения агрессии и «погашения» конфликтов в среде игроков, подавляющее большинство которых составляют дети, подростки и молодежь. Привлекать для работы с детьми на популярных молодежных ресурсах педагогов-организаторов с целью организации досуга детей и молодежи в группах по интересам.

8) Положительно решить вопрос о повышении размеров должностных окладов специалистов, работающих с детьми и молодежью, предусмотреть их премирование за значительный вклад в дело воспитания детей и молодежи.